внеклассное мероприятие по русскому языку
для 4 класса
Цели:
— повторить знания учащихся по русскому языку;
— формировать интерес к более глубокому изучению предмета;
— развивать творческие способности учащихся, расширить кругозор и
словарный запас учащихся.
Оборудование: кроссворд, карточки с заданиями
Ход занятия:
- Организационный момент.
— Вы навстречу сегодня пришли,
и не хмурьте лица,
Будьте весёлыми до конца.
Мы собрались не в последний раз,
Так как любим игры без прикрас.
И давайте же друзья,
Все, дыханье затая, играть.
— И сегодня здесь, друзья
Свела нас очень интересная игра – КВН.
— А как расшифровать эти буквы?
Заседание нашего клуба будет посвящено тайнам русского языка.
«Мой верный друг!.. Мой царь! Мой раб! Родной язык» — так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный образ родного языка (слайд 2)
— В нашей игре примут участие 3 команды.
1 команда – «Умники» Наш девиз: Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием сегодня
Будем в КВН играть.
2 команда – «Всезнайки». Капитан: Привет, друзья!
Сегодня в школе интересный день.
Чудесный праздник – КВН.
Наш девиз: «Нужно иметь прочные знания.
Быть весёлым и находчивым.
Будем мыслить мы активно!»
Чтоб было всё отлично!».
3 команда -«Знатоки» Наш девиз: «Все за одного, один за всех.
Тогда команду ждет-Успех!!!
Капитан: В Жизнь неграмотным войдешь
— За минуту пропадешь!
Чтоб в КВН побеждать,
Нужно ум свой напрягать!
— А наши гости будут жюри, они оценят работу каждой команды.
— И так, слушаем внимательно, думаем старательно.
— Кто же первый начнёт игру? Отгадайте загадку:
— Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (Семь – я)
— В каком слове сорок гласных ? (сорок- а)
1 Конкурс «Один – много». ( слайд 3)
Я хочу поиграть с вами, а заодно и проверить, как вы русский язык знаете. Я называю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ – во множественном. Команда отвечает хором:
Нога — … (ноги)
Рука — … (руки)
Дуга — … (дуги)
Мука — … (нет мн. числа)
Вот и ошиблись. Существительное МУКА не имеет множественного числа.
Продолжаем дальше:
Ведро — … (вёдра)
Бедро — … (бёдра)
Метро — … (нет мн. числа)
День — … (дни)
Пень — … (пни)
Лень — … (нет мн.чила)
Цыплёнок — … (цыплята)
Козлёнок — … (козлята)
-Поиграли, а теперь приступим к серьёзным испытаниям.
- Конкурс «Семьква» ( слайд 4)
Ранним утром на опушке
Громко квакают лягушки.
Много слов, и все слова
Всегда в себе содержат «ква».
В середине и в начале,
И вразбивку, и подряд…
Вы слова не раз встречали,
Пусть они заговорят!
— Этот «ква» научит читать (буКВАрь)
— Этот жажду в жару утоляет (КВАс)
— Плавает в этом рыбка-красавица (аКВАриум)
— Эта, звук означая, молчит (буКВА)
— Этот не раз вы чертили в тетрадке (КВАдрат)
— Эта растёт в огороде на грядке (тыКВА)
— Трудится кто, тот её получает (КВАлификация)
— Молодцы! С таким сложным заданием справились! Следующий
- Конкурс «Про многозначные слова и омонимы» ( слайд 5)
-Я читаю вам загадки, а вы постарайтесь отгадать.
- Одна нам ночами на небе сверкает.
Другая на сцене поёт, выступает.
В глубинах морских наша третья живёт.
На ёлке четвёртая есть в Новый год. (звезда)
- Первый – нос у поросёнка,
Что визжит ужасно звонко.
В кошельке лежит второй,
Ты беги скорей – открой!
Третий в сказке обитает,
Винни-Пуху помогает (Пятачок)
- Первая с ниткой всегда неразлучна,
Шить, вышивать им на пару не скучно.
Дружит со шприцем подруга вторая,
Маленьких деток уколом пугая.
Третья на ёлке местечко нашла,
Место листочка она заняла.
Ну, а четвёртая ёжику служит,
С колкой защитницей ёжик не тужит (игла)
- Первым лиса очень любит гордиться,
Нам он на шапочку может сгодиться.
А вот второй есть у птиц, самолёта:
Очень он нужен им всем для полёта.
Третьим виляют бумажные змеи,
Тянется он за кометой Галлея.
Ну, а четвёртый – тот дружит с расчёской,
На голове он зовётся причёской.
Двоечки коль твой дневник украшают,
Пятый тогда у тебя отрастает (хвост)
- Первая ярко на небе сверкает,
Дождь и грозу нам она предвещает.
А вот вторую в одежде найдёте,
Быстро со скрипом её застегнёте (молния)
- Первые все мы в игре набираем,
Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам улучшают,
Летом от солнца глаза защищают (очки)
— Эти все слова многозначные, а ещё как их можно назвать? (омонимы)
- Конкурс: «Подбери пару» ( слайд 6)
Нужно подобрать такие пары словосочетаний, чтобы из них получились
предложения, выражающие законченную мысль.
Крупные капли дождя торчали на косогоре
Последние снежинки весело катались с горки
Маленькая собачонка летела в тёплые страны
Голые кусты барабанили по крыше дома
Деревенские ребята порхали в холодном воздухе
Большая стая лебедей громко лаяла на прохожих
- «Самый грамотный» (карточка)
Вставьте пропущенные буквы:
1команда.
Аккуратный, ветеран, капитан, карнавал, планетарий, кататься, фантастика, шоколад, фонтан, трибуна.
2 команда.
Возр..жение, пр..одолеть, трен..ровка, иску…тво, гордятся, арти…ерия, р…зиденция, , жёва…ый, га..ерея, , мя..кий
3 команда.
Дискуссия, тра..ка, сла..кие, трудишься, тр..скучий, пр..тензия , ровесник,
поз..ний, тр..пинка, прекрас_ный,ж_лтый,
- Конкурс капитанов (3 мин)
Учитель: к доске выходят капитаны команд. Каждый капитан получает карточку с заданием. Нужно найти слово по его частям.
1 команда:
— Отгадай слово. Его корень в слове «лесной», приставка в слове «перелёт», суффикс в слове «грибок», а окончание в слове «волк». (перелесок).
2 команда:
— Отгадай слово. Его корень в слове «дороженька», приставка в слове «попрыгать», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «заяц». (подорожник).
3 команда: Отгадай слово. Корень из слова сказка, суффикс из слова извозчик, приставка как в слове расход, окончание в слове дом. (рассказчик)
- Конкурс «Будь внимателен мой друг» (слайд 8)
— Если я называю, имя существительное — хлопните 1 раз в ладоши.
Если прилагательное — встаньте. Если другую часть речи — сядьте.
Слова 1 команде «Почемучек»
День, короткий, компьютер, прыгает, прекрасная, ковёр, пишет, раняя, весна, наступила, холодная, ветер.
Слова 2 команде «Всезнаек»
Человек, красивый, стоит, рыба, пушистая, порхает, заяц, был, зеленая, стол, любит, зубастый, мяч.
— Самыми внимательными были …..
— Слова, какой ещё части речи вам встретились в этом конкурсе?
(глагол)
- Конкурс. «Найди ошибку». Исправьте ошибки в написании слов. (2 балла)
1.Жыла ф саду пивунья. Ана была жолтенькая, на галофкехохолок.Славный был униёгалосок. Но скорапивунья за зналась и по теряла голас.
- Стаяла пара залатойосини. Лехкийвитерок бродил па лесю. Он падлител косине От ветра ветки сбросили листочьки. З монетки поплыли потемной воде рики.
3.Вьюга. Стаитхалодная зима. Бушуитвюга. Ветер всадукочает деревья. Сучья тополя стучят в окно. Дарогуза мело. Трудно прайти к дому. Хлопья снега бют в лецо.
9 конкурс: «Закончи пословицу»( слайд 10)
— Я начинаю, а вы заканчиваете. Начинаем с команды ….
1) Труд кормит, а лень….. портит.
2) Как аукнется, так и….. откликнется.
3) Семь раз отмерь, один раз….. отрежь.
4) Нет друга — ищи, а нашёл….. береги.
5) Сам погибай, а товарища…. Выручай.
6)Мир строит, а война……..(разрушает).
- Смелый побеждает, а трус…….(погибает).
- Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).
- Сумел завязать, сумей и …….(развязать).
- Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).
- Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).
- По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).
10.Подведение итогов.
— Вот и закончилось наше состязание, в котором победила команда …………………..
— А закончить нашу игру я предлагаю песней «Чему учат в школе».
Абдуллаева Ажаркуль Мазиевна,
учитель начальных классов
І квалификационной категории,
школа-лицей № 14 им. Н.К. Крупской
г. Аральск