Содержание реферата:
- Введение «Духовно-нравственная глубина понимания сущности всех общечеловеческих ценностей, их взаимосвязи и духовно-нравственная глубина понимания сущности внутреннего покоя»
- Основная часть
2.1. Глубокий духовно-нравственный анализ личного опыта практики ценностей и наблюдения за своими реакциями на происходящее в личной жизни.
2.2. Глубокий духовно-нравственный анализ собственного педагогического опыта, на основе наблюдения за собой.
2.3. Отражение работы по совершенствованию своего характера и наблюдение за тем, как внутренние позитивные изменения в характере приводят к позитивному изменению внешней ситуации на работе и в личной жизни.
- Заключение
- Список использованной литературы
1.ВВЕДЕНИЕ
С точки зрения аксиологического и антропологического подходов, базовыми, сущностными характеристиками личности являются духовность, нравственность и гуманность, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность и гуманность) и внутренне (духовность).
Нравственность (или мораль) это совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. Нравственность не исчерпывается традициями и обычаями, ее нормы и принципы получают идейное обоснование и выражение, прежде всего, в идеалах добра и зла. Понятия «духовность» и «нравственность» тесно связаны между собой: идеалы добра и зла, являются категориями духовности. Таким образом, нравственность имеет своим источником духовность и является ее внешним проявлением. В педагогическом обиходе духовность характеризуется как проявление «человеческого в человеке». Духовность — это то, самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Духовность всегда предмет человеческих стремлений, направленность его души, устремленность к избранным целям (ценностям).
Если духовность характеризует высшие, внутренние устремления личности, то нравственность — сфера ее внешних связей: отношений с людьми и обществом, что, в свою очередь, связано с гуманностью.
Гуманность — одна из важнейших общечеловеческих норм нравственности. Без ее сформированности не может быть и речи о выработке более сложных нравственных, гражданских качеств. Внутренним содержанием, источником гуманности выступает, в свою очередь, духовность, связанная с общечеловеческими ценностями и смыслами, являющимися основным объектом аксиологической науки.
Общечеловеческие ценности — это истина (духовное начало), любовь (бескорыстная любовь), праведное поведение (прислушивание к внутреннему голосу), внутренний покой (умиротворение ума) и ненасилие (не причинение вреда).
Эти ценности не могут существовать друг без друга, они взаимосвязаны. Где нет истины, там не может быть любви, без праведного поведения не может быть внутреннего покоя. Где нет ненасилия, там нет ни одной другой ценности. Ценности – это лучи солнца, освещающие весь мир, для нас важен каждый лучик солнца. Лучик, о котором я хочу рассказать — это внутренний покой.
Все в Природе связано крепкими и нерушимыми узами единства: Солнце и растения, Солнце и животные, животные и люди, люди и звезды. Именно осознание великого Единства Природы может вернуть нам внутреннее спокойствие. Единство — это не результат случайности. В Природе все продумано так, чтобы человек всегда был в силах перенести свои страдания. Например: самая чистая вода — не та, что задерживается в большой стоячей луже, а та, что течет по камням, преодолевает препятствия, низвергается водопадами — именно она в конечном итоге становится питьевой. Это вода, очистившаяся в процессе падения, тысячи и тысячи раз бившаяся о камни, вода, которая в страданиях пела и ткала белую пену надежды, при каждой встрече с препятствиями на своем пути рождая радугу.
Человеку нужно уподобиться воде. Так же легко, как она, преодолевать любые препятствия, жить радостно, никогда не теряя своей внутренней силы. Его душа должна вдохновляться, словно птица, поющая гимны жизни. Необходимо учиться простой и глубокой мудрости воды, которая всегда знает, куда держать путь, всегда знает, где находится море.
Иногда мы сами не ведаем, куда идем. Но если отыщем в собственной душе внутренний компас, то всегда будем знать направление. Страдания, удары и неожиданности станут для нас просто испытаниями. Все в природе учит нас этому. Чтобы стать по-настоящему великим, нужно обладать мудростью огня. Какой ни разжигай костер, как ни поворачивай свечу, пламя всегда остается вертикальным. Если, пройдя испытания жизни, человек сможет стоять прямо, он найдет мир в своем сердце (внутренний покой).
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
«Все, что не происходит, все происходит к лучшему» — эти слова стали для меня девизом моей жизни.
В 2009 году меня жизнь познакомила с предметом «Самопознание», годом раньше меня назначили на должность заместителя директора, для внедрения предмета в школе я оказалась на курсах в «Бобек». Конечно, для меня это было что-то не понятное, не знакомое. Я не понимала, зачем я «здесь».
Зима. Холод. Чужой город. Все это было чуждо мне. Ежедневно приходя на лекции, я открыла для себя многое: не понятное стало для меня понятным и родным. И так я стала учить детей «хорошему».
Раньше я всегда задавалась вопросами, почему дети не такие как раньше, почему они не знают элементарных вещей, не умеют различать добро и зло.
Погоней за материальным достатком люди просто забыли ценности, оказалось, что дети не понимают значения слова «семейные ценности». А ведь воспитание начинается в семье, и корень семейных ценностей находится глубоко. Я поняла, что мы не потеряли корни, они есть, и мы, самопознанцы должны возродить их.
Жизнь сталкивала меня с несправедливостью, предательством, обманом. Я перестала верить людям, в каждом слове людей я находила неискренность…
Я снова научилась верить. Я знаю, что есть добро и просто хорошие люди. Жизнь стала краше. Если я раньше не любила осень, холод….. сейчас я нахожу красоту во всем, увидела прекрасные краски осени, серебряную красоту зимы и все это благодаря предмету «Самопознание».
В этом учебном году мне нужно было пройти курсы-переподготовки по предмету «Самопознание». Я прошла.
Через некоторое время жизнь снова окунула меня в мир самопознания, где я сейчас и нахожусь. Я еще раз подчеркнула для себя, это неспроста, значит, моя миссия в этой жизни только начинается, все остальное время меня просто готовили.
По характеру я очень вспыльчива, сначала я взорвусь как бомба, после всегда сожалею, или просто в душе все переворачивается, ведь обижаю этим поступком близких и родных. Я изводила всех, все должно было сделано быстро, немедленно, так же я изводила себя, всегда торопилась, хотела идеального порядка и чистоты в доме. Даже в шкафу у сына у меня был порядок. Атмосфера в семье была загрязнена моими требованиями.
Но сейчас я спокойна, я научилась сдерживать свои эмоции, конечно, получилось не сразу, оказалось нелегко. Такая я нравлюсь своим домочадцам. И знаете, я заметила, что со спокойным характером все делается легко и с любовью. Я не извожу ни себя, ни родных и дома все идеально.
Взяв на вооружение фразы, изречения великих людей стараюсь понять и применить их в своей жизни. Иерархия ценностей не может являться застывшим в сознании личности: одни ценности выходят на первый план, другие отходят на второй, происходит ротация ценностей. Жизненные факторы являются причиной изменения ценностей. Каждый человек обладает определенной мерой ценностей, которые развивает и обогащает на протяжении жизни. Приобретенные ценности позволяют нам действовать в любых ситуациях плодотворно.
Человек рождается с общечеловеческими качествами, они есть в сердце каждого, применяя их в практике повседневной жизни, становимся мудрее. В каждом человеке есть внутренний голос – голос совести. Но порой мы просто не слышим его или не понимаем. Если мы научимся слышать и слушать его, то наш уровень сознания достигнет высшего.
В жизни очень много ситуаций, когда приходилось переживать за кого-либо, но в момент переживаний внутри всегда было спокойно, и я понимала, что все будет хорошо. Этому я научилась не сразу, просто наблюдала за своими реакциями, когда устала переживать понапрасну. И это состояние внутреннего покоя всегда помогало решать проблемы с чистой головой и помогать другим, подбадривая словами, что все будет хорошо. Мы стали друзьями с внутренним голосом – голосом совести.
Главная ошибка считать, что я одна не смогу научить окружающих меня людей общечеловеческим ценностям. Вот «Притча о мальчике и морских звёздах» помогла понять, что это не так.
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звёзды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке ― миллионы морских звёзд, берег был буквально усеян ими на много километров.
― Зачем ты бросаешь эти морские звёзды в воду? ― спросил человек, подходя ближе.
― Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, ― ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
― Но это же просто глупо! ― закричал человек. ― Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал:
― Нет, мои попытки изменят очень много… Для этой звезды
Из этой притчи я поняла, что, помогая одному человеку, я могу помочь обществу. И это важно понимать всем.
Так же нам всем знакома притча «Бумеранг добра». Здесь четко показано, что, помогая одному человеку, мы с легкостью заводим механизм «добра».
Я благодарна создателям таких нравоучительных видеороликов, которые непринужденно и легко дают понимание нравственности.
На уроках в школе я стараюсь найти притчу (видеоролик, мультфильм) на каждом уроке. Уроки «Самопознания» нравятся не только детям но и взрослым. Проходя мимо кабинета все с интересом заглядывают в кабинет и хотят оказаться на уроке, ведь урок «Самопознания» единственный предмет где учащимся не нужно заучивать правила и зубрить формулы ради оценок. Здесь учащиеся идут на урок с радостью, от чистого сердца и не ради оценок. Я стала другом, помощником учеников. И мне очень жаль тех людей, которые не понимают глубину предмета, не осознают важность ценностей.
С внедрением предмета «Самопознания» учащиеся научились отличать добро от зла, хорошее от плохого, познавать самих себя. Так же раскрыли основной смысл выражения «любить себя».
На уровневых курсах по программе нравственно-духовного образования «Самопознание» я глубже осознала значимость предмета и цель внедрения интеграции в учебную программу.
«Основой хорошей жизни человека являются три качества, которые должны властвовать над всем: честный труд, совестливый разум, искренне сердце», — считал Шакарим Кудайбердиев.
Если все, взяв в основу слова Шакарима Кудайбердиева, объединившись, научим детей нравственности и не только на уроках самопознания, мы обеспечим себе хорошее будущее, будущее без зла и насилия. Наши слова мысли и действия должны быть едины.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение, исходя из темы моего реферата, хочу подчеркнуть следующее: внутренний покой — это баланс и гармония, наше общее наследие, самое эффективное оружие для достижения высшего, основа нашей жизни.
Внутренний покой — это ключ к миру на планете.
Мир на планете будет тогда, когда мы научимся идти праведным путем с любовью, через истинное наследие придем к внутреннему покою к основе нашей жизни.
Теперь мы знаем, куда идем. Мы отыщем в собственной душе внутренний компас, и всегда будем знать направление. Страдания, удары и неожиданности для нас просто испытания, пройдя испытания жизни, мы сможет стоять прямо, и найдем мир в своем сердце (внутренний покой).
В каждом уголке мира, в каждой стране, в каждом обществе, в каждой семье есть такой уголек, уголек с ценностями. Я являюсь одним из этих угольков. Наша цель разжечь костер добра, милосердия, любви в душе каждого человека. Я верю, что наше будущее будет сиять, как солнце в ясный день, будет спокойна и чиста, как родниковая вода, и мы достигнем лучших высот.
Вся планета засияет в лучах счастья!
- Список использованной литературы
- Абай Кунанбаев – Слова назидания
- Мишель Эйкем де Монтень — Опыты
- Руководство для учителя (базовый уровень)
- Хорхе Анхель Ливрага – Сокровенный смысл жизни
- Шри Сатья Саи Баба — Общечеловеческие ценности
- Шри Чинмой — Философия внутренней жизни
- Шри Шри Рави Шанкар – Внутренний покой
Карымбаева А.А.,
учитель самопознания,
ОСШ №10 имени Акпан батыра,
г. Шымкент