Цель: состоит в том, чтобы еще раз доказать, что применение групповых технологий на уроках истории не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и формирует активную жизненную позицию в современном обществе. Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения учащихся, побуждает их к рефлексивной деятельности. В настоящее время широко распространены групповые технологии В.К.Дьяченко, Ж.Ж.Пиаже, Л.С.Выгодского и других ученых, подчеркивающих особую роль в процессе интеллектуального развития ребенка фактора социального взаимодействия и межличностного общения. Исследования педагогов и психологов показывают, что групповые методы и формы обучения благоприятно влияют на развитие речи, коммуникативности мышления и интеллекта. Кроме того, они приносят более высокие учебные результаты по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами.
Начала я свою работу с формирования малых групп по 4-5 человек. При делении учащихся на группы я учитывала основные моменты:
– при формировании групп старалась учитывать уровень обученности
– старалась учитывать и темперамент учащихся при помощи школьного психолога мы пришли к выводу, что лучшие пары для совместной работы на уроках это:
сангвиник – флегматик, холерик- меланхолик, сангвиник- меланхолик, холерик- флегматик.
Работа в группах применялась мной на различных этапах урока: до изучения нового материала урока, в ходе изучения, после изучения на уроках обобщения в ходе практического применения.
Главные особенности организации групповой работы учащихся на уроке являются следующие:
во – первых, на данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
во- вторых, каждая группа получает определенное задание, и выполняют его сообща под руководством лидера группы;
в-третьих, задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого ученика;
в- четвертых, состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы – в зависимости от содержания и характера работы.
Технологический процесс групповой работы проходит несколько этапов:
- Подготовка к выполнению группового задания:
– постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
– инструктаж о последовательности работы;
– раздача дидактического материала по группам;
- Групповая работа:
– знакомство с материалом, планирование работы в группе;
– распределение заданий внутри группы;
– индивидуальное выполнение задания;
– обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
– обсуждение общего задания группы;
– подведение итогов группового задания;
- Заключительная часть работы:
– сообщение о результатах работы в группе;
– анализ познавательной задачи, рефлексии
В своей работе я использовала такие уроки группового обучения как:
– урок – игра
– урок – исследование
– урок – путешествие
– урок – конференция
– урок-суд
-интегрированный урок
– урок – проекты
На уроках стараюсь уделять внимание развитию творческих способностей учащихся. Один из видов работ – исторические сочинения, эссе, кроссворды, чайндат, чайнворд и т.д.
Таким образом, рационально- организованная групповая деятельность учащихся позволяет решать познавательные задачи, способствует становлению личности учащегося, сплочению ученического коллектива, а главное, учащиеся самостоятельно устанавливают логические связи между историческими событиями и явлениями.
Алиева Г. Ш.,
учитель истории
высшей категории,
СШ №37 им. Сырбая Мауленова,
г. Астана