Home » Учебно-методические материалы » Внедрение обновленной программы содержания образования в практику

Внедрение обновленной программы содержания образования в практику

В настоящее время увеличивается значение образования как фактора развития любой страны. Как отмечается в литературе, к числу основных тенденций мирового развития относятся ускоренные темпы развития общества и быстро идущие перемены, которые превратились в способ существования современных обществ. В связи с этим была разработана и стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, а конкурентоспособное общество-это общество образованных людей, способных мыслить и действовать самостоятельно. И где как не в школе закладывается эта подготовка к жизни? Именно для этого необходимо преобразовать процесс обучения таким образом «Учение без мысли – напрасный труд» (Конфуций)

Вникая в слова, сказанные Конфуцием, я все больше убеждаюсь в том, что после каждого урока русского языка и литературы, который я провела в 7 классе с начала года, я ловила себя на мысли, что современный учитель должен размышлять над своими проведенными уроками. Иначе учитель никогда не сможет добиться хороших результатов в обучении. Обновление содержания среднего образования является новой вершиной для современных педагогов, которую придется брать штурмом. Ведь перед педагогами стоит важнейшая задача: воспитать и обучить таких учеников, которые смогут адаптироваться и реализовать себя в современном мире.

Целью учебной программы по предмету «Русский язык» является формирование функционально грамотной личности через развитие практических навыков применения языковых единиц в четырех видах деятельности: слушании, говорении, чтении, письме. Акцент делается не на полученные знания, а на процесс их применения.

Для достижения поставленной цели на уроке учителю необходимо решать следующие задачи: учить, слушать с пониманием, говорить, читать и писать; формировать лингвистическое отношение к единицам языка.

К сожалению, в современной школе язык изучается в письменном виде, от учеников требуется грамотность в виде орфографии, изучении правил, но в тени остается то, как эти полученные знания ученики смогут использовать в жизни. И коммуникативная компетенция остается одной из важнейших характеристик языковой личности. На практике, учащиеся не всегда в должной мере владеют навыками коммуникации. И обновленная программа содержания среднего образования, которая ввелась с нового учебного года, позволяет развитие этих навыков.

Я поняла, что структура новой модели школьного образования должна развиваться в контексте вопроса «Для чего учиться в школе?»  вместо традиционного «Чему учить в школе?». Курсы, которые я прошла летом, дали возможность ознакомиться с обновленной учебной программой. Хочется отметить, что во время курсов я и мои коллеги отрабатывали навыки речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письме. Цели обучения, критерии оценивания учебных достижений учащихся, возрастные особенности первоклассников, стратегии обучения языку, особенности организации обучения в контексте «сквозных» тем, использование которых позволяет интегрировать знания из разных предметных областей и способствует тому, что учащийся, взаимодействуя с миром, познает сам себя, самоопределяется в системе жизненных отношений.

Все, чему я научилась на курсах, я постаралась внедрить в свою практику.

И хотела бы свою практическую деятельность разложить по этапам, которые мы соблюдаем при планировании краткосрочного плана. Итак, первое это организационный момент. Впервые дни моей практики, при проведении психологического настроя, мне было трудно, когда я ребятам предложила короткие стишки. Почему? А потому что некоторым ученикам просто стало скучно. Я пришла к выводу, что в классе детей можно разделить на две категории: это – ученики, которые хоть немного владеют русским языком; второе — это ученики, которые совершенно не понимают русского языка. И когда я стала разучивать стишки, ученики, владеющие русским языком, быстро заучивали, и им становилось скучно на уроке, пока другие выучат. Я решила на психологический настрой подбирать мультипликационные ролики, а учеников, которые хоть немного знают русский язык сделать моими помощниками. И эти ученики стали с интересом мне помогать и уже не скучали, как на первых уроках.

При разделении на группы я также столкнулась с трудностями. В первый день у меня был полный хаос. Ученики запутались, некоторые не хотели сидеть друг с другом, они хотели сидеть со своими друзьями. На следующий раз я решила, что надо каждому надо указать его место. Для этого я на столах разложила цифры и объяснила всем, как надо садиться по группам. И с того момента мы с учениками делились на группы с помощью стикеров: красный и зеленый; с помощью цифр: 1 – 2; с помощью шариков разноцветных. И сейчас мои первоклашки, придя в класс, уже не путаются, куда и как садиться. Я поняла, что надо тщательно обдумывать каждое слово и выражение, с помощью которых ты будешь давать инструкции ученикам. ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО.

На первых уроках я заметила, что ученики казахских классов с удовольствием учили слова и выражения приветствия. Каждый из них хотел показать свою готовность к уроку, и что самое главное — ученики ждали, пока я оценю их. Процесс оценки ответов тоже пришлось продумывать до мелочей. Первоклашки не умеют вести дневники, а ведь связь с родителями надо как-то поддерживать. Для этого я решила, что каждый ученик заведет тетрадь простую, где я смогу за каждый день ставить оценку в виде смайликов-наклеек.

Я не стала скупиться на смайликах и за каждое проявление активности я оценивала. Если это была работа с учебниками, я клеила смайлики на учебниках, если это была работа на раздаточном материале, я клеила смайлики на этих листочках. Хочу сказать больше, что на первых уроках мне было трудно весь урок держать учеников только на устных заданиях по учебнику. И тогда мне пришла на ум мысль, что не зря, оказывается, урок первое полугодие у первых классов длится 35 минут.

Так как это ученики сельской местности на каждый урок я готовила раздаточный материал для учеников, чтобы не потерять интерес к урокам русского языка в глазах первоклашек. А потом работа на этих раздаточных материалах позволяет ученикам развивать эстетику, вкус красоте, развивает аккуратность, моторику рук, а развитие моторики рук позволяет развивать мышление (как это можно проверить? Легко. Возьмите шарик и подбросьте его и, несмотря на свои руки и движение рук, вы поймаете его, а если наоборот, вы будете следить за своими руками, а не за шариком вы его не сможете поймать, ведь мысль опережает движение).

Чтобы середина урока проходила интересно, насыщенно мне приходилось подбирать задания и для тех, кто хоть немного знает русский язык и для тех, кто еще совсем не знает языка. И детки, которые уже знакомы с языком они с интересом рассказывали, где им приходилось сталкиваться с языком. Некоторые ребята говорили, что они в семье говорят на русском языке, некоторые хвастались тем, что они посещали детский сад и там имели возможность изучать русский язык.

В особенности мне понравилось, как я апробировала на практике метод физического реагирования. Этот метод я начала применять с первых моментов проведения уроков. Когда я старалась запутать учеников, показывая части тела, когда я пыталась увидеть поняли ученики материал об одежде, когда я пыталась выяснить знают ли ученики, какого они пола: девочки или мальчик, знают ли они, во что они одеты. В особенности ребята с удовольствием отвечали на вопрос, что юбки одевают только девочки, и что брюки можно одевать и девочкам и мальчикам. Я заметила, что ученикам нравиться убеждать меня в том, что они понимают и знают то, что я хочу от них услышать. На примере это звучит примерно так: поднимите руки те, на ком сейчас одета юбка, встаньте те, на ком сейчас брюки, покажите ручку те, кто является девочкой, топните ногой те, кто у нас мальчики. При проведении таких упражнений у учеников сразу появлялась улыбка на лице, поднималось настроение, они с удовольствием поправляли тех, кто не правильно отреагировал на то или иное задание.

При проведении уроков я использовала тот материал, который мы получили от методиста в качестве методического пособия и ресурсы к ним. В этих ресурсах даются разные раздаточные материалы, которые можно использовать на уроках. Я заметила, что выполнение некоторых заданий дается трудно нашим ученикам. Например, раздаточный материал, где ученики должны дорисовать вторую половину девочки и раскрасить ее. Я убедилась в том, что это задание было очень трудным и некоторые ученики не смогли выполнить это задание без помощи учителя.

Я наблюдала, что некоторые ученики не имели представления как лучше раскрасить. Тогда я стала просто использовать из ресурсов те задания, которые наиболее подходят к моим первоклашкам. Я стала упрощать некоторые задания для некоторых учеников, то есть стала дифференцировать задания. Например: там, где ученики писали буквы, тем ученикам, кто раньше всех сделает задание, я предлагала раскрасить рисунок на этом листке.

Особенно запомнилось мне, как детям было интересно, когда мы проходили тему «Семья», я напечатала слова брат, сестра, дедушка, бабушка, мама, папа и разрезала буквы, и дала задание собрать буквы так, чтобы получились слова и прочитать, затем попросила учеников рассказать, что они знают об этих словах, где они чаще всего употребляются. Таким образом, я создала на уроке проблемную ситуацию и ученики сами раскрыли тему, которую мы должны были пройти на этом уроке. Хочу сказать, что такой способ проведения урока ученикам очень понравился.

Самым интересным в моей практике прошел урок, который мы провели с моими коллегами на трех языках на предметной неделе русского языка. Я мои коллеги решили показать урок по самопознанию. Так как это был урок в казахском классе учитель начального класса начала урок на родном языке, я продолжила его на русском языке, а учитель иностранного языка провела конец урока. Мы сделали пропорцию во времени 15-10-10. Ученикам очень понравился такой урок и коллегам, которые наблюдали наш урок. Дети вели себя естественно и свободно.

Рефлексия урока — это немаловажный этап. От него зависит, как ты будешь планировать свой следующий урокСамый удачный момент при проведении рефлексии я считаю, когда у меня не оказалось под рукой готового смайлика, я нарисовала улыбающегося и сердитого смайлика на доске и попросила учеников наклеить стикеры под этими смайликами. Поведение детей меня удивило. «А можно нам нарисовать смайлик на стикерах?» — попросили они меня. И начали рисовать. В этот момент я увидела, с каким воодушевлением ученики рисовали свои смайлики. Я поняла, что моя работа подобна работе ювелира. У ювелира в руках – многогранный алмаз, а у педагога в руках бесценное сокровище – ребенок. Объединяет эти профессии результат работы. Какие будут грани, во многом зависит от компетентного учителя. Обновленная программа позволила мне взглянуть на мою работу совершенно с новой стороны. Она просто облегчила мне мой труд учителя, дала возможность творить. Выражение Конфуция «Если я дам тебе рыбу, ты будешь сыт один день, а если я тебя научу рыбачить, ты будешь сыт всю жизнь» является стимулом к действию и учителей, и учащихся.

 

Мухаметова Шолпан Еркиновна,

учитель русского языка и литературы,

«школа-гимназия №78» г. Астана

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*