Обучение по обновленной программе позволит учащимся лучше адаптироваться в жизни, рационально применять приобретенные знания в жизненных ситуациях. Задача современной школы заключается в воспитании гражданина страны, отвечающего всем требованиям нашего общества, в развитии личности учащегося на основе освоения способов деятельности, где урок остается главной формой обучения в современной школе.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности ,учащихся в процессе освоения учебного материала, формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческое мышление, умения и навыки самостоятельного умственного труда.
Проведение лабораторных и практических работ на уроках физики позволяет расширять знания по предмету и углублять практические навыки, в содержание которых включены элементы, знакомящие обучающихся с физическими методами.
На уроках физики для формативного оценивания я использую активные методы обучения, что позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, с целью творческого развития способностей и уровня усвоения учащимися учебного материала. При организации индивидуальной, парной и групповой работы использую стратегии: «Пазлы», «Вопросы-ответы», «Кластер», «Итоговый круг»,«Да-нет», которые способствуют более глубокому и прочному усвоению учебного материала. Все знают игру «Puzzle», где из маленьких фигурок складывается общая картина. Стратегия «Пазл» разработан по тому же принципу, только вместо картины собирается формула на определенную тему и раздел, а в качестве фрагментов- карточки с формулами. В игре все фрагменты картины неровные, поэтому надо внимательно следить за тем, чтобы они совпадали. В методе такими «неровностями» являются формулы, написанные на карточках. Главное — быть внимательным и знать формулы! Этот метод можно использовать для контроля и проверки ЗУНов учащихся, а также поможет подготовиться к ВОУД и итоговой аттестации школьников.
Индивидуальные работы окажут поддержку способностям учащихся и дальнейшему их развитию, а групповые работы–создадут равные возможности для достижения результата. Что это даст? Считаю-это, позволит создать ситуацию успеха на уроке. Успех помогает преодолевать трудности. И, конечно, повысится уровень мотивации к учению. Обучающимся интереснее и легче будет учиться.
Дидактической особенностью активных методов обучения является то, что учащиеся активизируют внимание и мышление. Выбор и особенности применения активных методов обучения строятся с учетом характера учебных занятий. При их применении ученики в группе, паре или индивидуально, активно работают, размышляют, сравнивают, анализируют и развивают широкий спектр знаний, у них появляются интересные идеи и мысли и, благодаря каждому новому знанию, ученик имеет возможность подниматься на ступеньку выше в своем развитии, а задача учителя – помочь ему в этом, используя и внедряя в обучение инновационные активные формы и методы работы.
Применение на уроках физики активных форм и методов обучения наилучшим образом активизирует творческое развитие, способствует обеспечению необходимых условий для повышения познавательной деятельности каждого обучающегося, предоставляет каждому возможность для саморазвития и самовыражения.
Касимова Гульмира Саясатовна,
учитель физики и математики
КГУ СОШ №4 г. Экибастуза
Павлодарской области.