Вызовы современного мира порождают наряду с задачами качественного обучения, также и задачи воспитания Человека духовно богатого, высоконравственного, адаптированного к происходящим в современном мире процессам.
Поэтому сегодня важную роль приобретают вопросы становления духовно, нравственно и физически здоровых будущих граждан, воспитания настоящих патриотов, свободно мыслящих, активно действующих, обладающих нравственными принципами и интеллектуальными способностями.
Известно, что образование исторически решало и решает две фундаментальные задачи. Первая – трансляция культурно-исторического опыта, передача накопленных знаний, а в нынешних условиях глобализации – формирование знающего, компетентного специалиста мастера своего дела, способного творчески мыслить, ставить крупномасштабные проблемы, находить нетривиальные решения в ситуации неопределенности и непредсказуемости. Вторая задача – возвышение человека к духовному началу, приобщение его к духовно-нравственным ценностям, способности быть не только классным специалистом, но и человеком, понимающим вкус подлинной жизни, любви.
Обучение и воспитание являются частью целостного, неразделимого процесса, поскольку без должной нравственно-духовной воспитанности школьников плодотворный процесс обучения практически невозможен. Именно поэтому процесс образования должен сочетать в себе единство учебной и воспитательной функций. Организации образования должны быть нацелены на воспитание гражданина и патриота, раскрытие возможностей и способностей молодых казахстанцев, подготовку их к жизни в современном мире. При этом школам необходимо постоянное сотрудничество с семьями учащихся, другими участниками процесса социализации, с опорой на культуру, которая сейчас развивается в русле интеграции, когда взамен специализированному знанию должно прийти целостное образование, содержащее выявление общечеловеческих ценностей во всех предметных областях знаний.
Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат.
Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.).
Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание и социализацию детей, уверен, что современная школа владеет всеми механизма социализация, вследствие чего способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом [1, с.11].
Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.
Сегодня по всему миру пересматриваются образовательные системы на предмет того, какое образование они представляют для своих будущих поколений. При этом дается попытка ответить на вопрос «чему действительно должны учиться дети для того, чтобы быть успешными в двадцать первом веке?». Обновленная программа нравственно-духовного образования «Самопознание» также включена в этот процесс, так как она направлен на то, чтобы социализация проходила успешно. Для МКШ нужен учитель с принципиально иным набором профессиональных компетенций и главный из них – сопровождать ребенка в образовательном процессе. Для педагога сельской школы особо значимо не только передать знания, а научить ребенка самостоятельно учиться «дать удочку». Казахстанский исследователь Жумабаева А.Е. считает, «что организация процесса образования в условиях МКШ требует особого психологического сопровождения с целью:
– установления комфортного психологического климата в коллективе;
– успешной организации самостоятельной работы разновозрастных групп учащихся;
– побуждения учеников к учебной деятельности с акцентом на внутреннюю мотивацию» [2, с.16-19].
Сущность социализации состоит в том, что в данном процессе должны разумно сочетаться приспособление (адаптация) и обособление (индивидуализация) ученика, как на уроке, так и внеурочное время. Адаптация учащегося включает в себя процесс становления его социальным существом, в котором важная роль отведена людям, непосредственно взаимодействующим с данным индивидуумом. В школе эта роль дана учителю, как авангарду в распределении ролей на уроке, и одноклассникам, как основным создателям микроклимата класса.
Задача учителя малокомплектной школы (далее МКШ) направить деятельность учеников на сотрудничество, совместную работу, совместные переживания и достижение результата. Сельская малокомплектная школа должна соответствовать социальным ожиданиям людей, социально-ценностному заказу сельского общества, каждой семьи и конкретного человека.
Между тем, программа по духовно-нравственному образованию «Самопознание» предоставляет образованию большие возможности для социализации, духовно-нравственного самосовершенствования учащихся, понимания смысла жизни и предназначения человека. Данный курс, усиливая ценностный смысл образования, имеет направленность на раскрытие и развитие способностей человека любить, творить добро, совершать нравственный выбор, самосовершенствоваться.
Автор Программы НДО «Самопознание» Сара Алпысовна в книге «Этика жизни» отмечает: «Мне хочется, чтобы дети с самых малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Раскрыть себя – каждый должен!» [3, с. 22].
Действительно, уроки «Самопознания» последовательно и настойчиво ведут детей к формированию личности, обладающей духовно-нравственными ценностями.
Напомним, что цель предмета самопознание заключается в поддержке развития духовно-нравственного начала в человеке, а, следовательно, направленно на создание единого нравственно-духовного пространства для воспитания личности, ориентированной на общечеловеческие ценности.
При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни.
Для этого в учебно-воспитательном процессе организаций образования, должны быть соблюдены определенные педагогические условия, которые предполагают:
– создание атмосферы доверия, вдохновленного творчества, условий для самоисследования, саморазвития и самосовершенствования;
– осуществление интеграции нравственно-духовного образования в целостный педагогический процесс школы
– использование только позитивных и гуманных методов в процессе образования и воспитания растущего человека.
Это означает, что в основе обучения должен лежать личностно-ориентированный подход, цель которого заключается не в формировании и даже не в воспитании, а в поддержке и развитии духовно-нравственного начала в человеке.
Методология и методика преподавания нацелены на побуждение ребенка к самопознанию своих уникальных задатков. У каждого ребенка они обязательно наличествуют, в чем и видится автором Программы Сарой Алпысовной подлинный, а не ложный гуманизм образовательного процесса.
Важно, что «Самопознание» подразумевает не выявление уже готовой, состоявшейся структуры личности, как нечто завершенного, застывшего, что следует открыть и присвоить. Совсем нет. Такое открытие – только начало предстоящего трудного и вместе с тем радостного процесса развития, совершенствования, возрастания и реализации творческого потенциала ребенка, «Самопознание» есть путь, движение, рост, постоянный поиск, творческое созидание своей личности и своей жизненной траектории, своей судьбы. В условиях малокомплектной школы эта цель достигается, прежде всего, через усвоение содержания образования, опосредованное духовным миром педагога, где образование – не изучение предметов, а развитие личности предметами: на первом плане стоит личность, субъект, его интерес, а предметы – только средства [4, с.15].
Помня, что в человеке собираются воедино все природные силы, познание самого себя становится ключом к целостному восприятию всех гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, выявление их смысла через личностное восприятие ребенка. Предметы, которые ранее казались обособленными, не связанными с друг другом, теперь образуют систему, создавая картину мира и человеческого предназначения в нем. И математика, и физика – это все предметы о человеке и для человека, предметы о природе в ее закономерностях и дразнящих загадках. А история и литература – формы самопознания души человека и ее бесконечных возможностей к свершению абсолютного добра, любви и милосердия. «Самопознание» воспитывает в детях одну из самых ключевых ценностей современного мира – способность к самопониманию через взаимопонимание [4, с.14].
В эпоху, когда нарастает потребность народов, этносов, культур, индивидов в утверждении национальной идентичности, сохранение своего самобытного лица, проблемой номер один становится диалог и взаимопонимание, умение не только услышать другого, но и признать его право на иной образ мысли и жизни, а главное – научиться жить в мире и согласии в многополярном, поликультурном сообществе. На уроках «Самопознания» дети открывают богатейший мир, сокровищницу казахской традиционной культуры, познают героическую историю казахского народа, присущие ему толерантность и дружелюбие, умение сплотить все другие этносы.
Создание в непрерывном образовательном пространстве подлинной, бытийной общности, дающей возможность человеку, несмотря на препятствия в различиях культуры, выйти за рамки самого себя и понять инаковое, другого, позволит ближе подойти к разрешению проблемы глобализации, обеспечив интеграцию своего Я человека с Ты, и Мы, переход от групповых, национальных, этнических интересов к общечеловеческим. Нельзя не согласиться с мнением современного немецкого философа Р. Шпемана: «Задачей образования является раскрытие ценностного содержания реальной жизни, формирование широких, согласующихся с действительностью интересов. Только приведя свои интересы и желания в соответствие с действительностью, измерив их общим масштабам, мы становимся сравнимыми с другими, и тогда появляется возможность понимать этих других и как – то примерять противоречивые интересы» [5, с.56].
Так происходит на уроках «Самопознания», где разговор о ценностях семьи, когда школьники младших классов узнают много нового о себе, своих родителях, братьях, сестрах, дедушках, бабушках, постепенно вырастает в размышление о первостепенной важности в большой семье, о любви к родной земле, об осознании своей принадлежности к общему родному дому. Понятие «Мой дом» расширяется и начинает означать всю страну. Хороший человек, осознают дети, это гражданин, патриот, для которого национальные интересы, авторитет страны, ее успехи и признание в международном сообществе – важнейший мотив для успешной профессиональной деятельности. Свои профессиональные цели такой человек будет осуществлять с учетом экологических ценностей, стремясь не наносить природе болезненные раны и побуждая других к необходимому экологическому балансу.
В условиях малокомплектной школы на уроках самопознания учитель может использовать обширный потенциал предмета, корректно используя методы и приемы организации образовательной среды на уроке. При выполнении программного материала и планировании урока учитель может предложить учащимся двух разных классов рассматривать одну общечеловеческую ценность (истина, любовь, праведное поведение, внутренний покой и ненасилие) и работать над развитием одних и тех же прививаемых качеств, используя один текстовый материал в качестве «подарка от учителя». Вопросы по сюжету задать учащимся младшего звена, а старшим детям задать вопросы по осмыслению ценности. В обсуждении ценно мнение всех, каждый может выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме. При подборе цитаты урока, учитель может предложить одну, а может предложить и две тематически взаимосвязанные высказывания. Ученикам предлагается хоровое, поочередное чтение с последующей записью в тетрадь. После этого идет обсуждение понимания высказывания.
В малокомплектной школе при отборе материала будет приниматься во внимание не столько познавательная значимость материала, сколько его влияние на развитие и выявление нравственно-духовных качеств личности. Учитель создает условия для того, чтобы ученик мог открыть свой внутренний мир, слышать голос совести, уроки пробуждали желание самопознания и самосовершенствования. Изучая и анализируя литературное произведение, ребенок должен задуматься о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках добра и зла, возможностях человека и его месте в мире. Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми содержания произведения, эмоционально отозваться на чувства автора и героев. Беседа, организуемая учителем по заблаговременно подготовленным вопросам, позволяет подвести детей к полноценному восприятию и осмыслению произведения.
Если каждый учащийся на уроке сможет осмыслить произведение с духовно-нравственной точки зрения, поставить перед собой все эти вопросы и проблемы, как цель и попытается на них ответить, практически реализуя весь свой потенциал, а учитель в этой ситуации будет выполнять роль лишь помощника, значит, мы своей цели достигли – научили прислушиваться к внутреннему голосу совести, чувствовать свою значимость в решении различных проблем, самоопределяться, вырабатывать свою личную индивидуальной позицию, т.е. научили учащихся обращать всю свою деятельность на свое «Я» (самопознание, самоопределение, самореализацию).
Таким образом, содержание духовно-нравственного воспитания способствующего социализации учащихся в МКШ является отражением важнейших измерений бытия человека, его отношений и деятельности в социуме, духовной сфере природе, представленным в содержании образования. Целостность картины мира и определение места человека в нем достигается комплексом базового и дополнительного образования на основе единства содержательной и процессуальной сторон обучения, его образовательной, воспитывающей и развивающей функций, единства целей и ценностей, взаимодополнительности содержания, а также единства требований со стороны педагогов и воспитателей.
Таким образом, нравственно-духовное возрождение казахстанского общества возможно через развитие целостного образования (объединяющего интеллектуальное и нравственно-духовное образование), через создание единого образовательного пространства на основе общечеловеческих ценностей.
Литература:
- Мудрик А.В.Социализация и воспитание.- М., 1999.
- Жумабаева А.Е. современное состояние малокомплектных школ РК и их пути модернизации. Ж. Малокомплектная школа 2012, №9. С 16-19.
- Назарбаева С.А. Этика жизни – Алматы, 2001. 93 с.
- Соловьева. Г. О хорошем человеке и хорошем специалисте// Самопознание Кz. — 2012. – №12 (36). С. 12-19.
- Шпеман Р. Основные понятия морали. Издательство: М.: Московский философский фонд. 1993 г. С.100.
Ж.Е. Кантарбаева,
Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»
Институт повышения квалификации
педагогических работников
по Карагандинской области