Коучинг
Общие цели: изучение различных видов анализа урока, самоанализа и рефлексии как необходимое условие необходимости переосмысления педагогической практики
Задачи:
- Познакомиться с различными видами анализа урока.
- Найти пути повышения качества педагогического анализа урока.
- Использовать результаты анализа для совершенствования педагогического мастерства учителя.
Ключевые идеи:
-образовательная среда способствует активному участию в учебном процессе, а не пассивному восприятию информации.
-учителя сосредоточат усилия и внимание не на своем собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умений обучаться
Материалы и оборудование: презентация, раздаточный материал (приложение)
Ожидаемые результаты: повышение педагогического мастерства учителей школы
Ход коучинга
Приветствие
Велосипедная цепь «Комплименты»
Деление на группы
Формирование групп по методическим объединениям+школа молодого учителя
Повторение правил групповой работы
Правила работы в группах.
1 .Уважайте мнение и личность другого человека.
2.Активно участвуйте в работе группы, каждый вносит свой посильный вклад.
3.Слушать и слышать!
4.Кратко, четко и аргументировано излагайте свои мысли.
5.Обсуждайте проблему, а не личность!
Установление регламента работы
Определение актуальности темы коучинга
Слово директора школы
Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, его деятельность на уроке, организаторские, коммуникативные, познавательные способности, действия по освоению обучаемыми преподаваемого материала, выработке необходимых умений и навыков и т.д.
Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.
Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства учителя.
И задача сегодняшнего коучинга (зачитатать задачи)
Оценка профессионального мастерства учителя — один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, оказывать учителям помощь, видеть рост учителя, способствовать успешной аттестации. А поскольку основной показатель педагогического профессионализма — урок, то каждому учителю необходимо владеть мастерством его анализа. Об этом немало написано, но тема эта из разряда «вечных»: время, жизнь, сами учителя вносят в нее коррективы. Поэтому данную тему мы решили взять и для нашего коучинга.
Наряду с анализом урока администрации школы крайне важно услышать самоанализ учителя, его оценку. Ведь самоанализ урока — работа очень сложная и творческая способная значительно продвинуть учителя в его развитии. Самоанализ — это одно из главных профессиональных умений учителя, умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности.
Педагогическая рефлексия – современный необходимый аспект деятельности учителя. Рефлексивно думать для учителя значит: сначала попытаться понять, кем является другой человек — его ученик (при этом, не подменяя его на себя). Затем представить, какими могут быть перспективы его развития, и какие из них можно принять за конкретную цель в данных обстоятельствах, и уже тогда решить, какой именно должна быть данная ситуация, чтобы она стимулировала его к развитию.
Поэтому сегодня в коучинг мы включили рефлексивную деятельность и самоанализ уроков.
Слово коуча:
В настоящее время многие ученые и практики сходятся в том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям. Учитель и руководящий работник, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа. Поэтому в педагогической копилке каждой школы должен быть набор различных схем анализа урока.
Анализов урока существует достаточно много, но все их можно классифицировать по разным направлениям.
Сегодня мы познакомимся с самыми актуальными анализами урока. Особое внимание уделим рефлексивной деятельности учителя, без которой не может состояться успешная деятельность учителя.
Работа в группах
1 группа Структурный анализ урока (приложение 1)
2 группа Анализ деятельности учителя. Наблюдения за деятельностью учащихся (приложение 2)
3 группа Аспектные анализы урока (приложение 3)
4 группа Карта отслеживания эффективности урока (приложение 4)
5 группа Самоанализ урока (приложение 5)
6 группа Рефлексия деятельности учителя (Рефлексивные фразы)
Эмоциональная разгрузка
Позитивчик «От улыбки»
Стратегия КМ
«Хозяин» группы рассказывает пришедшим «гостям» информацию, которая изучала их группа
Регламент посещения 1 группы — 3 минуты
Перемещение участников коучинга по часовой стрелке в соседние группы, изучение различных видов анализа
Рефлексия «Где я?»
Коуч предлагает участникам коучинга занятия подвести итоги занятия
Карточка от группы
- Мы изучили сегодня….
- Мы справились хорошо…
- Где применить полученные на коучинге знания …
- Вы хотите узнать больше о …
- Сейчас вы знаете то, что не знали 3 часа назад
Ануфриева А.Г.,
тренер
КГУ «СОШ №59»,
город Караганда