Home » Гуманитарный цикл » Духовные основы общества

Духовные основы общества

9 класс. ЧОП

Цель: Создать представление о понятии духовность, ее связи с моралью, религией, развивать умения работать в группе, слушать мнения других учащихся, воспитание толерантности.
Тип урока: комбинированный

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Опрос Д/З
    1) Что такое культура?
    2) Назовите предметы материальной и духовной культуры?
    3) Каково отношение молодежи к культуре?
    4) Какие направления культуры характерны для молодежи?
  3. Изучение нового материала

Эпиграф: «Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности».
Ф.М.Достоевский: Учитель: Как вы считаете, что такое духовность? Как понимаете эпиграф? Выскажете свои соображения на этот счёт. Обычно учащиеся отвечают так: «Это потребность в искусстве, творчестве. Стремление к добру, справедливости. Это любовь, это альтруизм и т.п.».

Учитель: А вот давайте обсудим точку зрения христианских богословов, которые считают, что духовность человека зависит от его связи с Богом, т.е. с верой. Бога понимают как любовь по всему сущему. Во всех религиях мира есть правила поведения, которым человечество должно следовать (не убий, не отвечай на зло злом и т.д.) Так вот если раньше эти правила были главным началом в человеке, а потребности тела, в том числе удовольствия, стояли на втором плане, то сейчас всё поменялось местами: тело, т.е. наши потребности, формируют душу человека, его духовность, человек оторван от Бога, который понимается как любовь, справедливость. Согласны ли вы с этим положением? Приведите примеры негативного поведения в обществе.

Учитель: английский мыслитель Томас Карлейль писал «В человеке есть что-то бесконечное, чего он при всей своей хитрости не может похоронить под конечным. Могут ли все финансы Европы сделать хоть одного сапожника счастливым? Да, но только на пару часов, потому что у сапожника есть душа. И требования её совсем иные, чем желудка. Не говорите поэтому о целых океанах дорогого вина для сапожника с вечной душой, это всё равно, что ничего. Не успеет океан наполниться, как человек станет роптать, что вино могло бы быть ещё лучше. Подарите человеку полмира, и вы увидите, что он затеет ссору с владельцем второй половины, и будет утверждать, что его обидели».

Как вы понимаете высказывание? Учащиеся отвечают.

Сегодня мы поговорим о духовной жизни общества, её составляющих.
Что такое духовность? Духовная жизнь? Давайте попробуем определить эти понятия, проанализировав различные ситуации и обсудив их.

Задания по группам.

1 группа знакомит класс с рассказом В.Дегтева «Аморальный приказ» Вопрос: Почему заключенных не боялись выпускать на палубу? Можно ли сказать, что заключенные совершили духовный подвиг, в чём он?

2 группа – знакомит класс с рассказом В.Немирович-Данченко «Пока ещё сердце бьётся в груди». Вопрос: В чём видела смысл жизни героиня. Оцените её поступок с позиции современности. Смогли бы вы поступить так?

3 группа знакомит класс с различными ситуациями. Вопрос: Дайте собственную оценку поступкам главных лиц.

Учитель: Мораль и религия имеют много общего в смысле регулирования отношений в обществе. Давайте вспомним основные принципы морали. Каковы они?

Учащиеся: Охватывает все сферы человеческой деятельности имеют структуру: это нравственные взгляды, традиции, идеалы, принципы, нормы и категории.

Учитель: поговорим о категориях: задание группам: предлагаются ситуации и вопросы.

  • 1 группа. Будет ли добром для ученика «2″, которую учитель не ставит в журнал, жалея ученика?
  • 2 группа. Будет ли злом наказание для ребёнка со стороны родителей за какой-либо проступок?
  • 3 группа. Как вы можете объяснить фразу: «Чувство долга – превыше всего».
  • 4 группа. 1. В.Гюго «Высшее правосудие – совесть» 2.»Самое главное украшение человека – чистая совесть» – Цицерон. Что означают эти выражения?

Обсуждение.
Учитель: Мораль требует от нас следовать образцам должного, разумного, правильного в любых жизненных ситуациях.

Ваш выбор между «я хочу» и «я должен» определяет уровень важного самосознания, человеческую зрелость. Мы все знаем, как нужно поступать правильно с точки зрения морали, но не всегда это выполняем. Наше моральное сознание без поступка ничего не значит. Давайте обратимся к эпиграфу вновь. Почему нашу действительность нельзя назвать хорошей в духовном плане? Что же должно стоять на первом плане в обществе: духовные ценности или материальные?

  1. Обсуждение.
    Вы получили много информации на уроке, о чём вы задумались? Что дало вам сегодняшнее занятие?
  2. Домашнее задание: эссе

 

 

Гагина Марина Николаевна,

учитель истории

КГУ «СОШ №59»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*