Home » Учебно-методические материалы » Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях обновления содержания образования

Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях обновления содержания образования

Традиционные формы уроков уже в прошлом, они формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой.  Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности учащихся. Сейчас у нас развиваются научно-технические базы современных школ, изменяются интересы школьников, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают учителя искать все новые и новые средства воздействия на познавательную активность учащихся, способствовать ее повышению. Охарактеризуем наиболее часто используемые активные методы в практике современной школы.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

АМО строятся на:

использовании знаний и опыта обучающихся,

вовлечении в процесс всех органов чувств,

групповой форме организации их работы,

деятельностном подходе к обучению,

разнообразных коммуникациях,

творческом характере обучения,

практической направленности,

интерактивности,

игровом действе,

рефлексии,

движении.

Исследования доказали, что человек запоминает:

только 10% того, что он читает,

20% того, что слышит,

30% того, что видит;

50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,

80% — при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них.

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг). 

    Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
•творческое усвоение учащимися учебного материала;

  • связь теоретических знаний с практикой;
  • активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
  • формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
  • формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
    Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общее требование, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Деловая игра. 

Преимущество данного метода состоит в том, что, взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. В результате создается конфликтная ситуация, сопровождающаяся естественной эмоциональной напряженностью, что создает повышенный интерес к ходу игры. Участники могут не только показать предметные знания и умения, но и общую эрудированность, такие черты характера, коммуникативность, инициативность, активность, от которых нередко зависит исход игры. В ходе деловой игры развиваются творческое мышление, способность поставить   проблему, оценить ситуацию, выдвинуть возможные варианты разрешения и, проанализировав эффективность каждого, выбрать наиболее оптимальный вариант.
Анализ конкретных ситуаций  является одним из наиболее эффективных и распространенных методов организации познавательной деятельности и предполагает анализ обучающимися предложенной ситуации, возникающей при конкретном положении дел, и выработку практического решения. Возможен случай, когда ситуация (кроме материала для анализа) содержит и проблемы, требующие решения. Этому методу присущи следующие основные признаки:

  • наличие конкретной ситуации для заданного момента времени;
  • разработка соревнующимися группами или отдельными лицами вариантов решения ситуации;
  • обсуждение разработанных вариантов разрешения ситуаций с возможным предварительным рецензированием, публичная защита их и т.д.;
  • подведение итогов и оценка результатов педагогом.
    Анализ и разрешение ситуации осуществляются методом разбора.
    Семинар – это форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения. Семинар направлен на углубленное изучение наиболее важных и сложных разделов учебного курса. В процессе семинарских занятий учащиеся овладевают научным аппаратом, приобретают навыки устного и письменного изложения материала.
    Круглый стол— это форма организации обмена мнениями. Это одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
    Научно-практическая конференциявыступает как активный метод обучения, если контролируется и гарантируется самостоятельность подготовки к ним обучающихся, а сама работа носит исследовательский характер.

Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Данная технология помогает овладеть навыками подачи информации, техникой публичного выступления, убеждения, умения отвечать на вопросы аудитории и выходить из затруднительных положений. Необходимые требования: соблюдение времени,  регламента, содержательность, наглядное представление материала, соблюдение стиля речи.
Дискуссия — обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность.
Различают дискуссии-диалоги, когда урок компонуется вокруг диалога двух ее главных участников, групповые дискуссии, когда спорные вопросы решают в процессе групповой работы, а также массовый дискуссии, когда в полемике принимают участие все учащиеся класса. В ходе дискуссии не надо добиваться единообразия оценок. Однако по принципиальным вопросам следует вносить ясность. Особняком стоит вопрос о культуре дискуссии. Оскорбления, упреки, недоброжелательность в отношении к своим товарищам не должны присутствовать в споре. Крик, грубость чаще всего возникают тогда, когда в основе дискуссии лежат не факты или закономерности, а только эмоции.

Экскурсия. 
На уроки-экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению. По содержанию уроки-экскурсии делятся на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов.
По времени проведения относительно изучаемых тем различают вводные, сопутствующие и заключительные уроки-экскурсии.  Форма проведения уроков-экскурсий весьма многообразна. Это и «пресс-конференция» с участием представителей предприятия, музея и т.п., и исторические экскурсии по изучаемому предмету, и кино- или теле-экскурсии, и урок обобщающего повторения по теме, разделу или курсу в форме экскурсии и т.д.

Каждый из перечисленных активных методов обучения имеет свое назначение и рациональную область применения. Педагог на любом этапе учебного процесса может использовать нескольких активных методов обучения. Практическая деятельность показывает, что непродуманное и случайное использование активных методов не дает продуктивных и планируемых результатов. Поэтому очень важно тщательно разрабатывать и внедрять в урок методы, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учеников.

И следует помнить, что для того, чтобы обучать учащихся посредством активных методов, активным должен быть сам педагог.

 

Список использованной литературы:

  1. Активные методы обучения. Метод, реком. / А.: 2016. 73 с.
  2. Абульханова  К.А. Стратегия жизни. М.:, 2015
  3. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. Екатеринбург: Деловая книга, 2017. 192 с.
  4. Активные методы и формы обучения/ М., 2015г.

 

Тойганбекова Ш.М.,

к.п.н., асс/профессор,

зав.каф. «Управление и качества образования»

ФАО «НЦПК «ӨРЛЕУ» ИПК ПР

по Жамбылской области

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*