Образовательная область:
«Познание»
Цель: Формирование познавательной активности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности по знакомству со свойствами магнита.
Задачи: Образовательная: систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы в ходе исследовательской деятельности; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит.
Учить детей ставить опыты и составлять предметно-схематическую модель; расширять представления детей о предметах и явлениях природы.
Развивающая: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, любознательность, логическое мышление, внимание; активизировать словарь детей, умение делать выводы.
Воспитательная: способствовать воспитанию самостоятельности, аккуратности, инициативности, воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Методы и приемы: наглядный (рассматривание предметов), словесный (объяснение), практический (опыты с магнитом), здоровьесберегающий.
Материал к занятию: магниты по количеству детей, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, резиновые, бумажные предметы в тарелочках, стаканы с водой. Тарелки для раздаточного материала, скрепки, «Волшебная перчатка с магнитом», контейнеры с манной крупой по количеству детей, цветочная поляна из листа картона, силуэт бабочки, на обратной стороне прикреплена металлическая скрепка.
Билингвальный компонент:
Словарная работа: магнит, магнитное поле, магнетизм, притягивать, примагничивать, магнитные силы, природный, искусственный.
Предварительная работа: беседа о свойствах магнита, использование детьми в свободной деятельности дидактических игр: «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная касса цифр и букв», «Подбери предмет»
Ход занятия. Организационный момент.
Круг радости.
Придумано кем-то и просто, и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро- солнцу и птицам!
Доброе утро — улыбчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро – длиться до вечера!
Здравствуйте, дорогие ребята! Я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию. Сегодня мы будем экспериментировать, делать опыты, но прежде я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь мне дать ответ.
Загадка: Хватаю в крепкие объятья
Металлических я братьев. (МАГНИТ)
Отгадать загадку поможет нам «волшебная» перчатка. Посмотрите, я провела перчаткой над скрепками, и они прилипли. Что за чудо?
А теперь мы приступим к исследованиям. (Исследование свойств магнита)
-Какой он на ощупь? (Холодный, твёрдый, тяжёлый)
-Что такое магнит? (Кусок железной руды или стали, обладающий свойством притягивать железные или стальные предметы) (это то, что притягивает к себе предметы железные)
Магнит бывает природный и искусственный.
-Почему магнит притягивает предметы? (в магните есть специальные частички)
(у магнита существует магнитное поле, которое имеет свойство примагничивать, притягивать. Это свойство называется магнетизмом)
-Какие предметы притягивает магнит? (металлические (железные).
-Давайте проверим. Возьмите каждый магнит и проведите над предметами на столе.
Опыт № 1
Дети проводят магнитом над предметами, и металлические детали притягиваются.
Вывод: Магнит притягивает металлические предметы и не притягивает бумажные, деревянные, пластмассовые предметы, предметы из ткани, из дерева, резины, стекла.
Опыт № 2
Ребята, а вы знаете, как достать предметы из воды, не замочив рук? Сейчас мы попробуем это сделать. Дети достают скрепку со дна стакана (проводят магнитом по стенке стакана и достают скрепку).
Вывод: магнит действует через воду.
Опыт №3
(на столе цветочная поляна из листа картона, силуэт бабочки, на обратной стороне прикреплена металлическая скрепка)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как порхает бабочка с цветка на цветок, как вы думаете, почему она порхает? (передвигается?)
Воспитатель: Из какого материала сделана цветочная поляна? (из картона).
Воспитатель: Разве магнит притягивает картон? (нет, но к бабочке прикреплена металлическая скрепка, магнит её и притягивает).
Вывод: Магнит действует сквозь картон. (с помощью магнита).
Динамическая пауза «Магнит и предметы»
Воспитатель — «магнит», дети – «предметы из различных материалов».
Ведущий: Я говорю волшебные слова «крибле-крабле-бумс» и превращаю вас в деревянные кубики. Кубики бегают по залу, прыгают, постукивают.
Дети бегают, хлопая друг друга по ладошкам и приговаривая «тук-тук-тук». Появляется «магнит», но никто не обращает на него внимания. Дети бегают, отталкиваясь друг от друга и от магнита ладошками.
Ведущий: Крибле-крабле-бумс! (Дети останавливаются, магнит отходит в сторону.) Превращаю вас в резиновые игрушки.
Дети прыгают на носочках, приговаривая «пум-пум-пум» и не обращая на магнит внимания.
Ведущий: Крибле-крабле-бумс! (Дети останавливаются, магнит отходит в сторону.) Превращаю вас в железные предметы.
Дети бегают, приговаривая «дон-дон-дон». Когда появляется магнит, все бегут к нему. Магнит медленно бегает по залу, дети за ним, держась за него руками.
Опыт №4
Воспитатель: А теперь продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно, цепочка не разорвалась. (Дети проводят опыт самостоятельно).
Вывод. Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами, но скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время).
А теперь я хотела бы спросить, знаете ли вы, как человек использует магнит? В каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе? Приносит ли он пользу человеку? (Д/и. «Магнитная мозаика», «Магнитная азбука», «Рыболов», зажим на шкафчики, крепления картин к доске, магнитные смайлики).
В.- Еще магниты используют в холодильниках, в компасе, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит. Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.
В. — Люди делают из природного магнита украшения: серьги, браслеты, бусы. Считают, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы.
Опыт №5.
В пластмассовые контейнеры насыпана манная крупа, в ней спрятаны скрепки. Воспитатель: Сейчас, вы самостоятельно проделаете еще один опыт, нужно будет отыскать спрятанные предметы в контейнере с помощью магнита. (Дети с помощью магнита достают из контейнера с манной крупой металлические скрепки.)
Вывод. Ребята, с помощью магнита можно найти потерянные мелкие предметы
если они металлические.
Итог. Воспитатель: Хорошо потрудились сегодня ребята-учёные, много узнали о магните. Вы были настоящими исследователями. Давайте же вспомним, какими свойствами обладает магнит? (Магниты притягивают металлические предметы.
— Магнит действует через воду, стекло, картон, резину.
— Магнит действует сквозь препятствие.
-Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами)
— Спасибо, ребята, за вашу научную работу. Свойства магнита широко используют в жизни человека, и в этом мы ещё не раз убедимся.
Ожидаемый результат:
Воспроизводят: эксперименты и опыты с помощью магнита.
Понимают: что у магнита есть определенные свойства, которые называются «магнетизмом» и, при помощи которых примагничиваются металлические и железные предметы; от магнита есть польза для человека.
Применяют: полученные знания о магниете в повседневной жизни и в быту.
Нурланова Райхан Болатовна,
воспитатель,
ГККП «Детский сад №2 «Жұлдыз»
г. Кокшетау