Восприятие различных звуков, ритмов, мелодий оказывает психологическое и физиологическое воздействие на человеческий организм. Именно поэтому будет не лишним послушать вместе с крохой правильно подобранную музыку — это окажет благоприятное влияние на его развитие.
Физиологическое воздействие музыки на человеческий организм основано на том, что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма.
В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психо — эмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями; дети порой бывают замкнутыми, тревожными, застенчивыми. Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они способны выразить. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она передаёт смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Именно в младшем возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психологическая составляющая работы музыкального руководителя наиболее эффективна.
Анализируя основы психо-коррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Наиболее сенситивным периодом для использования музыкотерапии в работе с дошкольниками оказывается возраст 6-7 лет, а в отдельных случаях 5-6 лет. Это определяется тем, что в это время у ребенка уже сформированы основные речевые, двигательные навыки, а также навыки, связанные с художественной, музыкальной деятельностью, которые могут быть использованы в сеансах рецептивной, активной и интегративной музыкотерапии. В этом возрасте с помощью взрослого ребенок может вербализовать свои эмоциональные состояния, настроения, что является важным моментом и в диагностике, и в коррекционной работе средствами музыкотерапии.
Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм.
Более подходящей является специальная детская музыка, проверенная поколениями и поколениями детей и родителей: колыбельные, песни народов мира, фольклорная и этническая музыка, авторская детская музыка. У такой музыки нет противопоказаний, она будто идеально настроена на волну детского восприятия, особенно колыбельные.
Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована. Звук не должен быть громким и в то же время чрезмерно тихим.
Положительное влияние оказывает классическая музыка.
Музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемом на те или иные функции:
— при раздражимости, угнетенном настроении, гиперактивности, повышенной возбудимости благотворными, успокаивающими оказываются произведения И. Баха, А. Моцарта, Л. Бетховена, Шуберта,
— при переутомлении и нервном истощении – «Утро» Э. Грига, «Полонез» М. Огинского;
— При выраженной раздражительности, гневливости – «Хор пилигримов» Р. Вагнера, «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского.
— при снижении сосредоточенности внимания – «Времена года» П.И. Чайковского, «Лунный свет» К.Дебюсси, «Грезы» Р. Шумана.
Возбуждающий эффект свойственен музыке Вагнера, Оффенбаха, Равеля.
Тяжелый рок вызывает стрессовые реакции.
В заключении хочется отметить, что при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции, помочь сбалансировать психо-эмоциональное состояние и поведение ребенка. Мажорные мелодии помогли уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы. Подвижный и расторможенный ребенок, благодаря восприятию музыки, успокаивается, а нерешительный и неконтактный ребенок значительно повысил свой собственный тонус, уровень бодрости. Занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями.
Мухаметжанова Жанна Кудмановна,
№ 24 я/с «Айналайын» г. Астана