Цель мероприятия:
— проверить и углубить знания детей о живой природе;
— помочь детям вспомнить уже известных животных и
— внешние особенности каждого из них;
— развивать сообразительность, быструю реакцию, фантазию;
— помочь детям учиться работать в команде.
Викторину проводит ведущий. От каждого класса выбирается команда, состоящая из 5 — 6 человек.
Ведущий: Наша сегодняшняя викторина посвящена живой природе. Для начала давайте вспомним, что же такое живая природа?
— Команды получили домашнее задание перед игрой. Они должны были придумать название своей команде и нарисовать эмблему. Условие было такое: название команды должно быть связано с живой природой.
— Соревноваться сегодня будут команды 2 – ых классов.
— После того, как мы определились с названиями команд, можно начинать игру. А оценивать игру команд будет жюри, в составе которого…
1 конкурс «Загадки».
Ведущий:
— Загадки эти будут непростые. Все они о природе. Отгадкой может
быть название животного, птицы или растения.
— За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
(Загадки по очереди предлагаются командам.)
- Мордочка усатая, шерстка полосатая,
Лапкой умывается, а с водой не знается. (кошка)
- Гладишь — ласкается, дразнишь — кусается. (собака)
- По веткам скачет, а не птица,
Рыжая, а не лисица. (белка)
- Что за зверь лесной встал передо мной?
Он стоит среди травы, уши больше головы. (заяц)
- Кто в беретке ярко- красной, в чёрной шапочке атласной?
Он без дела не сидит, всё стучит, стучит, стучит. (дятел)
- Спинкой зеленоватая, грудкой желтоватая,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)
- Не зверь, не птица, а нос как спица.
Летит — кричит, сядет — молчит,
Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (комар)
- Четыре ноги, пятый — хвост, шестая — грива. (лошадь)
- Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъёмный,
Только этот кран живой, с настоящей головой. (жираф)
- Разлинованы лошадки словно школьные тетрадки,
Разлинованы лошадки от копыт до головы. (зебры)
Ведущий:
— Животные очень часто становятся героями сказок. Поэтому наш следующий конкурс называется «Сказочный».
— Подскажите, в кого превращались…
- Князь Гвидон (сказка А. С. Пушкина) — в комара, муху, шмеля;
- Великан — людоед (сказка Ш. Перро) — в льва, в мышь;
- Одиннадцать братьев — принцев (сказка Г. X. Андерсена) — в лебедей;
- Гадкий утёнок (сказка Г. X. Андерсена) — в лебедя.
— Назовите недостающие имена животных — известных сказочных героев…
- Муха…(Цокотуха)
- Черепаха. (Тортилла)
- Курочка…(Ряба)
- Оленёнок…(Бемби)
5. Уточка…( Серая Шейка) - Медведь… (Балу).
3 конкурс называется «Пофантазируем».
Ведущий:
— Команда за короткое время должна придумать и нарисовать растение или животное, которых на самом деле не существует, дать им название.
— А пока команды трудятся над выполнением задания, предлагаю для болельщиков игру » Да — нет». На вопрос нужно отвечать хором «да» или » нет». (Вопросы по очереди предлагаются болельщикам то одной, то другой команды.)
- Может ли сазан забраться в океан? (нет, это речная рыба)
- Может ли дрозд отморозить хвост? (нет, он зимует на юге)
- Может ли оса взлететь под небеса? (да)
- Может ли кулик прикусить себе язык? (нет, у птиц нет зубов)
- Может ли тюлень на боку лежать весь день? (да)
6.Может ли синица под крышей поселиться? (да) - Могут ли собаки отодрать хвосты всем ракам? (нет, раки живут на дне водоёмов)
- Может ли медведь зимою потолстеть? (нет, зимой медведь спит и худеет)
4 конкурс называется «Изобрази животное».
Ведущий: — Каждое задание этого конкурса — это подражание повадкам какого-нибудь известного вам животного.
— Представитель каждой команды получает листок с названием животного. Без слов, с помощью мимики и пантомимы вы должны изобразить это животное. Команда — соперник должна угадать, что это за животное. Жюри оценивает и показ животного, и угадывание.
(Участвуют по два представителя от каждой команды.)
- кошка 3. лягушка
- заяц 4. медведь
5 конкурс называется «Знакомые незнакомцы».
Ведущий: Каждая команда получит листок, на котором написано зашифрованное название животного. Команда должна как можно быстрее расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке — алфавит.
1-а 9-з 17-п 25-ч
2-6 10-и 18-р 26-ш
3-в 11-й 19-с 27-щ
4-г 12-к 20-т 28-ъ
5-д 13-л 21-у 29-ы
6-е 14-м 22-ф 30 — ь
7-ё 15-н 23-х 31-э
8-ж 16-о 24-ц 32-ю
33-я
Задание 1 команде:
19 15 6 4 10 18 30 (снегирь)
Задание 2 команде:
13 33 4 21 26 12 1 (лягушка)
Ведущий: — Пока команды выполняют задание, среди болельщиков мы проведём аукцион песен о животных. Вы должны по очереди назвать или исполнить строчку из песни, где упоминается какое — либо животное.
Следующий конкурс называется «Спой песенку».
Ведущий: — Мы с вами продолжаем говорить о природе и главным образом о животных. Мы уже перечислили тех животных, каких знаем, вспомнили, какие у них повадки. Ребята, а скажите, как разговаривают животные?
— О некоторых животных мы скажем, что они разговаривают, а о некоторых, что они поют.
— А теперь представьте, что вы — животное, которое очень любит петь, но не умеет это делать по-человечески. Давайте попробуем его изобразить.
— Нужно взять какую-нибудь известную всем песню, например » В
лесу родилась ёлочка» и напеть её мотив, но не так, как это делается обычно, а…
- прокрякать 3. промычать
- пролаять 4. промяукать
(Участвуют по два представителя от каждой команды, используется фонограмма песни)
Подведение итогов викторины — выступление жюри, награждение команд.
Ведущий: Сегодня мы с вами были участниками викторины «Живая природа». Мы вспомнили названия многих животных, больше узнали об их повадках и немножко поиграли. Надеюсь, что после нашей викторины вы будете бережнее относиться к нашей природе, станете внимательнее наблюдать за миром, который вас окружает и будете его оберегать.
Клогунова Татьяна Дмитриевна,
учитель начальных классов,
средняя школа № 37 имени Сырбая Мауленова,
г. Астана