Home » Внеклассная работа » Дружба начинается с улыбки

Дружба начинается с улыбки

 Классный час

Самопознание

3 класс

Цель: показать важность истинных друзей в жизни человека; учить доброжелательности, стремлению понимать и принимать друг друга.

Задачи:

  • выражать собственные мысли и чувства в соответствии с ситуацией;
  • развивать мышление, память;
  • Воспитывать интерес к предмету, творческую активность, личностные качества.

Оформление: пословицы о дружбе, ассоциативная карта, словари, бумага, карандаши, фильм «Наш дружный класс», проектор.

Предварительная работа: рисунки детей «Мой друг»

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

  1. Психологический настрой

«Спокойное дыхание»
Детям предлагают сесть удобно, расслабив мышцы тела. Положить руку на диафрагму и спокойно подышать 1-2 минуты следующим образом: вдох — носом, короткий, живот надувается; выдох — через слегка приоткрытые губы, медленный, плавный, живот сдувается.
(Упражнение помогает снять мышечное напряжение, тревогу, сосредоточиться перед сложной работой)

Рассказывание притчи учителем:

Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег.

Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа – аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит – а у соседа уже дорожка проложена. На третий день снегу намело – по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок…. А у соседа – дорожка уже ровная, прямая – просто загляденье!

В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:

— Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?

Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:

— Да я его никогда не убираю – это ко мне друзья ходят!

  1. II. Определение темы классного часа, целеполагание.

О чём эта притча? Поделитесь своими мыслями (рассуждения детей)

— Исходя из наших рассуждений, определите тему классного часа………………….

— Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего классного часа………………

III. Актуализация знаний.

— Какие ассоциации возникают у вас, когда, вы слышите слово друг?

Дополните свою ассоциативную карту.

— Известный учёный, знаток русского языка В.И.Даль говорил, что дружба и друг должны быть бескорыстными. Это значит, что дружат не для того, чтобы тебе что-то сделали или подарили, не для выгоды. Дружат бескорыстно. Я добавлю слово «бескорыстие«. Этой чертой характера обладает настоящий друг, и её я ценю в дружбе.

Вывод: мы с вами выяснили, что друг — добрый, честный, внимательный человек. Ему присуща доброта, верность, справедливость, отзывчивость. Друг всегда бескорыстен, дружит «просто так», не для выгоды.

— Для уточнения лексического значения слова «друг» обратимся к толковому словарю

С.И. Ожегова.

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой (“Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова).

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов (“Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова).

— Как понимаете “доверие”, “привязанность”, “общие интересы”?

Дискуссия учащихся о значении дружбы в жизни каждого человека.

  1. Как ты думаешь, друзей может быть много или друг должен быть один?
  2. Считаешь ли ты себя хорошим другом?
  3. Каким твоим личным качествам твои друзья могут дать высокую оценку? Доброта, умение прощать, умение радоваться успехам друга, взаимопомощь, честность.
  4. Нужно ли прощать в дружбе?
  5. По вашему мнению, настоящую дружбу можно проверить только трудностями или радостями она тоже проверяется?
  6. Если друг справедливо и честно оценивает тебя и твои поступки, нужно ли на это обижаться?
  7. Может ли зависть убить дружбу?
  8. Нужно ли прощать другу предательство?
  9. Как можно вернуть дружбу, если ты незаслуженно обидел своего друга?
  10. Как должны поступать настоящие друзья?

— Иметь настоящего друга — это великое счастье в жизни. А чтобы друга настоящего сберечь, надо прислушаться к народной мудрости — пословицам.

— Вспомните пословицы и объясните их смысл (работа в парах)

Пословицы и поговорки о дружбе

  1. Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.
  2. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет.
  3. С другом и корка сладкой покажется.
  4. Верный друг лучше сотни слуг.
  5. Тот друг, кто тебя ругает и себе слёзы утирает.
  6. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  7. Друг в беде не бросит.
  8. Хочешь знать о себе правду, попроси об этом рассказать настоящего друга.
  9. Дружба крепится не лестью, а правдой.
  10. Своих друзей наживай да отцовских не забывай.
  11. IV. Работа над словом

Групповая работа (работа со словарями)

  • I группа – исследует этимологию слова «друг»
  • II группа – исследует родственные слова
  • III группа – исследует синонимы, антонимы, фразеологические обороты к слову друг.

Друг Слово друг, произошло от слова дорога. Поэтому друг или подруга – это человек, идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте…

Родственные слова

  • уменьш.-ласк. формы: дружок, дружочек; подружка, подруженька; дружка,
  • увелич. формы: дружище
  • имена собственные: Дружок
  • фамилии: Дружинин.
  • наречия: дружно, дружественно, дружески, по-дружески; по дружбе, дружелюбно, по-дружески; друг друга, друг другу, друг на друга, друг от друга, друг с другом, друг у друга, друг за другом, друг против друга, друг к другу, друг под друга, друг в друга.

Синонимы

  1. частичн.: приятель, товарищ;
  2. сторонник, защитник

Антонимы

недруг, враг;

  1. V. Музыкальная физминутка: «Если нравится тебе, то делай так»
  2. VI. Сочинение – эссе (4-6 предложений).

— Как вы можете озаглавить свои сочинения?

(«Дружба»,  «Мои друзья», «Мой друг»,  «Так поступают друзья» и т. д.)

— Какой текст вы хотели бы написать: повествование, описание, рассуждение?

— Сколько частей должно быть в тексте?

(Три: вводная, основная часть, заключение)

Оформление выставки сочинений.

VII. Рефлексия

Что этот классный час мне дал в жизни?

Мне показалось важным…

Своей работой на классном часе я:

доволен…

я недоволен, потому что…

Домашнее задание:

Чтение стихотворения С. Михалкова «Будь человеком!».

Итог классного часа:

Учитель:  И в заключении, давайте вспомним, как в целом дружно мы живем в нашей школе, все делаем вместе. Мы вместе учимся, вместе выступаем, вместе играем, вместе проводим свободное время, вместе занимаемся спортом, вместе трудимся.

Просмотр фильма «Наш дружный класс»

На этом наш классный час завершен, спасибо за внимание!

 Траксель Галина Владимировна,

учитель начальных классов,

учитель самопознания,

СШ №37 им. С. Мауленова,

город Астана

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*