«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая, целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведётся она с 1 по 11 класс».
А. В. Текучев
Как и многих учителей начальных классов, меня волнует проблема грамотного письма учащихся. Ведь наряду с такими сложными орфограммами, как написание слов с проверяемыми гласными и согласными, остаётся актуальной проблема написания слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами, то есть словарных слов. Формирование орфографической грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе. В программе каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяются.
Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.
Повысить интерес к словарной работе и качество знаний учащихся на уроках русского языка, можно через применение современных образовательных технологий, т.к. интерес является одним из важных мотивов учения младших школьников. То, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже.
Условия, способствующие успешному запоминанию.
- Установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.
- Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно.
- Яркость восприятия. Лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции.
- Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
При изучении словарных слов необходимо использовать различные приемы и методы:
- приемы зрительного запоминания — зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику, использование таблиц, карточек, перфокарт, выделение орфограмм цветным мелом на доске, чернилами, карандашом в рабочих тетрадях, подчеркивание, записывание не слов, а только орфограмм, повторное написание слов.
- метод сопоставления заучиваемых слов (например, сопоставление названий животных: корова, лошадь, собака – во всех словах присутствует буква «О»; однокоренных слов – работа, рабочий, работать; форм слов – стакан, стаканы; метод противопоставления – ученик- учитель; и т.д.;
- прием сопоставления зрительного и слухового образов ( состава) слов: различные виды слуховых диктантов;
- метод языкового анализа, который включает приемы звукобуквенного анализа слов, фонетического разбора, комментирования орфограмм, устного проговаривания.
- составление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций: пальто – осеннее пальто, надел пальто, пальто велико и т. д.
- составление предложений с трудными словами, включение их в письменные и устные творческие работы;
- занимательные формы работы- включение словарных слов в орфографические зарядки, игры, ребусы, кроссворды (ученики разгадывают их или сами составляют); составление стихотворений, отгадывание загадок, проведение конкурсов, викторин, проведение исследовательских работ.
Систематическая, продуманная и увлекательная работа над словарными словами на уроках русского языка обязательно приведет к устойчивому положительному результату. Чтобы работа со словарными словами была для детей интересной и дала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ и широко разнообразить дополнительный материал.
- «КАРТИННЫЙ» СЛОВАРЬ.
Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. А можно этот вид работы усложнить. Для этого необходимо либо подбирать, либо рисовать сюжетную картинку (что легче сделать, если слова изучаются группами по определённой тематике). Необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подбирать к этим словам признаки, действия… В итоге можно написать небольшое сочинение по данной картинке, используя отработанные заготовки.
- КОММЕНТАТОР (ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННУЮ ОРФОГРАММУ, ОБЪЯСНИ).
Даны словарные слова с пропущенными орфограммами (ошибкоопасные места). Необходимо вставить букву, дать ей характеристику. Я считаю, что очень важно научить детей классифицировать орфограммы.
Например:
Т_ТРА_Ь или как вариант Т(и,е)ТРА(т,д)Ь
1.б/гл. Е в корне слова, непроверяемая ударением;
2.парн.согл. Д , которую можно проверить (звук согласный проверяй — рядом гласный подставляй)-тетради, где /Д/ стоит в сильной позиции.
ЛЕС_Н_ЦА
1.непр.согл.Т, которую нельзя проверить. Надо запомнить.
2.б/гл., непроверяемая — надо запомнить.
КЛА(с,СС)
1.удвоенная согласная в корне – надо запомнить.
- КОРРЕКТОР (ИСПРАВЬ ОШИБКУ или ОШИБКИ В СЛОВЕ).
Очень важно научить детей видеть ошибки в словах. Ошибка должна «резать» глаз. Это даёт великую возможность ученику видеть допущенную ошибку и вовремя исправлять её. Дети очень любят играть «в учителя». Важно заранее позаботиться о заготовленных карточках со словами или с текстом, где будут встречаться ошибки на изученные орфограммы. Целесообразно указывать на полях или в конце карточки количество ошибок. Это даёт возможность ученику находить все ошибки. И, даже, если ошибка была пропущена, ребёнок возвращается и ищет ошибку ещё раз. В этом случае рекомендуется обратиться к собственному словарику.
- Этот вид работы можно использовать в начале урока вместо разминки или превратить в полезную физминутку. Каждому ряду – команде предлагается группа слов с ошибками. Задача: за определённое время исправить как можно больше ошибок (слова могут быть записаны на доске или на карточках). В группу слов с ошибками уместно вписывать слова и без ошибок. Это помогает ученикам быть более сосредоточенными, развивает избирательное внимание. Выигрывает та команда, у которой больше «правильных» слов
- «ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ. Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений…
- «ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК. Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.
- ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.
Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В этом случае необходимо определять временные границы выполнения работы и затем выявлять, кто из детей нашёл больше слов. Причём, в этой работе важно не просто списывание словарных слов, но и работа со словом (выделение орфограмм).
- КОПИЛКА — МИНУТКА.
Этих слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы.
- «ЛИШНЕЕ СЛОВО».
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу.
Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»
СОРОКА
ВОРОНА
ПЕТУХ
КОРОВА
ДОРОГА
Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения:
1.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 слов, а для слова петух – всего 5.
2.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2.
3….слово петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную.
4…..слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО? И т. д.
· МЕТОД ГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ. Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов не жалею на уроке 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить. Хочется отметить, что 1-2 вариантами дети не ограничиваются. Например, в слове «шофёр» вместо непроверяемой гласной «о» дети предлагали нарисовать руль, колесо, дорожный знак, которые по очертанию похожи на букву «о». А бывало и так, что, поработав таким методом над словом на уроке, кто-то подходил после урока и предлагал ещё и другие варианты графического изображения непроверяемой буквы. Так один ученик предложил нарисовать вместо буквы «о» восходящее впереди дороги солнце (видимо, добираясь утром в школу на машине, этот ребёнок наблюдает восход солнца). О чём это говорит? Да о том, что этот ребёнок обязательно запомнит данную орфограмму, т.к. весь урок думал о ней! Итак, проговорив 1-2 минуты, как графически можно изобразить букву в ошибкоопасном месте, даю детям творческое задание – зарисовать словарное слово в словариках ( в конце индивидуальных словариков можно оставить несколько страниц для творческой работы). Желающие могут зарисовать слово на альбомных листах. МЕТОД ФОНЕТИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ, ИЛИ «МАЛЕНЬКИХ КРОССВОРДИКОВ». Это ещё один удобный способ запоминания трудных орфограмм. Чаще всего он подходит для слов с яркими характеристиками. Например:
К Б Г ЛИМОН БЕРЁЗА ВОРОТА С Л Л Л А Ы Я Й
Л Х П Р ЛОПАТА МОРОЗ АРОМАТ П Л Х З А О Н А С Д Е Т Т Ь |
Аргументов м.б. много, и «лишних» слов тоже!
- ИГРА « ЗНАЮ – НЕ ЗНАЮ».
Занимаясь с детьми индивидуально, практикую пятиминутку словарной работы. Дети очень любят игру «знаю – не знаю». Я беру словарик ребёнка и вразброс спрашиваю, как пишется то или иное словарное слово. Ученик должен чётко проговорить слово по слогам. Если слово ребёнок проговаривает чётко без сомнений, правильно, то это слово он не записывает (слово «отдыхает»). Если же возникают трудности при проговаривании словарного слова (слово звучит неуверенно, с ошибками или уверенно неправильно), то в этом случае мы начинаем работать над словом (выбираем различные приёмы работы со словарными словами). После чего слово обязательно записывается с чётким проговариванием в тетрадь и ставится на контроль (простым карандашом в виде галочки в словарике). Ребятам очень нравится соревнование С САМИМ СОБОЮ. Если вчера за 5 минут игры было записано 8 слов, а сегодня меньше или больше? Ради этой игры дети были готовы повторять словарные слова ежедневно. Как оказалось, для них это азартная игра. Для более успешного исхода этой игры можно заранее определять группу словарных слов, с которой будем работать на следующем уроке. Например, я даю установку, что на уроке через неделю мы будем играть со словами на букву «а», или со словами с удвоенными согласными… А как же готовиться к игре? Зубрить? НЕТ!!! Есть очень простой способ запоминания. Помните примету при подготовке к экзамену – книжка под подушкой? Достаточно непосредственно перед сном (практически лёжа в постели) 1 раз, не торопясь, чётко проговорить по слогам определённую группу слов. Затем закрыть словарик или книгу и лечь спать. Учёными доказано, что, засыпая, человеческий мозг «прокручивает» информацию, полученную за день. Причём в обратном порядке. И больше всего времени на осмысливание и обработку полученной информации отводится тем событиям, которые произошли в конце дня. А меньше всего – с которых начинался день. Таким образом, на запоминание словарных слов, прочитанных на ночь, мозг отведёт больше всего времени и плодотворно поработает без участия самого ребёнка.
- Мини-проекты.
Ещё один из интересных видов работы. В 1- 2 классах это могут быть творческие работы по собиранию загадок, пословиц, поговорок, стихов, считалок, составлению коротких рассказов про словарное слово. В 3-4 классах этот вид уже может переходить в исследовательскую работу.
Исходя из практики моей работы я считаю, что, проводя систематически словарную работу на уроках русского языка, а также во внеклассной работе по русскому языку, обогащается словарный запас учащихся, активизируется их деятельность на уроках.
Дети более точно понимают значение слова, что позволяет им избавиться от речевых ошибок, так как слово не может быть усвоено без употребления его в речи.
На практике видно: если ребёнок осознаёт значение слова, умеет правильно употребить его в речи, правильно его записать, значит, данное слово входит в его активный словарный запас.
Следовательно, словарная работа на уроках русского языка должна быть постоянной и необходимой для формирования речевой активности и орфографической зоркости.
Холина Марина Петровна,
учитель начальных классов
высшая категория
КГУ «Средняя школа имени Героя Социалистического Труда
Есима Шайкина»
педагогический стаж: 24 года
Очень познавательная статья спасибо
Замечательная статья. Много полезного и интересного. Спасибо
Статья познавательная отличная
Статья интересная, можно использовать для работы.
Очень интересная разработка
Очень интересная информация! Обязательно применю в работе! Спасибо большое!
Очень познавательная статья
Взяла для себя интересную информацию
Очернь интересная статья
В дальнейшем буду применять в работе
Очень познавательная статья, применю в работе! Спасибо!
Спасибо, очень хороший материал для использования на уроках
Интересная статья, мне понравилась! Спасибо!
Статья имеет практическую направленность. Буду использовать в работе. Спасибо
Интересная статья!
Спасибо за статью. Очень познавательно.Буду советовать коллегам .
Марина Петровна, спасибо за познавательную статью.Много интересного взяла на заметку.
Спасибо большое за такую статью! Мне, как будущему учителю , она очень полезна. Многое взяла для себя полезного.
Спасибо большое за такой хороший материал. Отличная статья, все доступно и понятно. Многое для себя нашла и открыла ?
Спасибо за очень интересную и познавательную статью. Многое для себя взяла на заметку.