Home » Учебно-методические материалы » Анализ и самоанализ урока. Рефлексия деятельности учителя

Анализ и самоанализ урока. Рефлексия деятельности учителя

Коучинг

Общие цели: изучение различных видов анализа урока, самоанализа и рефлексии как необходимое условие необходимости переосмысления педагогической практики

Задачи:

  1. Познакомиться с различными видами анализа урока.
  2. Найти пути повышения качества педагогического анализа урока.
  3. Использовать результаты анализа для совершенствования педагогического мастерства учителя.

Ключевые идеи:

-образовательная среда способствует активному участию в учебном процессе, а не пассивному восприятию информации.

-учителя сосредоточат усилия и внимание не на своем собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умений обучаться

Материалы и оборудование:  презентация,  раздаточный материал  (приложение)

Ожидаемые результаты: повышение педагогического мастерства учителей школы

Ход коучинга

Приветствие

Велосипедная цепь «Комплименты»

Деление на группы

Формирование групп по методическим объединениям+школа молодого учителя

Повторение правил групповой работы

Правила работы в группах.

1 .Уважайте мнение и личность другого человека.

2.Активно участвуйте в работе группы, каждый вносит свой посильный вклад.

3.Слушать и слышать!

4.Кратко, четко и аргументировано излагайте свои мысли.

5.Обсуждайте проблему, а не личность!

Установление регламента работы

Определение актуальности темы коучинга

Слово директора школы

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, его деятельность на уроке, организаторские, коммуникативные, познавательные способности, действия по освоению обучаемыми преподаваемого материала, выработке необходимых умений и навыков и т.д.

Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.

Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства учителя.

И задача сегодняшнего коучинга (зачитатать задачи)

Оценка профессионального мастерства учителя — один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, оказывать учителям помощь, видеть рост учителя, способствовать успешной аттестации. А поскольку основной показатель педагогического профессионализма — урок, то каждому учителю необходимо владеть мастерством его анализа. Об этом немало написано, но тема эта из разряда «вечных»: время, жизнь, сами учителя вносят  в нее коррективы. Поэтому данную тему мы решили взять и для нашего коучинга.

Наряду с анализом урока администрации школы крайне важно услышать самоанализ учителя, его оценку. Ведь самоанализ урока — работа очень сложная и творческая способная значительно продвинуть учителя в его развитии. Самоанализ — это одно из главных профессиональных умений учителя, умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности.

Педагогическая рефлексия – современный необходимый аспект деятельности учителя. Рефлексивно думать для учителя значит: сначала попытаться понять, кем является другой человек — его ученик (при этом, не подменяя его на себя). Затем представить, какими могут быть перспективы его развития, и какие из них можно принять за конкретную цель в данных обстоятельствах, и уже тогда решить, какой именно должна быть данная ситуация, чтобы она стимулировала его к развитию.

Поэтому сегодня в коучинг  мы включили рефлексивную деятельность и самоанализ уроков.

Слово коуча:

В настоящее время многие ученые и практики сходятся в том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям. Учитель и руководящий работник, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа. Поэтому в педагогической копилке каждой школы должен быть набор различных схем анализа урока.

Анализов урока существует достаточно много, но все их можно классифицировать по разным направлениям.

Сегодня мы познакомимся с самыми актуальными анализами урока. Особое внимание уделим рефлексивной деятельности учителя, без которой не может состояться успешная деятельность учителя.

Работа в группах

1 группа  Структурный анализ урока (приложение 1)

2 группа Анализ деятельности учителя. Наблюдения за деятельностью учащихся (приложение 2)

3 группа Аспектные анализы урока (приложение 3)

4 группа Карта отслеживания эффективности урока (приложение 4)

5 группа Самоанализ урока (приложение 5)

6 группа Рефлексия деятельности учителя (Рефлексивные фразы)

Эмоциональная разгрузка

Позитивчик «От улыбки»

Стратегия КМ

«Хозяин» группы рассказывает пришедшим «гостям» информацию, которая изучала их группа

Регламент посещения 1 группы   — 3 минуты

Перемещение участников коучинга по часовой стрелке в соседние группы, изучение различных видов анализа

Рефлексия «Где я?»

Коуч предлагает участникам коучинга занятия подвести итоги занятия

Карточка от группы

  • Мы изучили сегодня….
  • Мы справились хорошо…
  • Где применить полученные на коучинге знания …
  • Вы хотите узнать больше о …
  • Сейчас вы знаете то, что не знали  3 часа назад

 

Ануфриева А.Г.,

тренер

КГУ «СОШ №59»,

город Караганда

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*