Home » Образование и здравоохранение » Возможности сенсорных комнат Национального центра детской реабилитации корпоративного фонда “University Medical Center”

Возможности сенсорных комнат Национального центра детской реабилитации корпоративного фонда “University Medical Center”

Мир сенсорных комнат дарит волшебство и позитивный настрой, каждому, за счет влияния на чувства человека.  Почему мы так любим красивую музыку, природу, сказки, приятные запахи, тепло, цветы? Дело в том, что все это помогает нам получить приятные ощущения, расслабиться, почувствовать себя комфортнее, забыть о своих проблемах, заботах, улучшить самочувствие и настроение.

Сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70-х годов. Сначала они использовались реабилитологами для работы с наиболее тяжелыми больными психоневрологического профиля и грубым снижением интеллекта. В начале 80-х, кроме Голландии, самым активным пользователем сенсорных комнат стала Великобритания. Одновременно значительно расширяя диапазон возможностей использования сенсорных комнат. Они стали использоваться в качестве незаменимого средства в реабилитации взрослых и детей, как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами. В настоящее время количество сенсорных комнат в мире исчисляется тысячами — в Европе, США и Канаде. Первая сенсорная комната в Казахстане появилась только в начале 2000 – х годов.

В 2007 году открылся Республиканский Детский Реабилитационный Центр который в последующем переименован в Национальный центр детской реабилитации корпоративного фонда “University Medical Center”. Это единственный центр в Казахстане и странах Центральной Азии оказывающий полноценную интегрированную модель реабилитации с применением инновационных технологий, которая включает в себя медицинскую реабилитацию, психолого-педагогическую коррекцию и социальную адаптацию пациентов.

Улучшение психоэмоционального статуса ребенка и восприятия окружающего мира играет большую роль в реабилитации детей с ограниченными возможностями. С этой целью в Национальном центре детской реабилитации корпоративного фонда “University Medical Center” (далее НЦДР или Центр) были открыты сенсорные комнаты, которые функционируют во всех отделах.

Сенсорные комнаты в НЦДР созданы для стимуляции сенсорной деятельности и двигательной активности детей, имеющих сенсомоторные нарушения, для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, тревожности и беспокойства, агрессивности и активизации мозговой деятельности, стабилизации положительного эмоционального состояния, нормализации адаптационного периода, ускорения восстановительных процессов после заболевания. Сенсорная комната — это интерактивная среда, где каждый ребенок ощущает себя в полной безопасности, так как в ней исключаются стрессовые ситуации и любые негативные воздействия. Эта очень универсальная среда, которая положительно влияет на здоровье и психику ребенка.

В своей работе специалисты Центра учли все эти условия, каждую деталь, необходимые для создания уникальной, волшебной и самое главное полезной среды – сенсорной комнаты. Здесь пациенты могут получить различные стимулы, желаемые эмоции, достигнуть состояния релаксации, окунуться в незабываемый сказочный мир удовольствий.

Преимущества сенсорной комнаты для ребенка заключаются в изолированности, необычности обстановки, в естественном настрое релаксации, ухода от стрессовых стимулов внешнего мира. Это комната – «сказка», где всё журчит, звучит, переливается, манит, где ребенок чувствует себя комфортно и готов познавать окружающий мир.

Методика проведения коррекционной работы основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Основной принцип построения занятий – комплексный подход, позволяющий решать коррекционную, развивающую и воспитательную задачи.

Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:

— развитие и коррекция нарушенных функций (осуществляется при выполнении упражнений, заданий, способствующих развитию сенсомоторики, психических функций);

— коррекция эмоционально-волевой сферы (происходит при выполнении релаксационных упражнений, способствующих уменьшению состояния тревожности, снятию эмоционального напряжения, утомляемости, повышению саморегуляции).

Пребывание в сенсорной комнате раскрепощает ребенка, создает положительный эмоциональный настрой, тренирует психомоторные функции. В зависимости от патологии и особенностей ее течения сенсорная комната используется или в направлении релаксации, если это невротические или психосоматические расстройства, или активизации, стимуляции органов чувств и двигательных функций, которые наблюдаются у детей с ограниченными возможностями.

Форма занятий с детьми используется индивидуальная, и малогрупповая (3-5 человек). Длительность занятия 20-30 минут. Группы комплектуются с учетом возраста детей, уровня их физического и психического развития, а также индивидуальной совместимости. Индивидуальные и групповые занятия в сенсорной комнате проводятся в рамках психотерапии и психологического консультирования.

На первом этапе проводится диагностика с применением современных методов медицинской психологии, оценивается обстановка в семье, актуальное состояние ребенка, уровень развития познавательной сферы и возрастные особенности ребенка. Это помогает составить адекватную развивающую или коррекционную программу, определить методы и формы необходимого психологического воздействия.

В процессе занятий используются различные игровые сюжеты, сказкотерапия, телесно-ориентированная терапия, арттерапия, музыкотерапия, ароматерапия, элементы аутогенной тренировки. Это помогает исключить однообразие в занятиях, утомляющее ребенка и предотвращает потерю интереса. Среди методов, реализуемых посредством сенсорной комнаты особенно следует отметить игровую терапию. Применение игры в психотерапевтической практике обосновывается теорией игровой деятельности. Большинство взрослых умеют вербально выразить свои чувства, огорчения, тревоги и личные проблемы. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Когда им предоставляется такая возможность, дети разыгрывают свои чувства и потребности примерно так же, как это делают взрослые. Игровая терапия является частью целого комплекса воздействий на ребенка.

Сенсорные комнаты в НЦДР укомплектованы самым современным оборудованием. Специальное оборудование, установленное в сенсорных комнатах, многофункционально, воздействует на все органы чувств человека. Все это оборудование необходимо для того, чтобы активизировать мозг через стимуляцию базовых чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, в этих условиях прекрасно развивается регулирование процессов возбуждения и торможения.

В зависимости от направленности воздействия на центральную нервную систему все оборудование подразделяется на два функциональных блока: релаксационный блок включает кресела-кубы, мягкие напольные покрытия, фонотеку релаксационной музыки; активизирующий блок охватывает все оборудование со светооптическими эффектами, тактильно – световую пузырьковую трубу, световой мерцающий ковер, сухой бассейн, тактильные панели, фиброоптический душ, развивающие игры, массажные мячи и валики     и т. п.; коррекционно-развивающий блок представлен диагностическим инструментарием; методической литературой и пособиями, настенным модулем с объемными телами, большими и малыми мячами, а также различными игрушками и дидактическими материалами.

Сенсорная комната комплексно воздействует на отдельные органы чувств.  Наиболее распространенный вид воздействия сенсорной комнаты — зрительный. Проекторы, воздушно-пузырьковые трубки, светящееся волокно — все это стимулирует работу органов зрения. В сенсорной комнате большое количество различных поверхностей, отличающихся по форме, материалу, текстуре. Это позволяет воздействовать на восприятие ребенком тактильных ощущений и принести положительные эмоции, развивающий и лечебный эффект. В сенсорной комнате активно используется звуковая стимуляция — специальная музыка для расслабления, звуки природы, птиц, животных. Наряду с этим используются специальные наборы для ароматерапии.

Далее приведем несколько игр и упражнений используемых нами в работе с детьми:

Упражнение «Спонтанный танец». Цель: мышечное расслабление; пространственная ориентировка; улучшение эмоционального фона; развитие двигательной раскрепощенности. Детям предлагается непроизвольно двигаться в танце (под музыку) по комнате. Можно предложить представить себя птицей, каким-либо животным или сказочным героем и др. Дети любят это упражнение и, выполняя его, не испытывают стеснения друг перед другом.

Упражнение «У водопада». (Выполняется при использовании модуля «Волшебный дождь»; занятие сопровождается музыкальной композицией «Водопад») Цель: общая релаксация; развитие слуха, воображения и коммуникации. Дети полукругом размещаются у модуля, принимают удобное положение и вслушиваются в шум стекающей воды. При этом необходимо закрыть глазки и включить воображение, для того чтобы оказаться на красивом острове у водопада. Представить, какой водопад, войти в него, поплескаться, почувствовать, какая вода, и пр. По окончании упражнения проводится обсуждение: кому удалось представить себе водопад? Рассказать, что он там видел, смог ли почувствовать воду.

Упражнение «В лесу у ручья». (Для этого упражнения также используется модуль «Волшебный дождь»; занятие сопровождается музыкальной композицией «У ручья») Цель: общая релаксация; развитие слуха, воображения и коммуникации. Упражнение проводится аналогично представленному выше.

Упражнение «На космическом корабле». (Выполняется с использованием панели «Бесконечность») Цель: тренировка и укрепление глазной мышцы, развитие глазодвигательной координации. Детям предлагается представить себя на космическом корабле, посмотреть в иллюминатор и представить, что там, где-то далеко, видна наша планета. Обязательное условие: смотрим на ближайший квадрат, а затем на отдаленный. Ведется разговор о том, что же дети смогли увидеть.

Упражнение «Мои эмоции». (Выполняется с использованием панели «Бесконечность») Цель: создание положительного эмоционального состояния; мотивирование детей на изучение эмоционального мира; способность осознавать эмоции. Дети по очереди подходят к зеркалу и показывают эмоцию, которая ребенку на данный момент близка, а остальные дети отгадывают и называют ее. Далее ведется обсуждение, почему люди испытывают те или иные эмоции.

Упражнение «Коса». (Это упражнение выполняется с помощью изделия на базе пучка фибероптических волокон) Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов. Дети устраиваются рядом с этими изделиями и перебирают волокна, заплетают косы. Общаются. Упражнение оказывает релаксационное действие.

Упражнение «Жгутики». Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики. Ход упражнения: психолог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные т.п.). Обращается к детям: «Волокна мягкие, поэтому их можно сгибать. Давайте сделаем из волокон жгутики», психолог показывает детям, как при помощи переплетения волокон друг с другом получается жгутик. Жгутики можно переплетать из двух и более волокон.

Упражнение «Посчитаем пузырьки». (Выполняется с использованием воздушно-пузырьковой колонны). Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительномоторной координации. Ход упражнения: психолог обращает внимание детей на воздушно-пузырьковую колонну: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (пузырьки). Обращается к детям: «Ребята, смотрите, сколько пузырьков плавает, давайте их посчитаем». Дети вместе с психологом считают пузырьки, прослеживая пальчиками их движения.

Сенсорная комната — незаменимое оборудование для полноценной работы психологов, дефектологов, невропатологов, реабилитологов, логопедов и является мощным инструментом сенсорного, познавательного, эмоционального и творческого развития.

По результатам опроса родителей и проведения проверочных тестов после психологического воздействия (с применением занятий в сенсорной комнате) можно констатировать, что у 94% детей отмечалось значительное улучшение, у 6 % сдвиги в сторону улучшения были менее значительны, с ними было рекомендовано продолжить психотерапию с дополнительной диагностикой и коррекцией программы.

Среди положительных результатов отмечается общее оздоровление, укрепление организма. Сокращается число обострений хронического заболевания, ускорение процесса выздоровления и реабилитации; развитие двигательных способностей и нервной системы (быстрота реакций, координация, движений), развитие организованности, дисциплины, развитие памяти, внимания, обогащение активного словаря. Занятия в сенсорной комнате способствуют повышению устойчивости ребенка к стрессовым ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения. Нормализация процессов возбуждения и торможения дает возможность ребенку регулировать свое эмоциональное состояние. Следует так же отметить улучшение психологического климата в семье, формирование адекватного отношения к хроническому заболеванию у детей и родителей. Дети быстрее и легче адаптируются к детским учреждениям, школе; снижается уровень тревожности и страхов, повышается самооценка и мотивация к обучению, улучшаются коммуникативные навыки.

Следует отметить комплексный подход к здоровью ребенка —  психолог работает в тесном сотрудничестве с врачами: неврологом, реабилитологом, педиатрами, дефектологом, логопедом и другими специалистами.

Таким образом, учитывая многолетний опыт работы и результаты использования сенсорной комнаты в НЦДР можно сделать вывод, что при рациональном, методически продуманном использовании сенсорной комнаты в комплексе реабилитационных средств можно добиться значительного лечебного и коррекционного эффекта — диапазон ее использования весьма широк.

 

 

 Психологи Коррекционно-методического отдела НЦДР:

магистр психологии Оспанкулова Д. Е.

психолог первой категории Абильмажинова А. Т.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*