Home » статьи » Готовность детей к обучению в школе

Готовность детей к обучению в школе


Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет). Именно с той поры не проходит интерес к определению готовности ребенка к регулярному обучению. Второй всплеск интереса возник в 1983 году – после знаменитого решения об обучении с шести лет. И снова перед обществом встал вопрос о зрелости ребенка, сформированности предпосылок к учебной деятельности.

Тема готовности ребенка к школе опирается на труды основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.

Сегодня обучение проникло уже в дошкольные учреждения в виде формирования навыков чтения, письма, устного счета. Педагогическая наука решает не менее важный, тесно связанный с «готовностью», вопрос о преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Тяжелые переживания в период поступления в школу могут привести к истерикам, капризам, к соматическим расстройствам, то есть – школьной дезадаптации.

Часто, школьная дезадаптация может оставаться скрытой от педагогов и родителей. Но дети с дезадаптивными формами поведения нуждаются в особом наблюдении. Крайне важно вовремя распознать таких детей для профилактики и коррекции возможных трудностей в дальнейшей их жизни.

Одно из условий успешной профилактики и коррекции школьной дезадаптации – это восприятие ее не как слабость ребенка или недостатки школы или семьи, а как следствие нарушения отношений «школа – ребенок – семья – общество». Данные нарушения представляют собой объект усилий, обеспечиваемыми внутренними ресурсами данной системы. Целью должно стать не разрешение возникших или возможных школьных трудностей, а профилактика социальной дезадаптации в дальнейшей жизни ребенка.

Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной, так называемой неготовности ребенка к школе, является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения» [1]. Проявления подобной незрелости можно сгруппировать следующим образом.

Низкий уровень развития отдельных функций или групп функций: от несформированности зрительно-моторных координаций, проблем развития мелкой моторики до незрелости логических форм мышления.

Низкий уровень развития мотивационно-волевой сферы, в том числе недостаточное развитие произвольности функций, начиная с проблем произвольного внимания и запоминания и кончая проблемами произвольной регуляции поведения.

Низкий уровень социальной зрелости, то есть несформированность «внутренней позиции школьника», наличие коммуникативных проблем (трудности общения) и т.п.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.

Показатели готовности ребенка к школе можно ранжировать по уровню их значимости в следующем порядке: социально-коммуникативный, мотивационно-потребностный, произвольной регуляции собственной деятельности, интеллектуальный, речевой.

Характерно, что большинство психологов-практиков испытывают недовольство имеющимися диагностическими программами, поэтому в настоящее время появляются все новые и новые их модификации. Одна из последних, пополнившая и без того длинный ряд достаточно однообразных по своему содержанию программ, – «Экспресс-диагностика готовности к школьному обучению» [2].

Основные параметры подобных программ: минимизация длительности обследования, неполнота исследования необходимых компонентов развития ребенка, «технологическая» доступность для специалистов, не имеющих большого опыта. Некоторые программы и тесты ориентируются не только на неспециалистов, но даже и на родителей, фактически передавая им в руки профессиональный психологический инструментарий [3].

Эти программы позволяют условно разделить их на три категории. К первой, наиболее содержательной и цельной, можно отнести диагностические программы, имеющие четкие, концептуально оформленные диагностические методы. К ним, в первую очередь, относятся: программа И.В. Дубровиной (1995), основной составляющей которой является программа Н.И. Гуткиной (1996); программа, разработанная группой сотрудников под руководством Д.Б. Эльконина (1988); психодиагностический комплекс Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой (1996); тест П. Кеэса (Лидерс, Колесников, 1992); комплекс Е. Екжановой (1998), который хоть и ориентирован на детей первого класса, но может быть правомерно использован и в подготовительных группах детского сада и некоторые другие. Из зарубежных, хорошо зарекомендовавших себя программ, можно отметить, в первую очередь, диагностическую программу Г. Витцлака (Лидерс, 1992) и тест Керна-Йирасека (Й. Шванцара и др. 1978).

Ко второй группе диагностических программ (если их можно так назвать) относится ряд пособий, представляющих собой простой набор самых разнообразных тестов и методик. К таким комплексам (в них, как правило, входит от 10-15 до 49(!) тестов и методик) можно отнести диагностические программы: Айзман И., Жаровой Г.Н и др. (26 методик и тестов, 1990), Бауковой Н.Н, Малицкой Т.А. (10 методик, 1995), Земцовой Л.И., Сушковой Е.Ю. (16 методик, 1988), Каменской В.Г. с соавторами (9 методик и тестов, 1996) и многие другие. В большинство этих программ в той или иной комбинации вставлены методика «Узоры», разработанная Л.И. Цеханской, Т.В. Лаврентьевой; тест или его части Керна-Йирасека; части диагностических программ Н.И. Гуткиной, А.Л. Венгера и т.п.

Некоторые авторы считают возможным использование цветового теста Люшера и методики «Пиктограммы» А.Р. Лурия (последняя в принципе не может использоваться для детей дошкольного возраста в силу своей направленности на гораздо более старший возраст), отдельных субтестов теста Векслера [4].

Адаптация ребенка к обучению в школе – это трудный период для всей семьи. Если родители будут доверять учителю, оказывать необходимую помощь и поддержку, активно участвовать в жизни класса, выполнять рекомендации педагога и психолога, интересоваться ощущениями и отношением ребенка к обучению в школе,   адаптация детей к новым условиям  пройдет быстрее и легче. Благоприятная обстановка в семье, рациональная организация его режима дня, выполнение домашнего задания совместно с ребенком – все эти условия влияют на успешное формирование процесса адаптации его к школьному обучению.

Успешность ребенка как ученика в будущем во многом будет зависеть от того, как начнется его обучение в первом классе. Поэтому проблема адаптации первоклассников к школе всегда остается актуальной, требует постоянного внимания и исследования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И.В. Дубровиной, 4-е изд. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  3. Безруких М.М., Морозова Л.В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет: Руководство по тестированию и обработке результатов. – М.: Новая школа, 1996.
  4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога (Библиотека психолога-практика). – М.: АРКТИ, 2000.

Атаханова Виктория Олеговна,

педагог-психолог КГУ «СОШ №23»,

г. Караганда

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*