Чтение — это один из истоков мышления и умственного развития.
В. Сухомлинский
Какими должны быть выпускники, чтобы не захлебнуться на выходе из школ в водовороте современной социальной, экономической и политической жизни? По мнению педагогов, главным ориентиром молодежи должно быть оптимальное в любой жизненной ситуации речевое поведение, при котором специалист не только компетентен и эрудирован, но и гибко оперирует своими знаниями, добиваясь заданной цели. Этоумение совершенствуется высокой скоростью осознанного беглого чтения.
Люди, обладающие этим навыком, могут угадывать текст по одной только фразе. Многолетние исследования в области чтения показали, что 94% взрослых при чтении пользуются в основном навыками, приобретенными в начальной школе. Факторы, влияющие на скорость чтения — стойкие и передаются из поколения в поколение. От того, что и как читают наши дети, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала.
Научить детей хорошо читать – одна из важнейших задач современной школы.
В. А. Сухомлинский писал, что «чтение — это окошко, через которое дети видят мир и познают самих себя… Плохое чтение — как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно».
Но научить детей по-настоящему хорошо читать непросто. Ведь техника, темп чтения, осознание прочитанного – основные составляющие продвижения младшего школьника к литературному образованию и образованию вообще. Но и необходимо помнить, что темп чтения — не главный компонент обучения, он соотносится с индивидуальными особенностями учащихся, силой и подвижностью нервных процессов, темпераментом. Поэтому количество прочитанных слов в минуту для каждого ребёнка будет индивидуальным. Чтобы дети в совершенстве овладели всеми качествами чтения и при этом не только умели читать, но и думать, чувствовать, жить, творить, для этого на своих уроках литературного чтения включаю упражнения для развития способа чтения и качеств навыка чтения. Такие как:
-упражнения, направленные на развитие четкости произношения, на развитие речевого аппарата;
-упражнения, вырабатывающие гибкость и скорость чтения про себя;
-упражнения на развитие умения угадывать последующий текст;
-упражнения на развитие целостного восприятия и понимания текста
— упражнения на обогащение словарного запаса.
Эти упражнения могут быть проведены в течение урока в удобное время. Приведу примеры данных упражнений:
1.Упражнения, которые могут увеличить темп чтения:
-«Многократное прочтение» а) с учителем б) ученик (1 минута отметить) в) повторить (1минута отметить)
-«Молния» Чередуется обычное чтение с очень быстрым по команде «молния».
— Чтение «Слоговичков».
2.Упражнения над артикуляцией:
-Чтение чистоговорок.
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа
Ло-ло-ло – на улице тепло
Чи-чи-чи – у дома кирпичи.
-Скороговорки. Чтение скороговорок в темпе (чёткая артикуляция, высокий темп).
- Упражнения для фонематического слуха:
-«Назови слова» — Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук а (т,о,р)
-Работа с пословицами. Прочитать пословицы и выбрать те, которые подходят к произведению (чтение задом наперед)
Ешчул ошорох ьтипутсоп, меч ошорох ьтировог.
Улед ямерв, а ехетоп – сач.
Яьзурд ястюанзоп в едеб.
Йырбод кеволеч урбод и тичу.
Тен агурд – ищи, а лёшан – игереб.
Юукперк убжурд и йодов ен ьшёьлозар
— Назови слова, которые заканчиваются на звук п. (с,д,к)
— Назови слова, в середине которых есть звук л (м, н, и т.д.).
— «Хлоп – хлоп». Нужно поймать слово, которое начинается со звука с (г, в, в)
-«Играем со словом». — Придумай слово, которое заканчивается (начинается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «стол».
— Назови первый (последний) звук в слове «луч», «сила»
— Назови все буквы по порядку в слове «небо», «туча»
- «Добавь слово». Распространение предложений.
- «Где начало рассказа?» Установить последовательность событий по серии картинок, предложений.
- Игра – соревнование. «Кто лучше запомнит?» Нужно внимательно рассмотреть несколько предметов в течение 1-2 минут, а затем их подробно описать.
- «Найди спрятанное слово». Среди буквенного текста вставлены слова. Нужно их найти и подчеркнуть.
БСОЛНЦЕИТРАНВСТОЛРЮДЖЫРОЗАГОЛПКОНИБОАВЫМАШИНА.
- Найти в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой. Соединить их стрелкой
ОСЫ МАК КОТ УСЫ
РОТ КИТ РАК РОГ
- Исправь ошибки:
Бьется как рыба о мед.
Лентяй да шалопай –два родных врата.
- Прочитай предложения с интонацией вопроса и ответа:
Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг.
- Прочитай и напиши названия птиц. Для этого надо переставить слоги.
НИЦАСИ РОКАСО ВЕЙЛОСО ЛИНФИ ВАСО
- Прочитай предложения с интонацией: удивления, осуждения, радости, возмущения, сомнения.
13.Читай сначала тихо, а закончи громко. Сначала очень громко, а закончи тихо.
- Найди и прочитай 5 слов:
ЛИСАДЫРАКИТЫ
ЛАПАРАНОШАЛУН
15.Соедини пословицы
Ученье- свет а по уму провожают
По одежке встречают и не будет скуки
Не сиди сложа руки а неученье — тьма
- Добавь слог и прочитай слова
Мис…., реп…., мас….., мас….,ч аш….., лож…, печ….
- Прочитай и найди слова перевертыши
РЕКА КАЗАК СУМКА
РЮКЗАК ШАЛАШ БЕРЕЗА
- Прочитай слова и ответь:
Сорока, собака, воробей, жираф, щука, заяц, аист, тюлень, снегирь, мышь, окунь, акула, гепард, лещ, пчела, волк, синица, акула
— Кто плавает?
— Кто летает?
— Кто бегает?
- Вычеркни повторяющиеся буквы и прочитай что написано.
БТЮИГЮФРЖЯУДКЫЧФМЫДШБЬЯЭЧШФ (тигр, жук)
- Прочитай слова. Какие они, по-твоему? Соедини слова стрелками
ВОЛК осторожная, хитрая, рыжая
ЛИСА злой, серый жадный
ЗАЯЦ пугливый, белый, пушистый
21.Таблицы Шульте
Квадратная таблица, имеющая 5 столбцов и 5 строк, в которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25. Суть работы с таблицами Шульте заключается в быстром последовательном нахождении всех чисел, либо других объектов, расположенных в таблице. Причем акцент делается именно на скорость нахождения.
Выполнение всех этих упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей на уроках литературного чтения.
В рамках обновленного содержания образования перед школой ставят задачу создания условий для формирования личности нравственной, творческой, эстетически развитой, активной и способной к самостоятельному «добыванию» знаний. В решении этой проблемы важнейшую роль играет литературное чтение, функциональные основы которого закладываются в начальной школе. Цель уроков литературного чтения в начальной школе: заложить основы грамотного чтения, способствовать развитию личности ребенка средствами искусства слова, ввести школьника в мир художественной литературы, формировать в процессе читательской деятельности навыки функциональной грамотности младших школьников.
Таким образом, главным направлением в работе на уроках литературного чтения я считаю обучение грамотному, вдумчивому и беглому чтению.
Еще С. Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать.
Чаус Ольга Викторовна,
учитель начальных классов
КГУ ШЦДО имени П. Корниенко
Карагандинская область, Абайский район
п. Топар