Home » Учебно-методические материалы » Активные методы обучения в процессе обновленного содержания образования

Активные методы обучения в процессе обновленного содержания образования

Сегодня основой компетенции учителя – является применение опыта на практике. Переход от понимания «чему учиться» к осознанию «для чего учиться». Обновленная система образования требует более высокой и качественной подготовки будущих и настоящих учителей, а они, в свою очередь, смогут активизировать учебный процесс, интенсифицировать. Педагогический подход в рамках предметов начальных классов основывается на активном обучении, что является конструктивизмом (Сэйвери и Даффи, 1994; Джонассен и Рохрер-Мерфи, 1999). [1]

Активное обучение подразумевает ряд подходов к преподаванию и учению, которые требуют от учащихся большего участия, чем пассивное слушание учителя. Эти подходы иллюстрируют идею о том, что обучение больше происходит в деятельности.

В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Чтобы быть готовым к этому,  учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода.

В практике  используем различные классификации активных методов обучения (далее АМО). Так как понятия АМО расширяются, к ним относятся, современные  формы

организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение,

обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и

проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя,

конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока или занятии.

Действительно, с помощью активных методов можно эффективно решать проблемы, как образовательного процесса, так и многообразия достигаемых образовательных эффектов. Помимо диалога, активные методы используют и полилог.  Полилог (греч., букв речь многих’) — разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог.[2] Это обеспечивает многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. И, конечно же, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования данного метода необходима соответствующая подготовка учителя.

Что  такое  «Активные методы обучения»? – это система методов, обеспечивающих

активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в

процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности,

игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности,  разнообразных

коммуникациях, диалоге,  использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме

организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, движении и рефлексии.[3]

Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и

методологической базе.

К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри

образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа:

Для начала образовательного мероприятия. Такие  методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим  друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство. Время – 10 минут.

Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли

свободно ходить по помещению.

Проведение: Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им

рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

  • Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были

направлены в  разные стороны;

  • Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были

направлены вправо и влево;

  • Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет

локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять

минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом

одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг  друга локтями. Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы. Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений. Такие методы, как «Список покупок»,

«Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно

использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года следующий метод:

Метод «Фруктовый сад». Цель – Учителю результаты применения метода позволят

лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к  обучающимся.

Обучающимся  данный метод позволит более четко определиться со своими

образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Численность – весь класс.

Время – 20 минут.

Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов,

фломастеры, плакат, скотч.

Проведение: Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из

них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий или опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников

и т.д.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах.

Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений. Примечание:  Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Современная школа развивается в условиях колоссального роста объема разнообразной информации во всех областях знаний. В содержании образования меняются приоритеты. С использованием АМО можно эффективно организовать самостоятельную работу над темой, поднять энергетику обучающихся, помочь обучающимся оглянуться назад и оценить приобретенные знания и умения, выявить свои успехи и подвести итоги урока.

 

      Список литературы:

  1. Программа повышения квалификации учителей. Второе издание. Центр

педагогического мастерства, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015. 26-с.

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. Образовательный портал «Мой университет». www.moi-amour.ru

 

Бектурганова Карлыгаш Кемельхановна

тренер по обновленному содержанию образования

ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР

по Жамбылской области, г.Тараз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*