Атлас профессий на примерах истории успеха известных людей села, методическое пособие по обучению детей игре на домбре, батик и лего-технологии в самом широком спектре их применения… Нет предела совершенству творческого учителя!
60 работ по обобщению педагогического опыта были поданы костанайскими учителями на рассмотрение комиссии в управление образования. 43 лучших практик получили одобрение, а их авторы приняли участие в работе очередного заседания областного педагогического клуба «Ұлағат».
Это объединение творческих педагогических работников создано методическим кабинетом дошкольного и общего среднего образования с целью изучения, обобщения и трансляции передового педагогического опыта учителей и воспитателей.
— Необходимость в осмыслении собственного опыта возникает, когда учитель имеет методические наработки и готов с ними поделиться с коллегами, — пояснила куратор «Ұлағат», завсектором отдела развития малокомплектных школ методкабинета ДиОСО УО АКО Валентина Бесенбаева.
«Ұлағат» педагоги называют клубом успешного учителя, поскольку над некоторыми темами они работают по нескольку лет. Так, из одиннадцати учебно-методических сборников — результата кропотливого труда учителя Станционной СШ Карабалыкского района Надежды Гунькиной родился «Занимательный английский», а учитель географии и истории Силантьевской СШ Алтынсаринского района Лидия Елумахова большой смысл видит в организации краеведческой работы в школьном коллективе. Под ее началом учащиеся создали атлас родного района и продолжают поисковую исследовательскую деятельность.
Воспитание любви к малой родине через обучение составлению рифмованных текстов — тема опытной работы учителя начальных классов Тогузакской СШ Карабалыкского района Ольги Шавшун. Своих ребят Ольга Александровна учит стихосложению посредством регионального компонента. Собственный сборник стихов «Родное село Тогузак» педагог часто использует на уроках.
Прививать читательские навыки с ранних лет с помощью учебно-методического комплекса «Читай-ка» приглашает и воспитатель ясли-сада «Жастык» Ирина Синько.
Многие педагоги, как продемонстрировало заседание «Ұлағат», в своей практике часто применяют ТРИЗ-технологию. Среди них учитель начальных классов Затобольской школы-гимназии Костанайского района Евгения Корчинская. Принцип ее работы с детьми шестилетнего возраста — поиск инновационных подходов в формировании творческого потенциала ребенка и развитие его природных особенностей.
— ТРИЗ-технология позволяет педагогу обратить внимание на каждого ребенка, — отметила в своем выступлении Евгения Корчинская. — Ошибка — такая же движущая сила познания, как и установленный факт. Все великие умы когда-то ошибались, что не мешало им двигаться вперед. Учить детей мыслить смело — девиз каждого моего урока, где важен принцип развивающего дискомфорта. Великий Выготский говорил: «Если вы хотите чему-то научить ребенка, позаботьтесь о том, чтобы предоставить ему препятствия». Другими словами, детей нужно не просто снабдить готовой информацией, а научить их находить ее и умело использовать.
Преодолевать препятствия на пути к цели учат детей и в рудненской СШ №14 им. Д.Карбышева. Усилиями учителя русского языка и литературы Асхата Алтыбаева здесь создана городская мини-редакция. Под его руководством выходит школьная газета «PROкадетство», работает кружок «Юный журналист». Юнкоры берут интервью, готовят репортажи, ищут необычное в обычном. И находят! Лучшие работы публикуются в местных и областных СМИ, а сам образовательный медиапроект уже вышел на уровень городского.
Ирина Колесникова из Урицкой школы-лицея Сарыкольского района представила на «Ұлағат» о свои наработки по методу кейс-стади, который, кстати, не менее популярен у творчески работающего учителя, чем ТРИЗ-технологии.
— Эксперты прогнозируют, что термин «профессия» обречен на вымирание, потому что важность в будущем будет представлять не набор навыков, которыми обладает специалист, а способность «подсобрать» эти умения под конкретную задачу, — считает Колесникова. — По сути, речь идет о проектном подходе, который в скором времени станет приоритетным, а для развития приоритетов необходим важный инструментарий. Кейс-стади как раз интегрирует в себе несколько методик».
Вопросу распределенного лидерства как одному из подходов в управлении малокомплектной школой уделил внимание директор Большевистской СШ Житикаринского района Марат Тунжуманов. Разработанная им система позволила делегировать полномочия руководителя среди лидеров школы, повысить профессиональную компетентность учителей в вопросах разработки и реализации плана развития школы:
— Вклад лидера выходит за рамки сегодняшнего дня и состоит в том, чтобы обеспечить долгосрочное развитие организации и коллектива. Создать сплоченную команду, способную пройти испытание временем и переменами, — такова миссия лидерства.
Своеобразным открытием «Ұлағат» стал опыт работы группы учителей гимназии №21 г. Рудного. В поисках инновационных подходов в рамках обновленного содержания образования в творческий союз объединились учителя истории, химии и биологии, русского языка и литературы, музыки. Рудненские новаторы предложили тему содействия формированию компетенции разрешения проблем и самоменеджмента посредством открытых задач.
— Актуальность работы в том, что творческому процесс усвоения учащимися знаний на уроке необходимо обязательно уделять внимание, — отметила учитель истории гимназии №21 г. Рудного Ирина Туркова, — но практика показывает, что управлять творчеством на занятиях сложно. Открытые задачи помогут учителю направить процесс урока в правильное русло, они повышают интерес, который перестает быть ситуативным и перерастает в познавательный, к тому же, дети учатся интегрировать знания из разных областей знаний, умеют толково задавать вопросы, искать решения и выдвигать гипотезы.
.
Оксана ЛУКАШ,
завсектором информационного сопровождения отдела ИЭД и ОСО
методкабинета дошкольного и общего среднего образования УО АКО