Home » Учебно-методические материалы » Дебатная технология – современная инновационная технология для развития интеллектуальных качеств личности и формирования толерантной личности    

Дебатная технология – современная инновационная технология для развития интеллектуальных качеств личности и формирования толерантной личности    

Образовательная программа «Дебаты» — это инновационная программа, которая предлагает технологию, способствующую обновлению и трансформации гуманитарного образования, развитию творческой активности  учащихся и учителей через включение их в дебатный процесс.

В нашей школе дебатный клуб «Болашак» начал работать в 2000 году, была адаптирована программа факультативного учебного курса «дебаты», разработаны темы дебатных турниров. Например:

  • Оценки в школе необходимо отменить,
  • ООН (не) справляется со своими обязанностями,
  • Казахстан (не) является независимым, суверенным государством,
  • Религиозные секты (не) представляют серьезную опасность для общества,
  • Экологический кризис (не) наносит серьезный вред здоровью человека,
  • Школа (не) готовит к жизни
  • Странам Варшавского Договора лучше не входить в состав НАТО.
  • Женщинам следует разрешить службу в армии.
  • Женщины все еще не равны в современном обществе.

Образовательная программа дебатов имеет своей главной целью: формирование нового поколения молодых людей, способных критически мыслить и активность жить, иначе говоря, иметь свой взгляд на современные проблемы, уметь позитивно влиять на различные процессы казахстанского общества.

Почему необходимо внедрять дебатную технологию?

Первой причиной является то, что умение убедительно говорить на публике означает признак успешности в 21 веке. Безусловно, каждый встречается в своей жизни с ситуацией, когда он должен выступать перед публикой. Будь это собеседование при приеме на работу, или поступлении в университет, речь политика, или именинника, выступление перед большой публикой, или с деловым партнером – в каждом случае искусство публичного выступления, или риторика, придут на помощь.

Во-вторых, дебаты развивают кругозор и улучшают знания о происходящем вокруг нас. Поскольку играть в дебаты на одну и ту же тему было бы ужасно скучно, темы составляются, исходя из самых актуальных вопросов в государстве и мире. Чтобы быть конкурентоспособным на поле дебатов, необходимо постоянно пополнять свои знания.

В-третьих, дебаты обучают тебя приводить в порядок и структурировать свои мысли. Наиболее ярким примером здесь является утверждение учителей родного языка, связанных с дебатами, о том, что дебатеры являются более способными в написании сочинений – их тексты понятны, логичны, а представленные мысли аргументированы.

Если и эти причины кажутся недостаточными, чтобы начать заниматься дебатами, то стоит отметить, что дебатеры – это веселый и сплоченный коллектив, проводящий вместе время на турнирах, в летнем лагере, и на семинарах.

Активное участие принимают ученики 9-10х классов, выступают в школьных и районных турнирах, занимают призовые места в районе в период проведения соревнований.

Необходимо отметить, что учащиеся благодаря такому планированию на каждом занятии в игровой форме приобщаются к технике дебатирования и принципам работы в команде. Данная технология обучает сконцентрироваться и найти правильное решение среди множества идей.   Популярность мнений в дебатах прививает подрастающему поколению уважение ко всем существующим взглядам в развивает толерантность. Существенное отличие дебатной программы от других познавательных: развиваются знания по разным предметам, причем это самообразование, саморазвитие, расширение кругозора школьников происходит от большого желания учащихся доказать свою точку зрения путем логического мышления. В то же время дебаты развивают одно из важнейших качеств современной личности, вступающей в XXI век — толерантности. Планируется, что учащиеся усвоят основные принципы дебатирования: логические, психологические, нравственные, получат методы для формирования собственной позиции, в дальнейшем будут развивать критическое мышление, что несомненно поможет становлению поликультурной личности. Дебаты способствуют развитию следующих результатов обучения:

  1. Развитию интеллектуальных способностей: формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями, умение анализировать различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств, умению различать факты и точки зрения, анализировать полученную информацию.
  2. Развитию исследовательских организационных навыков: собирать и анализировать материалы из различных источников, оценивать различные версии и мнения, собирать доказательную базу и правильно ее применять.
  3. Развитию творческих качеств: умение по-новому взглянуть на проблему, использовать инновационные способы для решения задач, видеть новое, необычное, соответственно формировать мировоззрение в свете новых открытий и мыслей.
  4. Развитию коммуникативных способностей: умению слушать и слышать собеседника, способности работать в команде, терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толерантности
  5. Развитию ораторских способностей: навыков публичного выступления, уверенности в себе, умению четко выражать свои мысли в устной и письменной форме, способности привлечь слушателей интонацией, жестами, мимикой.
  6. Формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе: способности формулировать и отстаивать собственную точку зрения, принимать другую точку зрения и оценивать идею, а не человека, ее декларирующего, уважительному отношению к общечеловеческим и национальным ценностям, различным культурам, традициям, стремлению использовать свои знания в практике общественной жизни, умению брать на себя решения каких–либо проблем.

Программа «Дебаты» будет способствовать качественному совершенствованию личности школьников, повышению уровня целостного педагогического процесса, а применение дебатной технологии соответствует идеям обновления среднего образования на основе воспитания динамично развивающейся и социально – активной личности.

Программа дебатов также является и эффективной педагогической технологией, способствующей развитию логического и критического мышления, коммуникативной культуры и навыков публичного выступления.

Мы считаем дебаты одним из самых важных и эффективных способов распространения и обучения демократическим ценностям, поскольку в его основе лежит содержательный аргумент, толерантность по отношению к различным взглядам и четкое изложение своих мыслей.

Байбазарова Сауле Аскарбаевна,

учитель истории

Коммунальное Государственное Учреждение

«Общеобразовательная школа №76», г. Алматы

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*