Home » О моем опыте » Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы (мастер-класс)

Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы (мастер-класс)

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас!

Цель мастера- класса: показать применение на уроках активных форм и методов обучения. Хочу поделиться  с вами своим опытом работы.

Свой мастер-класс я бы хотела начать с высказывания Бернарда Шоу.

Слайд 1

«Известно, что единственный путь к познанию – это деятельность»            Бернард Шоу.

С. Смит утверждал: «Разум дан человеку, чтобы познавать мир, чтобы вновь и вновь давать имена явлениям и предметам. Но важно, чтобы путь познания продолжался по инициативе самого человека, чтобы тот был не объектом, а субъектом освоения тайн мира»

В обучении своих учеников я руководствуюсь принципом «Ученик не объект, а субъект образовательного процесса». Воплотить этот принцип в практическую деятельность помогают активные формы и методы

Слайд 2

Что же такое активные методы обучения?

Под активными – понимаются методы, в которых субъектную, активную позицию ученик занимает по отношению к учителю, другим учащимся или индивидуальным средствам обучения.

Под интерактивными подразумеваются методы, при использовании которых ученик получает новое знание только в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими учащимися. Позитивно взаимодействие – основополагающий принцип интерактивных методов обучения, смысл которого заключается в достижении результата усилиями, рабочей группы, но при индивидуальной отчетности и ответственности каждого члена этой группы.

Слайд 3

В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности. Развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Слайд 4

Активные формы уроков

– интегрированный урок

– урок-исследование

– урок- консультация;

– игровые формы уроков;

– мультимедийные технологии обучения.

Слайд 5

Интегрированный урок – это одно из новшеств современной методики. Интегрированные уроки имеют свои преимущества.

1 мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве.

  1. развивает потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности.
  2. развивает логику, мышление, коммуникативные способности.
  3. форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.
  4. интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения. Слайд 6

Так с учителем английского языка Жолдасовой Н.А. провели интегрированный урок по теме «Города Казахстана»

Класс разделили на 4 группы: СГ, ЗГ, ЮГ и ВГ.  Каждая группа составила постер. И спикеры каждой группы защитили данный проект.

Слайд 7

В 6 классе по теме Басни Крылова провела урок-исследование.

Басни «Стрекоза и Муравей» и «Лебедь, Щука и Рак».

Цель урока-исследования: познакомить со спецификой басни как жанра на примере произведений Крылова; учить выделять общие признаки и отличительные особенности произведений; работать над выразительным чтением басен; учить выделять мораль – поучение, воспитывать на живом примере важные жизненные правила, нравственные качества.  Учащиеся были исследователями. Составили план исследования. 1 группа исследовала басню «Стрекоза и Муравей». 2-ая группа басню «Лебедь, Щука и Рак». Находили в басне мораль. Защищали свои проекты, и по составленным критериям я оценила работу группы. В конце урока каждая группа поставила инсценировку басни.

Слайд 8

Предлагаю вашему вниманию описание урока в 3 классе по теме «Времена года». Урок был разработан с внедрением 7 модулей программы. Планируемые результаты: умение выполнять самостоятельно творческие задания, развитие творческих способностей, анализировать увиденное и делать выводы. Класс разделила на 4 группы по временам года.

Слайд  9

На этом уроке я использовала метод Кластер. Кластер- графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие , а от него рисует стрелки –лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими , от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Слайд 11

Фрагмент видео урока. Учащиеся защищают свой проект.

Слайд 12

В конце урока на стадии рефлексии я использовала метод синквейн. Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящая из пяти строк. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Это очень интересная форма работы, дающая эффектный результат. Мне нравится этот метод и я часто использую его на уроке. Этот метод требует от ученика кратко резюмировать учебный материал. Метод эффективен как при работе с отстающими, так и при работе с одаренными детьми. Каждый ребенок почувствует радость от процесса познания. А это самое главное в нашей работе.

Кунарова Гулжан Мендибаевна,

учитель русского языка

 и литературы средней

школы № 22 имени

Алии Молдагуловой

 города Атырау

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа с учителями.

-Давайте попробуем стать учениками и составить синквейн. 1 группа пишут синквейн на тему «Урок», 2- «Учитель», 3 – «Мастер-класс».

Слайд 13

Качество образования напрямую связано с использованием новых форм и методов обучения. Активность моих учеников  повысилась на 100%. Познавательность -100%

Работоспособность – 50 %

Самостоятельность – 70 %

Слайд 14

Итак, можно сделать вывод: применение активных форм и методов обучения позволяет учителю научить обучающихся не получать готовые знания, а самостоятельно искать , анализировать. Развивает творческие способности учеников, повышает их активность, их интерес к предмету, развивает логическое мышление , дает возможность задействовать всех, даже самых слабых. Чем разнообразнее формы и методы нашей с вами работы, тем больше надежда, что ребенку на уроке не будет скучно.

Слайд 15

Свое выступление я бы хотела закончить словами  Фридриха Дистервега

«Знание в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно  все охватить, усвоить, переработать». Спасибо всем за внимание. А теперь, уважаемые коллеги, ваше пожелание всем учителям, которые сегодня дали уроки, проводили тренинги, коучинги. Написать на стикерах и прикрепить к дереву. Спасибо вам за каждое доброе слово, ваше пожелание и за вас!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*