Home » Учебно-методические материалы » Беглое и осознанное чтение как фактор достижения  личностных и межпредметных результатов у младших школьников

Беглое и осознанное чтение как фактор достижения  личностных и межпредметных результатов у младших школьников

Чтение — это один из истоков мышления и умственного развития.

В. Сухомлинский

          Какими должны быть выпускники, чтобы не захлебнуться на выходе из школ в водовороте современной социальной, экономической и политической жизни? По мнению педагогов, главным ориентиром молодежи должно быть оптимальное в любой жизненной ситуации речевое поведение, при котором специалист не только компетентен и эрудирован, но и гибко оперирует своими знаниями, добиваясь заданной цели. Этоумение совершенствуется высокой скоростью осознанного беглого чтения.

         Люди, обладающие этим навыком, могут угадывать текст по одной только фразе.       Многолетние исследования в области чтения показали, что 94% взрослых при чтении пользуются в основном навыками, приобретенными в начальной школе. Факторы, влияющие на скорость чтения — стойкие и передаются из поколения в поколение. От того, что и как читают наши дети, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала.

Научить детей хорошо читать – одна из важнейших задач современной школы.

В. А. Сухомлинский писал, что «чтение — это окошко, через которое дети видят мир и познают самих себя… Плохое чтение — как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно».

Но научить детей по-настоящему хорошо читать непросто. Ведь техника, темп чтения, осознание прочитанного – основные составляющие продвижения младшего школьника к литературному образованию и образованию вообще. Но и необходимо помнить, что темп чтения — не главный компонент обучения, он соотносится с индивидуальными особенностями учащихся, силой и подвижностью нервных процессов, темпераментом. Поэтому количество прочитанных слов в минуту для каждого ребёнка будет индивидуальным. Чтобы дети в совершенстве овладели всеми качествами чтения и при этом не только умели читать, но и думать, чувствовать, жить, творить, для этого на своих уроках литературного чтения включаю упражнения для развития способа чтения и качеств навыка чтения. Такие как:

-упражнения, направленные на развитие четкости произношения, на развитие речевого аппарата;

-упражнения, вырабатывающие гибкость и скорость чтения про себя;

-упражнения  на развитие умения угадывать последующий текст;

-упражнения на  развитие целостного восприятия и понимания текста

— упражнения на обогащение словарного запаса.

Эти упражнения могут быть проведены в течение урока в удобное время. Приведу примеры данных упражнений:

1.Упражнения, которые могут увеличить темп чтения:

-«Многократное прочтение» а) с учителем б) ученик (1 минута отметить) в) повторить (1минута отметить)

-«Молния» Чередуется обычное чтение с очень быстрым по команде «молния».

— Чтение «Слоговичков».

2.Упражнения над артикуляцией:

-Чтение чистоговорок.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа

Ло-ло-ло – на улице тепло

Чи-чи-чи – у дома кирпичи.

-Скороговорки. Чтение скороговорок в темпе (чёткая артикуляция, высокий темп).

  1. Упражнения для фонематического слуха:

-«Назови слова» — Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук а (т,о,р)

-Работа с пословицами. Прочитать пословицы и выбрать те, которые подходят к произведению (чтение задом наперед)
Ешчул ошорох ьтипутсоп, меч ошорох ьтировог.
Улед ямерв, а ехетоп – сач.
Яьзурд ястюанзоп в едеб.
Йырбод кеволеч урбод и тичу.
Тен агурд – ищи, а лёшан – игереб.
Юукперк убжурд и йодов ен ьшёьлозар

— Назови слова, которые заканчиваются на звук п. (с,д,к)

— Назови слова, в середине которых есть звук л (м, н, и т.д.).

— «Хлоп – хлоп». Нужно поймать слово, которое начинается со звука с (г, в, в)

-«Играем со словом». — Придумай слово, которое заканчивается (начинается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «стол».

— Назови первый (последний) звук в слове «луч», «сила»

— Назови все буквы по порядку в слове «небо», «туча»

  1. «Добавь слово». Распространение предложений.
  2. «Где начало рассказа?» Установить последовательность событий по серии картинок, предложений.
  3. Игра – соревнование. «Кто лучше запомнит?» Нужно внимательно рассмотреть несколько предметов в течение 1-2 минут, а затем их подробно описать.
  4. «Найди спрятанное слово». Среди буквенного текста вставлены слова. Нужно их найти и подчеркнуть.

БСОЛНЦЕИТРАНВСТОЛРЮДЖЫРОЗАГОЛПКОНИБОАВЫМАШИНА.

  1. Найти в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой. Соединить их стрелкой

ОСЫ      МАК             КОТ    УСЫ

РОТ       КИТ               РАК     РОГ

  1. Исправь ошибки:

Бьется как рыба о мед.

Лентяй да шалопай –два родных врата.

  1. Прочитай предложения с интонацией вопроса и ответа:

Осенью грачи улетают на юг.  Осенью грачи улетают на юг.

  1. Прочитай и напиши названия птиц. Для этого надо переставить слоги.

НИЦАСИ      РОКАСО        ВЕЙЛОСО        ЛИНФИ         ВАСО

  1. Прочитай предложения с интонацией: удивления, осуждения, радости, возмущения, сомнения.

13.Читай сначала тихо, а закончи громко. Сначала очень громко, а закончи тихо.

 

  1. Найди и прочитай 5 слов:

ЛИСАДЫРАКИТЫ

ЛАПАРАНОШАЛУН

15.Соедини пословицы

Ученье- свет                                             а по уму провожают

 По одежке встречают                           и не будет скуки

 Не сиди сложа руки                                 а неученье — тьма  

  1. Добавь слог и прочитай слова

Мис….,  реп….,  мас…..,  мас….,ч аш….., лож…, печ….

  1. Прочитай и найди слова перевертыши

РЕКА             КАЗАК         СУМКА

РЮКЗАК      ШАЛАШ       БЕРЕЗА

  1. Прочитай слова и ответь:

Сорока, собака, воробей, жираф, щука, заяц, аист, тюлень, снегирь, мышь, окунь, акула, гепард,    лещ, пчела, волк, синица, акула

—  Кто плавает?

—  Кто летает?

—  Кто бегает?

  1. Вычеркни повторяющиеся буквы и прочитай что написано.

БТЮИГЮФРЖЯУДКЫЧФМЫДШБЬЯЭЧШФ (тигр, жук)

  1. Прочитай слова. Какие они, по-твоему? Соедини слова стрелками

ВОЛК           осторожная, хитрая, рыжая

ЛИСА           злой, серый жадный

ЗАЯЦ            пугливый, белый, пушистый

21.Таблицы Шульте

Квадратная таблица, имеющая 5 столбцов и 5 строк, в которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25. Суть работы с таблицами Шульте заключается в быстром последовательном нахождении всех чисел, либо других объектов, расположенных в таблице. Причем акцент делается именно на скорость нахождения.

Выполнение  всех этих упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей на уроках литературного чтения.

В рамках обновленного содержания образования перед школой ставят задачу создания условий для формирования личности нравственной, творческой, эстетически развитой, активной и способной к самостоятельному «добыванию» знаний. В решении этой проблемы важнейшую роль играет литературное чтение, функциональные основы которого закладываются в начальной школе. Цель уроков литературного чтения в начальной школе: заложить основы грамотного чтения, способствовать развитию личности ребенка средствами искусства слова, ввести школьника в мир художественной литературы, формировать в процессе читательской деятельности навыки функциональной грамотности младших школьников.

Таким образом, главным направлением в работе на уроках литературного чтения я считаю обучение грамотному, вдумчивому и беглому чтению.

Еще С. Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и  воспитать.

Чаус Ольга Викторовна,

учитель начальных классов

 КГУ ШЦДО имени П. Корниенко

Карагандинская область, Абайский район

п. Топар

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*