Home » Детский сад » Дидактическая игра как условие формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как условие формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Статья посвящена опыту использования развивающих игр в формировании познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».  В.А. Сухомлинский.

Ключевые слова: головоломки, логические упражнения, поисковые пробы: практические и мыслительные, дидактические игры, блоки Дъенеша, палочки Кюизенера.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети — творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. Ребенок — «Новичок», все для него полно новизны. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких — либо иных целей, чем играть. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего мира.

Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, на волю и на поведение в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и всестороннего развития и воспитания; активировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Дети очень активны в восприятии задач — шуток, головоломок, логических упражнений. Ребенку интересна конечная цель — преобразовать, которая увлекает его: сложить, найти нужную фигуру. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предложение решения). В ходе поиска, выдвижения, гипотез, решения дети проявляют и догадку, т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и обдумывания.

Многообразие занимательного материала — игр, задач, головоломок — дает основание для их классификации, хотя трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный элементарный математический материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры, задачи, развивающие дидактические игры и упражнения.  В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Все дидактические игры разделила для себя на несколько групп:

  1. Игры с цифрами и числами.
  2. Игры путешествие во времени.
  3. Игры на ориентировке в пространстве.
  4. Игры с геометрическими фигурами.
  5. Игры на логическое мышление.

В настоящее время продолжаю обучение детей счету, добиваюсь от детей согласования существительных и числительных в роде числе и падеже. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, познакомила детей с образованием всех чисел в пределах 5, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравнивая две группы предметов, располагала их то на верхней, то на нижней полоски счетной линейки. Это я делала для того,чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полоске, а меньшее на нижней.

Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот — неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети научились свободно оперировать числами и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число, как тебя зовут», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый позовет», «Которой игрушки не стало?» И многие другие использую на занятиях и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игра «Считай не ошибись», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями: «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок» и т.д.» Кто будет первый?»

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Поставила перед собой задачу научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: встань так, чтобы справа от тебя был стул, а сзади — стол. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади — Олжас. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы — пирамида и т.д. Существует множество игр и упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «Найди игрушку», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате», «Схемы». Играя с детьми, я заметила, что дети стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги и на столе.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала средней группы, предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. С целью закрепления знаний о геометрических фигурах. Проводила игры «Лото», «Цвет и форма», «Найди такой же узор», «Сложи квадрат», «Подбери по форме», «Кто больше назовет», «Чудесный мешочек». Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания, воображения у детей. Дети из геометрических фигур составляют фигуры человека, животных. Дети анализируют фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творчески способностей детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?» Блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развития детей.

Основная цель использования дидактического материала: научить решать логические задачи на разбиение по свойствам, ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения, развитие творческих способностей.

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения. Зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путем решения мыслительных задач. Работая с палочками, дети знакомятся со своеобразной цветной алгеброй. Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Цель использования палочек Кюизенера: развитие способности группировать предметы по цвету, величине, освоение способов измерения с помощью условной мерки, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов, развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы.

Разнообразный математический материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 группы: математические игры и задачи, развивающие игры и упражнения, развлечения. Хочу остановиться на развлечениях. Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи — шутки.

Например, Два конца, два кольца, посередине гвоздик (ножницы). Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать (часы).

С целью предупреждения и снятия усталости и повышения продуктивности умственной деятельности на занятиях по математике учебный материал сочетается с движениями. Например, детям предлагают похлопать в ладоши столько раз, сколько будет показано предметов, прыгнуть на месте на один раз меньше количества показанных игрушек и т.д.

Кроме того, с детьми проводятся специально подобранные физические упражнения. В процессе выполнения физических упражнений улучшается кровообращение, возбуждаются участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и затормаживаются те, которые работали. В связи с этим снимается утомление мышц нервной системы и у детей возникают положительные эмоции, повышается настроение. Они с большим интересом продолжают занятия.

На занятиях внедряю в свою работу пальчиковые упражнения. Пальчиковые игры и гимнастика обладают большим воспитательным потенциалом, являясь великолепным универсальным дидактическим и развивающим материалом. Это увлекательное, веселое и полезное занятие.

Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, самомассаж в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал по математике, правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!

Шынтаева Кунар Исымкановна,

воспитатель

КГКП «Детского сада-ясли №102»

акимата г.Усть-Каменогорск

3 комментария

  1. Качественый материал, полезная статья!

  2. Эльмира

    Интересно и полезно, спасибо за статью ))

  3. Спасибо, буду применять в работе!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*