урок биологии
Цели:
- Значение дыхания; его взаимосвязь с пищеварительной системой как участником обмена веществ;
- Выяснить, как изменяется воздух в дыхательных путях, показать их строение, формы и функции;
- Повторение понятий, изученных в предыдущих классах.
Оборудование. Таблицы. Репродукции картин. Фонограммы: увертюра к балету «Амур и Психея» П. Хиндемита или симфоническая поэма «Психея» Ц. Франка.
Ход урока.
- Новая тема: «Системы внутренних органов».
- Каким образом система дыхания связана с другой известной вам системой внутренних органов? Но сначала вспомним, органы каких систем относятся к ним? (Пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой.)
- Наука, изучающая строение и функции внутренних органов, называется спланхнологией (спланхе — внутренности). Что характерно для них? (Расположены в полостях тела; участвуют в обмене веществ.)
- С какой системой внутренних органов вы уже знакомы? (Пищеварительной.)
- Какую роль в обмене веществ выполняет эта система? (Вещества, поступающие в организм, должны сначала расщепиться, а потом из них синтезируются новые вещества, нужные организму.)
- Синтез новых веществ — о каком типе обмена идет речь? (Пластический обмен.)
- Что такое энергетический обмен? (Процесс распада органических веществ. При этом освобождается энергия химических связей, превращаясь в механическую, тепловую и т.д.) Действительно, человеку нужна энергия для физических движений, для движений ума.
- Какие же вещества распадаются в первую очередь? (Углеводы. Жиры откладываются в запас.) При расщеплении белков тоже выделяется энергия. Целесообразен ли такой обмен, когда для энергетических затрат расщепляются белки?
Беседа.
Нет, белки — ценное пластическое вещество, которое идет на построение тела. Они входят в состав клеточных мембран. В состав мышечного волокна входит белок миозин. Белки — это гормоны, биологически активные вещества. (Учащиеся называют другие белки в зависимости от изученных тем.)
- Какова же роль дыхательной системы в обмене веществ? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните: какая связь между пищеварительной и дыхательной системами? (В пищеварительной системе происходит расщепление органических веществ. Процесс расщепления, окислительно-восстановительные реакции происходят с участием кислорода.)
- Почему без пищи человек может жить несколько дней, а без воздуха гибнет через несколько минут? (Питательные вещества могут откладываться в запас. А запаса кислорода в организме практически нет.)
- Поговорка «Это нужно нам, как воздух» выражает особую потребность организма в воздухе. Вратами для воздуха является дыхательная система. Как много в жизни человека связано с дыханием: и движение, и ум, и чувства!
9
Дыхание — в основе речи и пения. Даже обычный вздох бессознательно выражает душевное состояние. Наверное, потому в греческой и славянской мифологии дыхание ассоциировалось с душой, сближаясь с такими понятиями, как дуновение, ветер, вихрь, крылатость. В книге Бытия сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек душою живою»
Через начало дыхательного пути — орган обоняния — вдыхается «дух жизни»! На одной из росписей Сикстинской капеллы Микеланджело передает момент, когда человек получает душу (репродукция). По дыханию можно определить и состояние человека (фонограмма «Психея». «Сон Психеи». Ц. Франк. Симфоническая поэма).
Спокойное, ровное дыхание уснувшей и вознесенной на небо прекрасной Психеи. Сбылись ее стремления, нашла она наконец-то своего суженого — бога Амура. Ей снится, как поклялась она ему никогда не пытаться увидеть его лица. Но, движимая любопытством, нарушила клятву. Вот, затаив дыхание, со светильником подходит она к спящему Амуру. Она узрела божественную красоту: золотую голову с пышными волосами, благолепно опустившиеся завитки локонов, одни с затылка, другие со лба свешивающиеся. Наклонившись, стала осыпать мужа поцелуями. Но лампа, лампа! Она брызнула каплей раскаленного масла на правое плечо бога. Почувствовав ожог, он проснулся, вздохнул, освободился от объятий супруги своей и улетел, не произнеся ни слова.
Это сказка Апулея, но, думаю, вы поняли, что не зря древние связывали душевное состояние с «обыденным» физиологическим процессом дыхания. (Возможно обсуждение отрывка.)
- Как вы считаете, в чем заключается эта связь? (Предположения учащихся. Процесс дыхания регулируется нервной системой. Вероятно, есть в ц.н.с. центр, регулирующий дыхательные движения.)
Да, такой центр есть, он находится в продолговатом мозге.
И смех, рыдание, зевание — это своеобразно измененное дыхание с преимущественным участием то вдоха, то выдоха. И наше психическое состояние потому и проявляется внешне в виде усиления или задержки дыхания, сердцебиения, других изменений, потому что структуры мозга, контролирующие эмоции, связаны с высшим отделом вегетативной нервной системы — гипоталамусом.
- «Строение дыхательной системы»
Если вы найдете аналогии в строении пищеварительной системы (уже вам известной) и изучаемой сегодня дыхательной, то вопрос сложным не покажется. Обратите также внимание на то, насколько тесно органы этих систем смыкаются друг с другом топографически и есть ли сходство в форме. Какой формы пищеварительный канал? (Вид сквозной трубки.)
- Вспомните, у кого впервые появилась сквозная пищеварительная система и какое это имело значение. (У круглых червей; имеет значение для интенсификации пищеварительного процесса, его непрерывности.)
А как обстоит дело с дыхательной системой? Откройте учебник. Найдите, какие органы составляют систему органов дыхания. Судя по названию, и не глядя на рисунки, уже сможете сказать, имеют ли органы дыхания трубчатое строение.
Учащиеся читают вслух и записывают: «Систему органов дыхания составляют легкие и воздухоносные пути: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи».
Итак, воздухоносные пути. Путь длинный или короткий, это все же путь. Сравните с пищеварительным каналом — тоже путь, сходство уже в названии. Теперь посмотрите на рисунок в учебнике, найдите носовую полость, носоглотку, гортань, трахею, бронхи. Имеют ли они трубчатое строение?
10
- Покажите на таблице начало пищеварительного канала. (Ротовая полость.)
- Начало дыхательных путей — носовая полость. Чем они отделены? (Твердым нёбом, мягким нёбом.)
- Что это дает? (Можно жевать и дышать одновременно.) Это тоже приобретение эволюции. Чем недовольна эта змея? Могут ли пресмыкающиеся жевать и дышать одновременно? (Нет разделения носовой и ротовой полостей.)
- A теперь спускаемся по пищеварительной системе. Расскажите по таблице о пути пищевого кома. Какой из субъектов глотает слюнки? (Пережеванная, смоченная слюной пища проталкивается языком и попадает на его корень. B этот момент задерживается дыхание. Надгортанник закрывает вход в гортань. Но если во время еды разговаривать, гортань не закрывается, и пища может попасть в дыхательные пути.)
Видите, как тесно примыкают друг к другу органы дыхания и пищеварения.
Но, несмотря на близость, параллельность в расположении пищеварительной и дыхательной систем, человек все же имеет возможность дышать, жевать и глотать.
- A теперь давайте посмотрим, как воздух проходит по воздухоносным путям и что с ним происходит. Куда он первоначально попадает? (В носовую полость.)
- В ней происходит подготовка для его дальнейшего продвижения через извилистые носовые ходы. Каково их значение? (Удлиняется время и путь прохождения воздуха.) Что это дает?
- Напомню тему «Ткани» (§ 43, c. 10, 11). Какой тканью выстилается носовая полость? (Мерцательным или дыхательным эпителием.)
- Вспомните строение и функции мерцательного эпителия. Какую роль он выполняет в верхних дыхательных путях? (Его клетки очень тесно примыкают друг к другу, благодаря чему создают барьер для микробов. Колыхание ресничек способствует отторжению чужеродных частичек пыли, микроорганизмов, выведению их наружу.) Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в легких ее скопилось бы около 5 кг.
- Слизистая оболочка, выстилающая дыхательные пути, бактерицидна, розового цвета. 3а счет чего? (Она пронизана кровеносными сосудами.) Какое это имеет значение? (Холодный воздух нагревается.) Сухой воздух увлажняется жидкостью, которая поступает через носослезный канал.
Вот какая сложная подготовка воздуха в носовой полости! Как образно сказал немецкий ученый Ф. Кан, «воздух очищается от пыли, обеззараживается носовой слизью, обмывается в паровой ванне носовых раковин, обнюхивается ищейками обонятельной станции, поливается душем».
- Почему вредно дышать ртом? А если нос заложен, что же делать? Многие торопятся закапывать в нос сосудосуживающие капли (нафтизин и т. п.). Какая в них опасность?
(Лекарствами можно пересушить слизистую. Эпителии не будет выполнять свои функции. Человек вынужден увеличивать дозу, чтобы хоть временно облегчить свое состояние.)
На рисунке из пособия «Человек и его здоровье» P Д. Маша показана схема точечного массажа, в результате которого происходит улучшение дыхания.
Далее воздух попадает в короткую носоглотку (короткая трубочка), здесь разрастание железистой ткани — аденоиды. Увеличенные аденоиды перекрывают проход воздуха в полость среднего уха. Носовое дыхание тоже затруднено. Поэтому разрастание аденоидов необходимо лечить.
Далее идет другая трубка — гортань. Здесь находятся хрящи, самый крупный из них щитовидный, состоящий из двух пластинок. Есть половое различие. У мужчин они образуют острый угол — кадык, или «адамово яблоко». Вы знаете, за что Адам и Ева были изгнаны из рая?
11
«И сказал (Бог)… не ел ли ты от древа, с которого я запретил тебе есть? Адам сказал: «Жена, которую ты мне дал, она дала мне от древа и я ел». А она сказала: «Змей обольстил меня, и я ела».
Пока происходил разговор, Адам, познав стыд, поперхнулся. Яблоко остановилось на уровне хрящей гортани — постоянным знаком первородного греха. Подобия запрещенных плодов появились и у Евы в виде округлых грудей. C чем же связано половое различие в форме щитовидных хрящей? Дело в том, что с ними связаны голосовые связки — «струны», между которыми имеется голосовая щель (рисунок). Выдыхаемый воздух вызывает колебания голосовых связок, они вибрируют и производят звуки. Их высота зависит от частоты колебаний: чем больше вибрация, тем выше голос. Зависит ли частота вибрации от длины голосовых связок?
На столе — полоски бумаги, длинные и короткие. Учащимся предложено с одинаковой силой подуть на разные полоски, сравнить вибрацию и ответить на поставленный вопрос. (Чем длиннее струны, тем частота колебаний меньше, а звук ниже.) У мужчин голосовые связки более длинные. A щитовидный хрящ, к которому они прикреплены, выступает вперед, образуя острый угол. И, наверное, сам Адам понял: голос — орудие лучше, чем дубина. Ибо низкий голос лучше отпугивает недругов.
Сила звука зависит от следующего. Посмотрите на рисунок в учебнике. Когда мы тихонько разговариваем, то голосовые связки слегка раздвинуты; когда – громко, они смыкаются. Что при этом может произойти? (Они могут повредиться). Поэтому берегите голосовые связки — и свои, и родителей, и учителей…
Из гортани воздух проходит в трахею, которая образована хрящевыми полукольцами. Твердая трахея — это тоже подарок эволюции. У каких животных впервые появилась трахея? Вероятно у тех, которые были первыми наземными животными. Что это были за животные и в связи с чем для них просто необходима была такая плотная хрящевая трахея?
(Пресмыкающиеся. У них хорошо развиты легкие, появились ребра, благодаря которым осуществляются дыхательные движения. Способны засасывать, а не заглатывать воздух, как земноводные. Иначе мягкая трахея просто бы сплющилась.)
A почему трахея только наполовину хрящевая, а задняя стенка мягкая? C чем она соприкасается? (С пищеводом.)
Как видите, дыхательная и пищеварительная системы «неразлучны». Их связь видна у животных – жабры у позвоночных соединены с пищеварительной трубкой. Вода поступает в глотку (обычно через рот) и выходит наружу через жаберные щели или мешки. A примитивные родичи позвоночных – щитковые – добывали пищу, отцеживая ее из воды с помощью жаберных щелей.
Такая необычная среди животных связь — связь органов дыхания с пищеварительным трактом. Да и у человека она «на лицо»: в ротовой части глотки – перекрест пищеварительного и дыхательного путей. И дышим мы иногда с помощью рта, хотя носовая полость более приспособлена для этого. Затем трахея разветвляется на два бронха, которые имеют такое же строение. Они входят в правое и левое легкое.
Сегодня вы узнали, как подготавливается кислород к поступлению в легкие; какое значение дыхание имеет в обмене веществ. Да, без дыхания мы не можем ни говорить, ни чихать, ни вздыхать, ни нюхать. Без него невозможны окислительно-восстановительные реакции. Значит, дыхание – это звено обмена веществ организма. 3.Домашнее задание.
Мукушева Балгын Сабитовна,
учитель биологии
Семипольской СШ района Шал акына,
СКО