Детская одаренность это одно из самых загадочных и интересных явлений в природе. Самым успешным, для развития способностей, является дошкольный период ребенка и раннее детство. Даже учеными доказано, что в каждом ребенке при рождении есть потенциал одаренности и при благоприятных условиях он эффективно развивается.
Для педагогов –практиков, работающих с одаренными детьми, небезразлично знать «Какого ребенка считать одаренным?»- в ответ на этот вопрос в 1972 году Комитет по образованию США опубликовал следующие определения:
Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной из нескольких сфер: интеллектуальная, академические достижения, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественная деятельность, двигательная сфера.
Психологи выявили признаки одаренности в каждой сфере. Вот некоторые из них:
Интеллектуальная сфера. Ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью, хорошей памятью. Проявляет высокую любознательность, часто с головой уходит, в то или иное занятие, охотно и легко учится, хорошо излагает свои мысли, проявляет способности к решению задач, знает многое из того, о чем его сверстники не подозревают.
Сфера академических достижений: Чтение: ребенок часто выбирает своим занятием чтение, использует богатый словарный запас и т.д. Математика: проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, и т.д. Естествознание: интерес к опытам, наблюдениям, и т.д.
Творчество (креативность): Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, независим, делает все по своему, изобретателен в играх, успехи в рисовании, лепке, конструировании, способен по-разному подойти к проблеме, и т.д.
Для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов (музыкальных работников, руководителей изо деятельности и т.д.), родителей. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами.
На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы результаты групповых тестировании, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.
Второй этап можно как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом. В зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью, охотно и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. В этих случаях используются методики, направленные на определение базовых речевых параметров.
У детей в сфере академических достижений, наиболее развиты отдельные склонности- к языку, литературе, математике или естествознанию. Поэтому важно определить не только уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления.
Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко привлекать на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. В этом случае вам помогут личностные методики.
Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке. Психологическое тестирование здесь должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости, т.к. эти дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального подхода.
Одаренность в двигательной сфере проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков ( бег, лазание, прыжки, физической силы). Диагностика в этой сфере проводится методиками определения зрительно-моторной координации.
Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Задача педагогов и психологов не только выявить это, но и развивать их.
На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых- сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия, консультации, наблюдение, и т.п.).
В своей работе с одаренными детьми мы пользуемся следующими принципами: индивидуальный подход к каждому ребенку, возможность выбора занятий ребенком, соотношение коллективной и индивидуальной деятельности ребенка. В нашем детском саду есть творческие кружки по интересам, где каждый ребенок может применить свои знания и умения. Но нельзя сказать, что эти кружки и есть «мастерская для одаренных детей». Это все только может быть развивающим фоном для ребенка, пробуждением его природных данных. Все это является начальным этапом развития способностей дошкольника. Наши педагоги детского сада стремятся распознать навыки одаренности своих воспитанников и постараться создать для этого необходимые условия. Наблюдая за детьми, мы обратили внимание, что наши дети очень хорошо поют и читают стихотворения. На фоне этих наблюдений мы стали устраивать концерты не только в своей группе, но решили выступить перед родителями других групп. Этим мы порадовали всех гостей и показали свои способности. Родители этих детей заинтересовались и уже через некоторое время отвели своих детей в кружки в ДК «Кокшетау» и ДК «Достык». Дети нашего нашего сада выступают на городской сцене, участвуют в различных мероприятиях (конкурсы, фестивали) где завоевали призовые места. Им это очень нравится и это у них получается с каждым разом все лучше и лучше.
В работе по выявлению задатков одаренности у дошкольников, в первую очередь проводим работу с родителями:
— анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
— родительские собрания с общей тематикой “О талантливых детях, заботливым родителям”.
— памятки – рекомендации, папки передвижки, консультации.
Для работы по выявлению и развитию одаренности у детей мы используем методы наблюдения. Преимущество этого метода в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда ребенок может не подозревать, что за ним наблюдают.
Для проявления детской одаренности наши педагоги используют следующие формы работы: — конкурсы – выставки детского творчества разной тематики; — музыкальные шоу; — спортивные соревнования; — поэтические и литературные гостиные; — викторины; — интеллектуальные игры (КВН, «Что? Где? Когда?» и т.д.)
На занятиях наши воспитатели решают определенные задачи по развитию творческого мышления и воображения. Для достижения цели и решения задач используются проблемные ситуации, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок.
Творить ребенок может только при условии нормального эмоционального состояния. Поэтому каждое занятие способствует снятию эмоционального напряжения у детей и установлению контакта для этого мы используем:
— релаксационные упражнения;
— игры и упражнения на развитие эмоций, коммуникативных навыков;
— психогимнастику;
-спортивные состязания,
-методы активизации учебного процесса (проблемные ситуации, метод «мозговой атаки» и др.), которые способствуют развитию у детей осознанного отношения к занятиям, развитию их умственных и познавательных способностей, развитию речи.
Все это способствует развитию самосознания, повышения самооценки и уверенности в себе в ходе занятий.
Мы хотим, чтобы ребенок смог развить инстинкт познания и исследования мира и реализовать свои возможности. Для нас важно, чтобы ребенок был креативной личностью, хотел заниматься сложной творческой, умственной, всякой другой деятельностью. Такая подготовка, надеемся, даст возможность детям учиться дальше в школе по программам развивающего обучения и достойно войти в общество, стать поистине настоящей личностью.
Апенова Айнур Альмуханбетовна,
методист,
ГККП Детский сад №17 «Көктем»