Home » доклад » Реализация субъектного опыта обучающегося в программах обновленного содержания среднего образования

Реализация субъектного опыта обучающегося в программах обновленного содержания среднего образования

Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года, ставит задачу о продолжении системной работы по переходу на обновленное содержание среднего образования: «В среднем образовании начат переход на обновленное содержание, который будет завершен в 2021 году. Это абсолютно новые программы, учебники, стандарты и кадры. Потребуется пересмотреть подходы к обучению и росту квалификации педагогов» [1].  Как только система любого процесса обновляется, требуется ее «перезагрузка». В связи с обновлением содержания среднего образования в нашей республике, такая перезагрузка необходима для педагогов в переосмыслении целей школьного образования, методики преподавания и оценивания учебных достижений обучающихся.

В данной статье мы хотим остановиться на вопросах базового принципа нового содержания образования – создание в каждой школе гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно-духовных качеств личности. Обновленное содержание будет ориентировано на результаты, обеспечивающие личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний.

Прежде всего, рассмотрим сущность «обновления содержания среднего образования», которая заключена в содержании обновленных учебных программ по учебным предметам. Итак, программы отличаются тем, что:

– они разработаны на основе принципа спиральности, то есть постепенного наращивания знаний и умений и усложнение навыков по темам и по классам;

– обеспечивают реализацию принципа единства воспитания и обучения;

– предусматривают реализацию трехъязычного образования;

– сформулированные ожидаемые результаты по предметам представлены в виде системы целей обучения;

– направлены на формирование предметных знаний, умений и навыков широкого спектра: функциональное и творческое применение знаний, критическое мышление, проведение проектных и исследовательских работ, использование информационно-коммуникационных технологий, применение различных способов коммуникации, умение работать в группе и индивидуально, решение проблем и принятие решений;

– включают сквозные темы;

– направлены на развитие личностных качеств в единстве с навыками широкого спектра на основе базовых ценностей: «казахстанский патриотизм и гражданская ответственность», «уважение», «сотрудничество», «труд и творчество», «открытость», «образование в течение всей жизни» [2];

– оценивание результатов изучения предмета «осуществляется с применением критериального оценивания. Критериальное оценивание включает формативное и суммативное оценивание. Формативное оценивание проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учащимся и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс. Суммативное оценивание проводится по завершении изучения блока учебной информации в определенном периоде обучения, используется для предоставления обратной связи учащимся, выставления четвертных и годовых оценок по предмету [3].

Важной характеристикой обновленных учебных программ является их гибкость и универсальность. Учителям дается возможность самостоятельно определять количество часов и последовательность изучения подразделов, тем или целей обучения в рамках раздела и соответствующей четверти.

Учет общих закономерностей психического развития, особенностей развития интеллектуальной сферы школьников является первостепенным требованием в построении нового содержания образования для уровня начального образования. В крупнейших исследованиях возрастных особенностей развития познавательной сферы (Дж.Брунер, Ж.Пиаже, Л.В. Выготский, Г.А.Леонтьев, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, С.Л.Рубинштейн, Л.М.Фридман и др.) представлены характеристики шестилетнего ребенка: «повышенная эмоциональность, подражательность, направленность на познание окружающего мира, чувствительность к воздействию со стороны взрослых и сверстников. В этот период психика шестилетнего ребенка проходит различные «расстояния», претерпевает качественные преобразования в зависимости от того, развивается ребенок в условиях игры или учения, в зависимости от индивидуальных особенностей и социальных условий воспитания» [4, с.34].

Опора на «субъектный/персональный опыт» обучающегося может выступить основой для построения нового содержания образования. «Персональный опыт» шестилетних детей состоит из представлений о его ближайшем окружении: семье, месте проживания, частях тела человека, его здоровье и деятельности, об окружающих его животных и растениях. А это значит, что содержание учебного курса должно начинаться с изучения тем, непосредственно связанных с деятельностью первоклассника, представляя собой ближайшее окружение обучающегося. Подчиняясь принципу изучения тем «от ближнего – к дальнему», содержание знаний вводится с опорой на непосредственный социальный опыт младшего школьника. Если предметом изучения становятся объекты и явления, с которыми он непосредственно соприкасается в новой для себя реальности школы и окружающего мира, то это будет способствовать успешной адаптации ребенка к школе.

Таким образом, ведущими принципами отбора тематического содержания образования для обучающихся уровня начального образования могут выступить:

– представления о единстве социальной и природной среды человека;

– опора на персональный опыт обучающегося как основа для построения знаний по предмету.

Актуальной задачей системы образования становится сегодня не столько расширение информационного поля учащихся, а, сколько предоставление возможности построения своего индивидуального способа взаимодействия с окружающим миром.

В процессе обучения ребенком присваиваются личностно-значимые события, составляющие основу субъектного опыта, которые в последствии:

  • узнаются в сходных и идентичных ситуациях,
  • накладывают отпечаток на восприятие отдельных эпизодов,
  • находят отражение в самой деятельности ребенка.

В существующих философских, психологических и педагогических исследованиях «субъектный опыт» имеет понятийные аналоги:

  • предшествующий опыт как пропедевтика новой деятельности;
  • житейский опыт, спонтанный (Л.С. Выготский) как первичный опыт наивных представлений;
  • индивидуальный опыт как опыт самостоятельной деятельности;
  • социально-значимый опыт как опыт соблюдения правил, выработанных обществом;
  • личный опыт как особенности поведения, деятельности и общения;
  • мировоззренческая ориентация субъекта (Л.А.Микешина) как индивидуально интерпретированное познание мира, личностное знание;
  • субъективное значение (А.Н.Леонтьев) как чувственные, личностно-смысловые и эмоционально окрашенные знаки: пристрастность, избирательность, личная значимость;
  • авторская позиция (М.К. Гуматова) как мотивация и отношение к усвоению материала;
  • субъективный мир (Е.Ю.  Артемьева) как совокупность слоев прошлого опыта и сиюминутной деятельности, окрашенная личностным смыслом;
  • слой знания (И.И. Ильясов) как этап овладения новым знанием;
  • компетенция – эффективная модель действия, рассматриваемая как состояние равновесия между требованиями, предъявляемыми к ребенку средой, обществом, близкими, и его возможностями [5-11].

Междисциплинарная теория учебных задач, основа которой в совершенствовании содержания образования, предполагает, прежде всего, умение учителя предусматривать соответствие операционной структуры задач педагогическим целям и учебному материалу.

Исследования показали, что учебные задачи в большинстве своем существуют лишь для упражнения и закрепления учебного материала. Задачи, мотивирующие, активизирующие индивидуальный опыт учащихся, устремленные к организации деятельности почти не существуют. В следствие получается, что в учении они учатся что-то только определять, сопоставлять.

Новым этапом в теории развития учебных задач является создание информативных (регулятивных) условий их решения. При обеспечении информативных системных свойств учебных задач на первый план для учителя выступает степень информированности учащегося в данном материале. Учащийся должен видеть, что для него значит задача: уметь оценить «пространство своих активных действий», «источник информации о своих способностях», «ситуацию, в которой можно ощутить приятное и весьма вдохновляющее чувство собственной компетенции» [11].

Рассмотрим, как учитываются вышеуказанные теоретические положения в обновленном содержании образования начального уровня образования. В соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 разработаны типовые учебные программы по предметам для 1-4 классов уровня начального образования. Учебные программы разработаны на основе принципа «спиральности», согласно которой большинство целей обучения и тем по истечении определенных академических периодов обучения (в течение учебного года или в следующих классах) рассматриваются вновь с постепенным углублением, усложнением и наращиванием объема знаний и навыков по ним. В учебных программах сформулированы ожидаемые результаты, представленные в виде системы целей обучения, которые служат основой для определения содержания учебных предметов [3].

Анализируя содержание обновленных образовательных программ начальных классов, можно утверждать, о конкретной направленности их на реализацию принципа единства воспитания и обучения, основанного на взаимосвязанности и взаимообусловленности ценностей образования и формирование не только предметных знаний и умений, а также навыков широкого спектра (функциональное и творческое применение знаний, критическое мышление, проведение исследовательских работ, использование информационно-коммуникационных технологий, применение различных способов коммуникации, умение работать в группе и индивидуально, решение проблем и принятие решений) [3].

Еще одной из отличительных особенностей обновленных программ, является включение сквозных тем, сформулированных с учетом субъектного опыта обучающихся с одной стороны, является средством интеграции предметов, разделов, тем для реализации межпредметных связей, с другой стороны. Сквозные темы органично вплетены в содержание всех предметов и в систему долгосрочного и среднесрочного планирования. Поэтому при подготовке краткосрочного плана учителю необходимо соблюдать систему сквозных тем и учитывать их при составлении заданий и организации деятельности учащихся на уроке. Сквозные темы распределены равным образом – по две в каждой четверти:

– 1 класс: Все обо мне, Моя школа, Моя семья и друзья, Мир вокруг нас, Путешествие, Традиции и фольклор, Еда и напитки, В здоровом теле – здоровый дух!

– 2 класс: Все обо мне, Моя семья и друзья, Моя школа, Мой родной край, В здоровом теле – здоровый дух! Традиции и фольклор, Окружающая среда, Путешествия.

– 3 класс: Живая природа, Что такое хорошо, что такое плохо? Время, Архитектура, Искусство, Выдающиеся личности, Вода – источник жизни, Культура отдыха. Праздники.

– 4 класс: Моя Родина –  Казахстан, Человеческие ценности, Культурное наследие, Мир профессий, Природные явления, Охрана окружающей среды, Путешествие в космос, Путешествие в будущее.

За счет реализации в начальных классах сквозных тем решаются вопросы реализации трехъязычного образования, которая предполагает обучение не только трем языкам, но и организацию внеурочной деятельности учащихся на трех языках (казахском, русском и английском). Так, например, общая сквозная тема по всем учебным предметам дает возможность отобрать лексическую предметную группу слов, изучаемую на уроках. При этом учащиеся будут иметь возможность изучить данную предметную группу слов и использовать ее в речи на трех языках в соответствии с языком обучения.

В последнее время в мировом образовательном пространстве большое внимание уделяется изучению вопросов интеграции естественнонаучного образования, а также процессам интеграции знаний в начальной школе. Интеграция частных наук является одним из главных направлений реформы казахстанского образования. Общеобразовательные школы во все времена стремились к тому, чтобы у каждого выпускника была сформирована целостная система универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Таким образом, обучение как условие приобретения новой информации, не ограниченной бытовыми рамками, а выходящей на уровень общечеловеческих приобретений в области науки и культуры, выступает на первый план в совершенствовании опыта жизнедеятельности субъекта. Но в обучении лишь, то становится личностным образовательным базисом, что проходит собственную интерпретацию по типу переноса – актуализации либо трансформации имеющегося опыта. Таким образом, проходит дальнейшее приращение познавательных, коммуникативных, созидательных компонентов опыта. Требование времени выражается в быстрой и кардинальной смене образовательных технологий. Следовательно, педагогу в современных условиях необходимо стать активным участником проектирования педагогического процесса с учетом новых образовательных стандартов.

Список использованных источников:

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 г. http://adilet.zan.kz
  2. Об особенностях  организации  образовательного  процесса  в общеобразовательных  школах  Республики  Казахстан  в  2018 -2019   учебном году: Инструктивно-методическое письмо.  –   Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2018 .  –  388  с.
  3. Учебные программы для начальной школы (2-4 классы с русским языком  обучения)  в  рамках  обновления  содержания  среднего  образования. – Астана, 2016.
  4. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1990.
  5. Выготский Л.С. «Проблема возрастной периодизации»//Вопросы психологии.- №2-1972.
  6. Микешина Л.А. «Имплицитные компоненты в структуре научного познания» материалы VIII международного конгресса по логике, методологии и философии науки. Философские науки.- №7.-1987.
  7. Леонтьев А.Н. «Избранные психологические произведения» (в  2-х томах).-М., 1983.
  8. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. Ильясова И.И., Ляудис В.Я.-М., МГУ, 1981.
  9. Гуматова М.К. «Влияние субъектного опыта школьников на содержание формирующихся у них образов изучаемых объектов» М., 1989.
  10. Артемьева Е.Ю. «Структура субъективного опыта: семантический слой и другие слои» в сб. Мышление и субъективный мир.- Ярославль, 1991.
  11. Толлингерова Д., Голоушкова Д., Конторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. – Прага, 1989.

 

Жумагалиева Динара Шынболатовна,

магистр педагогики и психологии,

заведующий кафедрой психолого-педагогического

сопровождения профессионального развития учителей

Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПКПР ЗКО

г. Уральск, Республика Казахстан

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*