Развитие инклюзивного образования с конца прошедшего столетия стало ведущим ориентиром образовательной политики многих развитых стран мира: США, Великобритании, Дании, Испании, Финляндии, Германии, Италии, Австралии и др. Дети с психофизическими нарушениями и отставаниями в развитии в этих странах успешно обучаются совместно с нормальными сверстниками в общеобразовательных организациях, в которых для их развития и социальной адаптации созданы соответствующие психолого-педагогические условия.
В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги. В 1994 году Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН о правах ребенка, таким образом, принимая на себя обязательства обеспечить ребенку с особенностями развития «эффективный доступ к услугам в области образования, который приведет к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности …».
В Послании Президента Н. Назарбаева «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» среди предстоящих задач общества выделена задача – создание безбарьерной зоны для граждан с ограниченными возможностями, подчеркнуто, что многие из них могут успешно трудиться на благо государства, быть полезными для общества, самореализоваться в жизни.
Сегодня развитие инклюзивного образования является одним из важных направлений образовательной политики Республики Казахстан. Согласно Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 — 2019 годы планируется к 2020 году увеличить до 70 % долю школ, до 30% долю дошкольных организаций, создавших условия для инклюзивного образования от их общего количества.
Инклюзивное образование в Казахстане начинает развиваться как целостная система: от дошкольного до вузовского образования, при этом очень важна опора на опыт и серьезные научные исследования, сотрудничество и созидательная работа организаций образования с фондами, общественными организациями, которые вносят значительный вклад в развитие инклюзии в стране.
В Республике Казахстан через развитие вопросов инклюзии претворяется в жизнь идея равного доступа к образованию всех категорий лиц вне зависимости от их социального положения и состояния здоровья. Всем детям должны быть созданы особые образовательные условия, при этом коррекционное и инклюзивное образование должны развиваться параллельно, чтобы у родителей детей с особыми возможностями здоровья был выбор образовательного маршрута. Ключевым принципом инклюзивного обучения является совместное обучение и воспитание всех детей в детском саду, школе, внешкольном учебном заведении. Дети с особыми образовательными потребностями, имеют право на доступное качественное образование, они должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых детей. Это не только дети-инвалиды, но и дети — представители других языковых и культурных групп, религий, те, кто проживает в сельской местности, те, которые принадлежат к маргинальным группам. Они также относятся к категории людей с особыми потребностями, потому что социокультурный формат их воспитания, обучения и жизни отличается от установленных в государстве стандартов. Эти дети также нуждаются в особом подходе, когда речь заходит об образовании и социализации.
В Национальном плане действий по развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан подчеркивается, что в настоящее время педагоги дошкольных и школьных организаций, в том числе педагоги малокомплектной школы неспособны оказывать квалифицированную помощь детям с особыми образовательными потребностями. Обществу и государству необходимы педагоги новой формации, которые бы не только хотели, но и умели работать с детьми с ограниченными физическими и умственными способностями. Это совершенно иные методики преподавания, планы уроков, и совсем иная психология. Подготовка учителя, владеющего педагогическими технологиями, широким набором стратегий и методик обучения, взаимодействия с обучающимися с особыми образовательными потребностями на сегодняшний день самая важная проблема инклюзивного образования.
В настоящее время организационно-педагогические условия, методические подходы и технологии влияющие на эффективность реализации инклюзивного образования в системе повышения квалификации изучены недостаточно.
В рамках научных исследований преподавателями филиала изучен опыт педагогов специализированной коррекционной школы-интерната «Мейірім» города Тараз, работающих в условиях инклюзивного образования с целью определения проблем, перспектив в области психолого-педагогической поддержки детей с нарушением слуха. Решению актуальных проблем социализации детей в обществе, психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, развитию связной и диалогической речи детей с тяжелыми нарушениями слуха с учетом современных тенденций коррекционной педагогики, рассмотрению вопросов использования арт-педагогических методов для коррекции речи, личностного развития детей с нарушением слуха в специальном и инклюзивном образовании были посвящены регулярно проводимые научно-практические мероприятия (конференции, семинары, мастер-классы, тренинги и др).
Тойганбекова Ш.М.
зав.каф. «ППСОП» ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР
по Жамбылской области, к.п.н., доцент,асс/профессор
Каркабаева П.П.
ст. преподаватель каф. «ППСОП» ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР
по Жамбылской области