Термин «девиантное поведение» впервые ввел в употребление Я.И. Гилинский. Девиантное поведение связано с каким-либо несоответствием человеческих действий, поступков, нормам, правилам поведения, идеям, ценностям, поэтому возникла тенденция считать его «ненормальным» и в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение», т.е, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.
Девиантность определяют, опираясь на знание норм. В медицине норма – это совершенно здоровый человек; в педагогике – успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни – отсутствие преступлений. Труднее всего определить «психологическую норму» как совокупность свойств, присущих большинству людей, своеобразный эталон поведения.
Изменения, которые происходят в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. Все это подрывает ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненноважных ситуациях появляется чувство одиночества и незащищенности.
Для девиантных подростков характерны такие особенности, как повышенная тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет общение таких подростков с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании.
Исследования показывают, что ярко выраженное девиантное поведение наблюдаются у несовершеннолетних, находящихся и воспитывающихся в интернатах и детских домах. В 90 процентах случаев несовершеннолетние правонарушители являлись социальными сиротами, ведущих аморальный образ жизни, с самого раннего возраста предоставленные сами себе, познавшие все тяготы взрослой жизни.
Наиболее часто несовершеннолетними совершаются правонарушения в отношении сверстников или других лиц, которые характеризуются как нарушение прав и безопасности личности. Выделяются факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними:
— потребность в престиже, в самоуважении;
— эмоциональная неустойчивость;
— агрессивность;
— отклонения в психическом развитии;
— неадекватная самооценка.
Подростки с асоциальной агрессией сильно отличаются от своих более успешных в социальном плане сверстников. Агрессивные подростки, нарушающие законы, не доверяют окружающим, избегают ситуаций, в которых они могут оказаться в эмоциональной зависимости. Они менее доброжелательно относятся к сверстникам, часто смешивают секс и агрессию, практически не чувствуют вины за агрессивное поведение.
Наиболее распространенными целями агрессивного поведения могут быть:
— причинение боли жертве;
— доминирование, власть над другим человеком;
— получение материальных благ;
— аффективная разрядка, разрешение внутриличностного конфликта;
— самоутверждение, повышение самооценки,;
— отстаивание личностной автономии и свободы;
— завоевание авторитета в группе сверстников;
— удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;
— привлечение внимания.
Суицид. К девиантному поведению также можно отнести и суицид. От латинского «убивать себя» — это умышленное лишение себя жизни. Сильно влияют на особенности суицидального поведения кризисные периоды жизни, такие как подростковый возраст, а также межличностные отношения со сверстниками и родителями. Психологический смысл подросткового суицида — крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Причиной суицида могут быть конфликты в бытовых, учебных, личных сферах отношений. Конфликт представляется подростку как очень значимая кризисная ситуация. Поэтому суицидальное поведение регулируется скорее аффектом, порывом, чем продумыванием. Характерно демонстративно-шантажное поведение, которое предполагает не столько смерть, сколько воздействие на значимых лиц.
Алкоголизм. Потребление алкоголя подростками относится к наиболее острым социальным и педагогическим проблемам. Алкоголь по сравнению с наркотиками еще более вреден для нервной системы.
Профилактические действия:
- запрещение употребления слабых тонизирующих напитков на школьных праздниках;
- постоянное объяснение и показ детям, что есть много других способов проведения досуга и отдыха.
Проституция. Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания, а также началом периода подростково-юношеской гиперсексуальности — повышенного полового влечения и интереса к сексу. Общество всегда искало средства борьбы с проституцией. В истории существовали основные формы с проституцией: запрет, регистрация и медицинское наблюдение, профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации. Как показал исторический опыт, ни правовая, ни медицинская регламентация, не позволяет полностью решить проблему.
Побеги из дома, бродяжничество. Бродяжничество всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркоманией, преступностью. Причинами побегов из дома подростков часто являются потерянные семейные связи, а также связи со школой. Среди юношей преобладают эмансипационные побеги, среди девушек — демонстрационные. Уходы осуществляются в одиночку, как правило, без подготовки и раздумий. Подростки ночуют на вокзалах, чердаках и т.п., питаются впроголодь, попрошайничая или воруя. Как правило, попадают в асоциальную компанию, начинают употреблять алкоголь или наркотики.
Страхи и навязчивость. Возникновение различных страхов (фобии) довольно характерно для детского и подросткового возрастов. Чаще всего
это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями, повышение влияния к своему здоровью. В некоторых случаях эти страхи кратковременны, проходят, после успокоительной беседы. В других случаях могут иметь более длительный период времени. Причиной таких поступков бывают затянувшиеся, травмирующие психику ребенка ситуации (тяжелая болезнь, трудноразрешимый конфликт в школе или семье). Для устранения страха у детей и подростков могут использоваться игровые психокорректирующие технологии и методики.
Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное воспитательное воздействие на подростка с четким определением средств, форм и методов. Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами — все это отражается на ребенке. Поэтому важно дать возможность почувствовать подросткам, что они нужны и полезны людям и всему обществу. Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь.
Литература
- Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков. Самара, 1995.
- Битти М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости. М.: Физкультура и спорт, 1997.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М: 1997.
- Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. –Л.: Речь, 1983. — 125 с.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей. – М.: Академия, 1997. – 320 с.
Жаналина Лаула Еркеновна,
старший преподаватель,
филиал АО НЦПК «Өрлеу»,
город Костанай