Home » Учебно-методические материалы » Формирование скорости чтения учащихся

Формирование скорости чтения учащихся

Скорость чтения, обязательный уровень, возможный уровень

Reading speed, compulsory level, possible level

 Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и обеспечивает письменную форму общения.

Цель обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности, заключается в следующем: научить обучающихся рациональным приемам восприятия и переработки информации в зависимости от содержания и коммуникативной задачи.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что одна из важнейших задач школы – формирование у обучающихся навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.

Педагоги и психологи констатируют тот факт, что дети едва научившись читать в начальной школе, к седьмому- восьмому классу читают все хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что интеллектуальная деятельность тоже замедляется. Обучающиеся медленнее читают условие задачи, упражнения, забывают его суть, прежде чем начнут его выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого, ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать.

Опыт свидетельствует, что плохо читающие обучающиеся обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те обучающиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе [1].

Работа над техникой чтения — процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для обучающихся. Однако без нормальной техники чтения обучение в старших классах будет затруднено.

Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

— технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, — с другой);

— понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание прочитанного, а лёгкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придаётся его технике, на последующих – пониманию текста.

Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и навыков, поскольку:

— использование чтения позволяет обучающимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;

— коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;

— упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.

Чтение имеет большое познавательное, воспитательное, общеобразовательное и практическое значение, особенно для развития профессиональной компетенции. В связи с этим повысились требования к содержанию учебных текстов:

— воспитательная ценность. Тексты должны воспитывать ценности гуманистического общества, ответственность специалиста за результаты и последствия своей деятельности;

— познавательная ценность и научность содержания текстов, профессиональная ориентация;

— соответствие содержания возрасту и интересам обучающихся, уровню их обученности, интеллектуальным и познавательным запросам.

Проблема продвижения чтения сегодня актуальна во всем мире. В разных странах существуют свои подходы к ее решению. В мировой и отечественной практике наработан положительный опыт по решению проблем «кризиса чтения».

Во Франции решение проблемы чтения стало в 80-е годы одной из приоритетных задач в политике Министерства культуры и правительства. Специальное Управление определило целостную политику в области книжного дела и чтения от момента ее создания до предложения читателям.

Массовая пропаганда книг и чтения осуществляется в Нидерландах. Здесь интенсивно работает Фонд массовой пропаганды голландских книг. Ежегодно организуются Неделя книги, когда всеми средствами внимание жителей страны привлекается к голландской литературе, и Неделя детской книги. Центр информации и документации подготавливает и рассылает информацию для проведения мероприятий по пропаганде детской книги в библиотеки и школы.

В Великобритании в рамках Национального года чтения действовала программа «Совместное чтение в семье». Основные его мероприятия: «Кампания по записи в библиотеки» направлена на то, чтобы привлечь детей и их родителей в местные библиотеки; «Чтение перед сном» побуждала родителей и воспитателей читать своим детям; «Читай вволю пока не надоест» предлагала подросткам обсуждать прочитанное.

В Германии образован Немецкий фонд чтения, который проводит целенаправленную политику в области поддержки чтения. Цель фонда — внедрять в сознание широкой общественности мысль, что чтение и письмо сохраняются как основополагающие инструменты культуры.

В Бельгии создан Фонд чтения в 2002 году, целью которого является создание в стране условий, способствующих чтению. В 2006 году в состав Фонда чтения вошёл Национальный центр детской литературы, который является частью международного академического сообщества специалистов в области детской литературы. Фонд постоянно воплощает в жизнь идеи, направленные на то, чтобы вдохновить детей и взрослых на чтение хороших книг

В Швеции читателям предлагают большое количество разнообразных бесплатных программ. «Вике Вире» — это уроки речи для детей от 0 до 1 года и их родителей, ведёт занятия педагог-актриса. Программа «Карапуз Пеле» рассчитана на детей от 1 года до 2-х лет, на занятиях актриса декламирует и поёт вместе с детьми и их родителями. Уроки сказок на шведском языке проводятся педагогами и актёрами для детей трёх возрастных групп — 2-х, 3-х и 4-х лет. Подобные уроки проводятся и на иностранных языках. Так как наблюдается снижение интереса к книге и чтению в подростковой среде, особое внимание уделяется работе с этой читательской группой. Для подростков 11-13 лет работают клубы книголюбов, на встречах которых читают и обсуждают новые хорошие книги.

В США данная проблема чтения получила общенациональное звучание после доклада «Нация в опасности», когда были обнародованы цифры о функционально неграмотных подростках Америки, согласно которым функциональная неграмотность среди юных составляла 17 %. С этого времени проблема чтения находится в сфере постоянного внимания, осуществляется пропаганда книг, чтения, литературного наследия. В школах создаются места для чтения, реализуются различные программы, направленные на привлечение детей к книге, к чтению: «Год юного читателя», «Больше чтения об этом», «Любовь к чтению на всю жизнь», «Чтение открывает новые миры». Чтение в США поощряется в любом виде.

В России было принято решение о разработке долгосрочной Национальной программы развития чтения. Фундаментом реализации этой программы являются библиотеки, а основой для поддержки чтения детей и семей — школы и библиотеки, работающие с детьми. Одним из крупномасштабных проектов изучения детского досугового чтения является комплексное исследование «Сельский ребенок: чтение, книжная среда, библиотека». Разработан проект «100 книг Путина».

Курсы чтения во время каникул в Корее: программа обслуживания детей ведется местными публичными библиотеками во время летних и зимних каникул, начиная с 1971 года. Эта программа является корейской оригинальной программой и отвечает современной ситуации, когда общее количество библиотек еще недостаточно, чтобы всех охватить. Курсы чтения используют обычные формы, такие как экскурсии, обучение пользователей, обучение чтению.

Таким образом, во многих странах мира задача приобщения к книге населения относится к разряду приоритетных.

Каковы же нормативы скорости чтения? Что следует считать медленным и быстрым чтением? В США и некоторых других странах существует государственный стандарт скорости чтения.

Нормативы скорости чтения в зарубежных странах (в словах, для взрослых, при приеме на работу)

 

Скорость чтения Язык обучения
Английский язык Немецкий язык
очень низкая 170-200 100-140
низкая 200-230 140-180
средняя 230-250 180-220
быстрая 350-450 400-500
сверхбыстрая 550-650 600-800

Школьная система включает как обязательный компонент совершенствование техники чтения обучающихся. Предполагается, что выпускник средней школы должен в полной мере владеть навыком  быстрого чтения. Однако, как показывает опыт, этому надо учить специально, хотя бы в порядке факультатива.

Основные уровни сформированности навыка чтения

 

Уровень языка Классы
Начальный 1-4
Развивающий 5-9
Совершенствующий 10-11

Рекомендуемые нормативы чтения для основной школы с казахским языком обучения

 

Класс Обязательный уровень Возможный уровень
Кол-во слов Кол-во знаков Кол-во слов Кол-во знаков
1 класс 25 180 30 210
2 класс 46 330 51 360
3 класс 63 450 68 480
4 класс 80 570 85 600
5 класс 93 660 102 720
6 класс 102 720 110 780
7 класс 110 780 118 840
8 класс 118 840 126 900
9 класс 126 900 152 1080

 

Рекомендуемые нормативы чтения для основной школы с русским языком обучения

 

Класс Обязательный уровень Возможный уровень
Кол-во слов Кол-во знаков Кол-во слов Кол-во знаков
1 класс 30 180 35 210
2 класс 55 330 60 360
3 класс 75 450 80 480
4 класс 95 570 100 600
5 класс 110 660 120 720
6 класс 120 720 130 780
7 класс 130 780 140 840
8 класс 140 840 150 900
9 класс 150 900 180 1080

 

Среднее число знаков в одном слове

Язык Среднее число знаков в одном слове
Английский язык 5,2
Немецкий язык 10,8
Русский язык 6,0
Казахский язык 7,1

 

 

Число фрагментов

(в словах)

Размер фрагмента

(в словах)

30 5000 и более
30 3000-3500
30 1000-1500
                                                  7,1 знака в одном слове

 

Сопоставляя казахский язык с русским языком, отмечаем, что в казахском языке знаков больше, их семь (способ суффиксации в казахском языке меняется не на конечное слово, а нанизывается в конце каждого слова), например, балалар-балалармен-балаларга. В предложениях Мен мектепке бара жатырмын. — 4 слова, 23 знака; Я иду в школу. — 4 слова, 10 знаков.

Согласно лингвистическим законам в казахском языке в одном слове в среднем 7,1 знака; в русском языке в одном слове в среднем 6 знаков.

 

Казахский язык Русский язык
Закон звукового сингармонизма Закон открытого слога
Закон редукции гласных

 

Казахский язык    Русский язык
Словообразование

— части слов наращиваются

Словобразование

— части слов заменяются

Мало стечения согласных Много стечения согласных

 

Известны следующие виды чтения: просмотровое чтение, ознакомительное чтение, изучающее чтение.

При изучении мирового опыта было акцентирование внимание на формулу определения начальной скорости чтения. По этой формуле  вычисляется скорость чтения V= (Q/Т) *К, где V – скорость чтения, Q – объем, T – время, K —  коэффициент понимания.

К – коэффициент понимания: анализ ответов на 10 вопросов по содержанию прочитанного. При правильном ответе на все 10 вопросов К=1, на 8 вопросов – К=0,8 и т.д.

Требования к тексту для проверки техники чтения, тексты должны:

— иметь прозрачную сюжетную основу;

— состоять из предложений несложной конструкции;

— не включать в свой состав диалоги, пространные описания, стихотворные строки;

— состоять из слов, знакомых обучающимся (прочитанных ранее в составе других текстов);

— соответствовать возрастным особенностям обучающихся.

Критерии оценки техники чтения следующие:

  1. Способ чтения (слог, целое слово, словосочетание или смысловой отрезок).
  2. Правильность.
  3. Выразительность.
  4. Скорость или темп чтения.
  5. Уровень понимания прочитанного (осознанность: репродуктивный, аналитический, творческий.

Следует также отметить факторы, влияющие на читательскую грамотность: особенности чтения, социально-экономические факторы, гендерные различия, учебные стратегии.

Что же нужно для увеличения скорости чтения? Это, в первую очередь, надо иметь достаточно широкое поле зрения, читать без проговаривания текста и читать без возвратных движений глаз.

Восприятие текста и активная переработка информации — вот основные компоненты чтения. Следовательно, обучение чтению как одному из видов речевой деятельности — важнейшая учебная задача, которую должен решать учитель.

Как тренировать технику чтения

Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр, которые описаны выше.

Вот некоторые из них:

— жужжащее чтение;

— ежедневное чтение на уроке, когда все ученики читают вполголоса в течение 5 минут;

— чтение перед сном;

— многократное чтение текста;

— молчаливое чтение;

— пересказ содержания;

— чтение в темпе скороговорки;

— самозамер чтения. В конце урока оставляют несколько минут для того, чтобы произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный дневник.

Чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим большое внимание уделяется развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, с изменением лица рассказчика. Основным видом чтения в старших классах является чтение вслух.

Читательская компетентность учащихся старшей школы

В старшей школе должны быть обеспечены педагогические условия, превращающие готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение. Для старшеклассника характерен рост интеллекта. Развитие интеллекта предполагает не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы. Старшеклассники пытаются познать мир, чтобы найти в нем свое место, определить свою позицию, заложить основы будущей профессиональной деятельности. Характерен более высокий уровень обобщения и абстрагирования, стремление к причинному объяснению явлений, умение аргументировать, доказывать истинность или ложность какого-либо суждения, делать глубокие выводы, обобщать изучаемые факты в систему. Все это развивает критичность мышления. Формирование индивидуального стиля умственной деятельности, который в свою очередь является характерной особенностью творчески мыслящей личности, способной самостоятельно и гибко использовать имеющиеся знания и умения, проявлять самостоятельность при варьировании известных способов деятельности в новой ситуации.

Когда учащийся действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Учащийся сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда учащийся владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Стратегии чтения

Путь и программа действий чтеца называются стратегией чтения. Обучение стратегиям чтения включает не только умение раскрывать иерархию информационных уровней (факты, мнения, суждения), иерархию смыслов текста (основная мысль, тема, подтема, микротема и  др.), но и собственно процесс понимания (рефлексивная информация), то есть процедуру обучения пониманию при чтении. Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Владение навыками смыслового чтения позволит продуктивно учиться по книгам всегда.

Есть ряд наработок по формированию различных читательских стратегий, освоение которых значительно улучшит качество обработки прочитанного текста. Овладение стратегиями происходит преимущественно в группах или парах, что позволяет выработать у учащихся  не только речевую, но и коммуникативную компетентность.

Стратегия № 1. Направленное чтение

Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.

  1. Актуализация.

Прием «Ассоциативный куст»: учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.

  1. Учащиеся про себя читают небольшой по объему текст или часть текста, останавливаясь на указанных местах.
  2. Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному.
  3. Ответы нескольких учащихся обсуждают в классе.
  4. Учащиеся делают предположение относительно дальнейшего развития события.

Стратегия № 2. Чтение в парах – обобщение в парах

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

  1. Учащиеся про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый учащийся поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

Стратегия № 3.Читаем и спрашиваем

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Учащиеся про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Учащиеся объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном (Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание).

3.Один из учащихся формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция.

Стратегия № 4. Дневник двойных записей

Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

  1. В процессе чтения учащиеся должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Стратегия № 5. Чтение с пометками

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает учащимся задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

v

Знакомая информация

+

Новая информация

Я думал (думала) иначе

?

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной учебной деятельности, а ученику – классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.

Многолетние наблюдения и опыт обучения позволяют установить нормативы чтения учащихся старших классов.

Вид чтения Скорость чтения
сл./мин. зн. /мин.
Очень медленное 150 900
Медленное 250 1500
Быстрое 500 3000
Сверхбыстрое 500— 1000 3000— 6000
Панорамное быстрое 1000— 1500 8000— 10 000

Предлагаемая методика обучения позволяет в среднем увеличить скорость чтения в 3 раза по сравнению с первоначальной. Как правило, учащиеся достигают скорости в 3 тыс. знаков и более. При таком темпе за час можно прочитать около 100 страниц книги среднего формата.

Какова максимально возможная скорость чтения? Исследования показали, что максимальная скорость, при которой возможно полноценное усвоение прочитанного, не может превышать 1500 сл./мин (10 тыс. зн./мин). Примеры более высоких скоростей, которые приводятся иногда в зарубежной печати, или носят рекламный характер, или имеют в виду чтение типа скольжения-сканирования на повышенных скоростях.

Скорость чтения у каждого человека индивидуальна и зависит от множества факторов: активности и уровня нервно-психических процессов, темперамента, особенностей мышления и др.

Таким образом, правильнее повышать существующую скорость чтения. Наблюдения свидетельствуют, что практически любой здоровый человек сможет, овладев методом быстрого чтения по предлагаемой методике, увеличить скорость в 3 раза.

 

Список использованной литературы

 

  1. Андреев О. А.,Хромов Л. Н. Техника быстрого чтения. Москва, «Прометей».1990 г.

2.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Практическое пособие для обучения детей чтению.ЗАО «Премьера»ГИППВ. 1999 г.

  1. 3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Пособие для учителя. – М., Просвещение, 2008. – 151 с.
  2. 4. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-C. 96.
  3. 5. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: изд. «Ось-89», 1999. – C. 239.
  4. 6. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Журнал Начальная школа. 1989. №12. C. 27-31.

7.Типовая учебная программа по учебному предмету «Казахский язык», «Русский язык» для 5-9 классов уровня основного среднего образования

по обновленному содержанию  Астана, 2016 г.

8. Сатиева Ш. Развитие техники чтения учащихся. Улагат, 2004 г., № 4.
  1. Битибаева К. Методика преподавания литературы. Алматы, 1997г.

В статье описываются пути совершенствования техники чтения учащихся и приведены рекомендуемые нормативы чтения.

The article describes ways to improve students’ reading techniques and recommends recommended reading standards. 

 

 Б.М. Мухатаева,

зав. лабораторией

общественно-гуманитарного образования

Национальной академии образования имени И. Алтынсарина

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*