Home » статьи » ВОСПИТАНИЕ ПОЛИЯЗЫЧНОЙ ЛИЧНОСТИ

ВОСПИТАНИЕ ПОЛИЯЗЫЧНОЙ ЛИЧНОСТИ

«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками: казахский язык — государственный, русский язык как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику».

Н.А. Назарбаев «Новый Казахстан в новом мире».

 

Президент страны Н.А.Назарбаев поставил высокую планку перед отечественным образованием. Оно должно стать конкурентоспособным, высококачественным, таким, чтобы выпускники казахстанских школ и колледжей могли легко продолжать обучение в зарубежных вузах.

В Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева «Новый Казахстан в новом мире» в целях обеспечения конкурентоспособности страны и ее граждан предложена поэтапная реализация культурного проекта «Триединство языков», согласно которому необходимо развитие трех языков: казахского, как государственного языка, русского, как языка межнационального общения и английского, как языка успешной интеграции в глобальную экономику. Практически во всех документах в области языковой политики стрежневой идеей является необходимость овладения несколькими языками.

Конституция Республики Казахстан закрепляет приоритетность казахского языка как основы полилингвального образования. Оно возникает из необходимости гармоничного взаимодействия родного языка, который определяет национальную принадлежность людей, и других языков, в данном случае русского и английского языков. Как гласит восточная мудрость: «Знание родного языка — ключ к сердцу народа».

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится создание инновационной модели общего среднего образования, сочетающей лучшие традиции казахстанской и мировой образовательных систем, позволяющей уже в стенах колледжа приобщать студента к научно-исследовательской и экспериментальной деятельности, воспитывать высокообразованную личность с активной жизненной позицией, способной конкурировать на международном уровне. Для воспитания интеллектуальной личности требуются изменения сложившейся структуры колледжа, системы взаимоотношений, проектирования содержания образования, методик обучения, принципов оценивания учебных достижений.

Концепция языковой политики Республики Казахстан определяет русский язык как основной источник информации по разным областям науки и техники, как средство коммуникации с ближним и дальним зарубежьем.

Вместе с тем, интеграция в мировое экономическое пространство не представляется возможной без знания мировых языков, в частности английского языка. В связи с его интенсивным изучением языковую ситуацию для большинства казахстанцев в полной мере можно обозначить как многоязычную. Обеспечить успешную интеграцию в мировое образовательное пространство и обеспечения доступа студентов к актуальной информации на любом из трех языков: казахском, русском, английском языках.

Раннее обучение иностранным языкам нацелено на воспитание полиязычной личности студента, освоившего ценности языка, готового к социально-культурному взаимодействию на родном и других языках, способного общаться с окружающими вербальными и невербальными средствами. По стандарту, языковая компетентность студента заключается в свободном владении родным языком в рамках требований к лексико-грамматическому и фонетическому уровню развития для своей возрастной группы, основами других языков. Наши сегодняшние студенты – это завтрашние хозяева страны. И поэтому уже сегодня необходимо заботиться о воспитании молодых граждан РК. Одним из важнейших факторов в воспитании гражданственности и патриотизма в любом обществе является чувство глубокого уважения к языку своего государства. Обучение студентов разных национальностей второму языку представляет собой сложный и многоаспектный процесс формирования новой системы языкового сознания, протекающий в специфических условиях. Президент страны так обозначил проблему изучения языков: «Для нас будет великим преимуществом, если мы будем в совершенстве владеть казахским, русским и английским языками».

Казахстан стремительно врывается в мировое сообщество и ставит перед собой высокие цели развития. Именно под этим ракурсом стоит рассматривать и вопросы изучения иностранных языков, качественное знание которых есть сегодня не самоцель, а требование времени.

Знание не одного, а нескольких языков делает человека свободным в общении и выражении своих мыслей. Именно к такому образованию должны стремиться молодые люди. В современных условиях владение иностранными языками является признаком высокого уровня образованности. В основе этого лежит идея непрерывности и преемственности образовательного процесса.

В нашем Павлодарском музыкальном колледже созданы благоприятные условия для развития полиязычия у студентов. Сформирована предметно — пространственная среда – имеются кабинеты казахского, русского и английского языков, в которых собраны богатый дидактический материал, учебно-наглядные пособия, современные технические средства, позволяющие усовершенствовать процесс изучения языков.

Ежегодно в нашем колледже ко «Дню Знаний» 1 сентября сценарий разрабатывают на трёх языках преподаватели общеобразовательных дисциплин.

В рамках колледжа преподаватели совместно с администрацией проводят недели Языков, где студенты 1-2 курсов презентуют свои творческие работы на казахском и английском языках (видеопроекты, стенгазеты, плакаты, презентации, т.д.). Совместно с учителями таких дисциплин как английский язык, казахский язык, русский язык и литература, информатика, история проводятся интегрированные уроки. Ежегодно принимаем активное участие в областных и республиканских олимпиадах по предметам: русский, казахский и английский, где неоднократно занимали 1, 2 и 3 места.

     В настоящее время в нашем колледже ведутся курсы казахского и английского языков для преподавателей. Этот курс носит характер интенсивного языкового практикума. Непосредственно самими учителями нашего колледжа разрабатываются поуровневые тестовые задания для всех параллелей, изучающих английский, казахский языки с учетом, как умственных способностей отдельного студента, так и его физиологических особенностей.

Владение казахским, русским и иностранным языками становится в современном обществе неотъемлемым компонентом личной и профессиональной деятельности человека. Все это в целом вызывает потребность в большом количестве граждан, практически и профессионально владеющих несколькими языками и получающих в связи с этим реальные шансы занять в обществе более престижное как в социальном, так и в профессиональном отношении положение. Мы уверены, что разумное, грамотное и правильное внедрение трехъязычия даст возможность студентам быть коммуникативно-адаптированными в любой среде.

 

ШОКЕНОВА Кульжан Сакеновна,

преподаватель русского языка и литературы,

 ГУ «Комплекс «Музыкальный колледж –

музыкальная школа-интернат для одарённых детей».

:

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*