Home » Учебно-методические материалы » Организация работы с учащимися на основе диалога в преподавании и обучении

Организация работы с учащимися на основе диалога в преподавании и обучении

На основе многолетних исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении и психологии творчества, была разработана технология диалогического обучения, при которой можно заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Даная технология универсальна, то есть, её можно применить на любом предметном содержании и любой ступени.

Опыт работы в школе показал, что диалог занимает одно из центральных мест.  Диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учеников и увеличению результативности в общении. Практика доказывает, что утверждение Выготского об увеличении эффективности когнитивного развития в период, когда ученик работает в своей «Зоне Ближайшего Развития», актуально как никогда. Вывод Выготского о том, что общение – главный инструмент обучения, стал для меня определяющим [1стр 144].

Изучение теории диалогического обучения на  курсах наталкивает на мысль, что форм вовлечения в диалог на уроках математики недостаточно. Часто используемые лекционные формы подачи учебного материала приводили к тому, что пассивное слушание ученика не давало возможности  использовать вербальные средства: обсуждение, говорение и аргументацию.   На традиционных уроках ученики чаще вступают в диалог  с учителем и редко  с другими, более знающими учениками.

Изучение теории диалогического обучения, в частности исследований Мерсера и Ходжкинсона дало возможность проверить на практике такие положения:

— совместная беседа учеников в классе позволяет выразить свое понимание темы;

— помогает им осознать, что у людей могут быть разные идеи;

— содействовать аргументированию учениками своих идей;

— помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. [1стр 145].

Для более эффективной работы по налаживанию диалога в классе необходимо изменить структуру урока, выделив больше урочного времени, где ученики могли бы говорить и рассуждать, поменять стиль разговора, постановку вопросов и направленность бесед с учащимися. Все это было направлено на   повышение уровня знаний учащихся и развитие речевых  навыков.

Процесс обучения – это обмен информацией, постоянный диалог и  даже взаимное обучение учителя и учеников. Именно на различии взглядов можно строить поисковую диалоговую методику обучения. Формула такова «Давайте искать ответ вместе, и нет ничего страшного, если уйдя с уроков, мы будем иметь разное мнение». Дискуссии и споры в классе не помешают, а даже значительно облегчат работу педагога, помогут прочно усвоить учащимся факты и понятийный аппарат.

Диалогическая технология дает нам развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения [2].

Постановка вопроса – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Например, на уроке алгебры в 11 классе при изучении темы  «Степени с рациональным и иррациональным показателями» перед учащимися можно поставить проблему:  Что такое степень с целым показателем? Данный материал был знаком учащимся с 7 класса и перед ними встанет задача — вспомнить этот материал и включить его в работу.

Вопросы нужно задавать по принципу «от простого — к сложному»( по Блуму).  Например, по теме «Иррациональные уравнения» можно  задать  вопросы низкого порядка (закрытые), а затем вопросы высокого порядка (открытые).

Вопросы низкого порядка Вопросы высокого порядка
-какое уравнение называется иррациональным? — как вы думаете, почему проверка  иррационального  уравнения является обязательным этапом его решения?
-Перечислите основные методы решения иррациональных уравнений — как вы считаете, можно ли упростить проверку иррациональных уравнений?
-Как называется числовое значение неизвестного, удовлетворяющее уравнению с одним неизвестным? — как вы считаете, будет ли уравнение, полученное после возведения обеих его частей в одну и ту же степень , равносильно данному?
— что значит решить уравнение — как вы считаете, какие корни называются посторонними для данного иррационального уравнения
— назовите преобразования, которые приводят данное уравнение к новому уравнению, ему равносильному
— как вы думаете, каким может быть подкоренное выражение корня чётной степени?

Вопросы  были  поставлены  на знание, умение, синтез, анализ и применение.

Значение вопросов в диалогическом подходе для развития обучения определяется в:

  • стимулировании учеников к конструктивным и предметным суждениям и высказываниям;
  • развитии у учеников неподдельного интереса и положительных эмоций к обучению; любознательности стимула к исследованиям;
  • содействии формированию и вербализации знаний;
  • поддержке креативного мышления;
  • развитии критического мышления;
  • развитии умения учиться друг у друга, уважать и ценить идеи других учеников;
  • выявлении особых сложностей или недопонимания, которые могут затруднять обучение[1].

Поиск решения – этап формулирования нового знания. На уроке «Решение иррациональных уравнений» учащиеся, работая в группах, ученики составляют алгоритм решения уравнений каким-либо методом (каждой группе представляется конкретный метод), и предоставить эту информацию для всего класса. Результатом работы каждой группы является презентация полученной информации перед всем классом.    Следует отметить, что особенностью данного урока будет не только теоретическая работа учащихся, но и выполнение практических заданий. Каждой  учащийся в группе имеет строго-определенную роль, выбор которой стоял за самим учащимся, например: спикер, оценщик. Ребята во время работы обмениваются своими идеями, выдвигают гипотезы, различные пути решения. Таким образом, уровень лидерских качеств повышался в каждом ученике класса и учитывался подход индивидуальный в обучении. На протяжении всей работы  происходит диалогическое обучение.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенной учителем беседы. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий [3].

Кумулятивная беседа так же необходима на уроках. Например, на уроке  «Задачи на вычисление, преобразование и доказательство алгебраических выражений» в ходе беседы (обмена  знаниями) ученики вырабатывают алгоритм действий при решении упражнений  по данной теме. Сильные учащиеся выступают в роли консультантов, помогали и поддерживали одноклассников в их «Зоне ближайшего Развития» (ЗБР). В данном виде работы диалог являлся главным инструментом обучения. При проведении урока по изучению темы «Степени с рациональным и иррациональным показателями» можно использовать исследовательскую беседу.

Диалогическое обучение очень ярко выражено в групповой работе. Каждый ученик во время совместной работы отвечает не только за результат своих действий, но и за результат всей группы. Более сильные учащиеся помогают осмыслить и овладеть учебным материалом более слабым учащимся, при этом они совершенствуют и  свои собственные умения. Когда начинаешь сравнивать типы бесед, которые используешь при проведении уроков, то  убеждаешься, что исследовательская беседа это тип беседы, который необходимо развивать учителям. Изначально  было предположение, что исследовательскую беседу можно использовать при работе в больших группах, но это оказалось ошибочным предположением. Опять же подтверждается классический принцип диалогической беседы «Чем меньше группа – тем лучше!» Малая группа, в которой участники имеют общую проблему, создают совместное её понимание, обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга, создают коллективное знание и понимание, — вот идеальное объединение для диалогового обучения[1]. Нужно сделать всё, для того что бы ученики думали вместе!

При анкетировании учащихся для выявления успешности применения совместной работы, можно было  убедиться, что старшеклассникам нравиться такой вид работы. Ученики отметили, что в группе есть возможность высказать свое мнение без боязни; члены группы чувствуют поддержку друг друга; у слабых учащимся совместная работа формирует чувство успешности, помогает преодолеть стеснение и робость, удовлетворяет потребность быть признанным и принятым. Таким образом, можно сделать следующие выводы. Роль учителя — направляющая, корректирующая. В основе любой работы на современном уровне лежит диалоговое обучение. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение[4].

Если говорить о трудностях применения диалогического обучения, то наверно  сложно на уроках перейти от  опроса к обсуждению и увидеть между ними границу. Организовать обсуждение так, чтобы это был целенаправленный обмен мнениями (диалог) между учениками без вмешательства извне.

Диалогическое общение осуществляется тогда, когда собеседники позитивно настроены по отношению друг к другу и воспринимают себя в качестве равноправных партнеров. При диалогическом общении каждый собеседник воспринимает другого как человека, имеющего право на собственное мнение, хотя не означает полного согласия обучающихся. Содержание диалога включает в себя проблемы и нерешенные вопросы. В то же время диалог позволяет решать проблемы совместными усилиями обучающихся.  Это общение по существу [3].

 

Литература:

 

  1. Руководство для учителя. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, 2012 стр. 155.
  2. Габриелян О.С. Особенности обучения на базовом уровне старшей школы: несколько методических советов коллегам // Газета «Первое сентября». – 2008. — № 18. – С. 1 — 7;
  3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2006.
  4. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008;

 

Бектурганова Карлыгаш Кемельхановна

старший  преподаватель кафедры

«ИТиМПЕ(Н)Д»  «ФАО «НЦПК  Өрлеу»

институт повышения квалификации

педагогических работников

по Жамбылской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*