Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределённость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст — период впитывания, накопления знаний. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста начинается с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированной практических умений и навыков.
Основной целью стало воспитание безопасного поведения детей, формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности.
Для взрослых формула безопасности гласит так:
«Предвидеть опасность;
При возможности избегать;
При необходимости – действовать».
Для детей эта формула звучит в стихах:
«Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать;
А где надо – на помощь позвать!»
Чтобы реализовать поставленные цели в работе со старшими дошкольниками поставила ряд задач:
-Уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности поведения в быту;
-Закрепить полученные знания и формировать на их основе умения безопасного поведения дома;
-Создать условия для применения дошкольниками умения действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода.
Чтобы решить эти задачи необходимо:
-Вызвать у детей желание соблюдать правила безопасности в доме, избегая морализирования путем познания, а не запретов;
-Обеспечить активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в домашней среде;
-Внушить ребенку, что опасность можно избежать, если вести себя правильно, при этом не спровоцировать у него чувство робости и страха,
используя имитационное моделирование угрожающей ситуации и обучения практическим действиям с потенциально опасными предметами домашнего обихода;
В общении с детьми использовать и закреплять такие понятия, как «опасно», «безопасно», «осторожно».
Всем кажется, что дом – это самое надежное безопасное место. Но так ли это на самом деле?
Возможность несчастного случая чрезвычайно велика. В доме находятся различные бытовые приборы, оборудование, горючие жидкости, режущие предметы и источники тепла.
Особую роль отвожу игровой ситуации, игровому персонажу, которые помогают рассказывать истории, происходившие с ними, «открывают» им правила поведения, приносят картинки, задания, загадывают загадки, заучивают стихи.
В различных беседах дети получают знания, обогащают и расширяют словарный запас, закрепляют умения действовать правильно. Это такие беседы «Опасно – безопасно», «Как работают домашние помощники», «Знай и соблюдай правила», «Как работают пожарные», «В мире опасных предметов», «Один дома».
Важно, чтоб детям было интересно и для этого использую шутки, пословицы, загадки, забавы, песенки, художественное слово, которые делают детям сведения о безопасности.
В ходе различных игр, игровых ситуаций, рассматривании иллюстраций обучаю детей правильному обращению с бытовыми приборами в процессе освоения или трудовой деятельности, обращаю особое внимание на меры предосторожности «Предметы – обихода», «Электроприборы», «Осторожно! Электричество!», «Газ – опасен!», «Медикаменты», «Бытовая химия».
Целесообразно обогащать предметно-игровую среду группы объектами, имитирующими потенциально опасные предметы, а так же использование макета домашней обстановки (квартиры, комнат, частного дома) для закрепления правил безопасности детей.
За четыре года усиленной работы с детьми по разделу «Ребенок дома» провела ряд образовательных мероприятий по безопасности: «Пожарная безопасность», «Большая беда от маленькой спички» и сюжетно-ролевую игру «Пожарная служба» и подвела детей к выводу, что:
-Нельзя играть со спичками.
-Нельзя трогать газовые краны (у плиты, колонки).
-Нельзя трогать, включать в сеть электроприборы.
-Увидев огонь – зови взрослых (родителей, соседей).
-Телефон пожарной службы «101».
-Если пожар возник по твоей вине, то правильный выход – покинуть помещение и позвать на помощь.
«Осторожно! Чужой!» — по этой теме тоже провела ряд мероприятий: беседы «Если в дверь постучали…», «Береги себя»; обыгрывала ситуации: «Один дома», «Как бы поступил я!». И так же составила правила:
-Не открывай дверь чужому.
-Спроси кто?
-Умей отказать.
-Отойди от двери.
Детям нравится игровой дидактический материал «Как избежать неприятностей?», они с удовольствием слушают стихи и смотрят иллюстрации, которые помогают учить ребенка беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций.
Оказывая помощь семье в воспитании безопасного поведения, использую активные формы взаимодействия: тренинги, семинары, консультации, экскурсии, встречи со специалистами.
Разработала направления во взаимодействии с родителями:
-организация собраний с целью информировать родителей (цели и задачи обучения)
-участие родителей в беседах о профессиях (полиция, пожарные, медицинские работники), организация встречи со специалистами этих профессий, экскурсии в пожарную часть, на кухню ДОУ (знакомство с работой мясорубки, терки…)
-ознакомление родителей с результатами обучения — открытые просмотры занятий: «101, 102, 103 всегда на страже», «Огонь не всегда наш друг», выставка детских работ по темам «От чего бывает пожар», «Приборы – помощники»
-создание альбома: «Сборник правил о безопасном существовании ребенка дома», «Что необходимо знать» или «Книга – правил» в картинках (рисунки детей).
-взаимная забота и помощь семье (тематические тренинги, семинары).
-составление правил безопасности для детей.
-рекомендации для родителей нашей группы.
Рекомендации для родителей:
-Не оставляйте без присмотра электроприборы.
-Не сушите белье (обувь) над плитой.
-Исключайте «праздничные пожары» (фейерверки, бенгальские огни, свечи, хлопушки).
-Убирайте предметы бытовой химии и медикаменты в недоступное для детей место.
-Отработайте пути эвакуации при пожаре.
-Запомните телефоны:
«101» — пожарная служба, «102» — полиция ,«103» — скорая помощь, «104»-газовая служба
Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности детей является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умение, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период
впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль воспитателя, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир. Если у ребенка будет к 7 годам сформировано сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, если приобретенные ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих жизни условиях, если дети смогут оказать первую (посильную) помощь пострадавшему — значит мы выполнили все поставленные задачи.
Используемая литература:
1.«Типовая программа обучения и воспитания в детском саду» Издательство «Мектеп», г.Алматы, 1989
2.Н.М.Караев «Обеспечение безопасной жизнедеятельности»
Издательство «Кітап» 2004г.
3.Статьи из журналов
-«Детский сад от А до Я» 1-2006г.
-«Дошкольник» 5-2006г. «Один дома»
-«Правила личной безопасности детей дома и на улице»
Карибаева Жанат Дуйсенбековна
воспитатель первой категории
детского сада ГККП № 93 «Айгөлек»
г.Астана