Home » О моем опыте » Организация групповой работы как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Организация групповой работы как средство активизации познавательной деятельности учащихся

 

Цель: состоит в том, чтобы еще раз доказать, что применение групповых технологий на уроках истории не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и формирует активную жизненную позицию в современном обществе. Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения учащихся, побуждает их к рефлексивной деятельности. В настоящее время широко распространены групповые технологии В.К.Дьяченко, Ж.Ж.Пиаже, Л.С.Выгодского и других ученых, подчеркивающих особую роль в процессе интеллектуального развития ребенка фактора социального взаимодействия и межличностного общения. Исследования педагогов и психологов показывают, что групповые методы и формы обучения благоприятно влияют на развитие речи, коммуникативности мышления и интеллекта. Кроме того, они приносят более высокие учебные результаты по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами.

Начала я свою работу с формирования малых групп по 4-5 человек. При делении учащихся на группы я учитывала основные моменты:

– при формировании групп старалась учитывать уровень обученности

– старалась учитывать и темперамент учащихся при помощи школьного психолога мы пришли к выводу, что лучшие пары для совместной работы на уроках это:

сангвиник – флегматик, холерик- меланхолик, сангвиник- меланхолик, холерик- флегматик.

Работа в группах  применялась мной на различных этапах урока: до изучения нового материала урока, в ходе изучения, после изучения на уроках обобщения в ходе практического применения.

Главные особенности организации групповой работы учащихся на уроке являются следующие:

во – первых, на данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

во- вторых, каждая группа получает определенное задание, и выполняют его сообща под руководством лидера группы;

в-третьих, задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого ученика;

в- четвертых, состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы – в зависимости от содержания и характера работы.

Технологический процесс групповой работы проходит несколько этапов:

  1. Подготовка к выполнению группового задания:

– постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

– инструктаж о последовательности работы;

– раздача дидактического  материала по группам;

  1. Групповая работа:

– знакомство с материалом, планирование работы в группе;

– распределение заданий внутри группы;

– индивидуальное выполнение задания;

– обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

– обсуждение общего задания группы;

– подведение итогов группового задания;

  1. Заключительная часть работы:

– сообщение о результатах работы в группе;

– анализ познавательной задачи, рефлексии

В своей работе я использовала такие уроки группового обучения как:

– урок – игра

–  урок – исследование

– урок – путешествие

– урок – конференция

– урок-суд

-интегрированный урок

– урок – проекты

На уроках стараюсь уделять внимание развитию творческих способностей учащихся. Один из видов работ – исторические сочинения, эссе, кроссворды, чайндат, чайнворд и т.д.

Таким образом, рационально- организованная групповая деятельность учащихся позволяет решать познавательные задачи, способствует становлению личности учащегося, сплочению ученического коллектива, а главное, учащиеся самостоятельно устанавливают логические связи между историческими событиями и явлениями.

Алиева Г. Ш.,

учитель истории

высшей категории,

СШ №37 им. Сырбая Мауленова,

г. Астана

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*