Home » Внеклассная работа » Его величество Русский язык (Грамматическая сказка)

Его величество Русский язык (Грамматическая сказка)

 

 Цель: повторить знания  грамматики русского языка

Задачи: закрепить знания учащихся о частях речи;

развивать навык выразительного чтения, навык выступления перед   аудиторией;

воспитывать интерес к изучению русского языка

Ход мероприятия

Холл первого этажа. Участники выстроились на  лестнице.

Король Русский язык сидит в кресле

По обе стороны стоят Части речи

 

Незнайка пишет  на доске

1.Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
2 В этот день я услышала много обидчивых слов.
3.Мне пришлось нести ихние портфели

Мимо проходит Знайка, прочитав написанное,  удивляется.

  • Незнайка, что ты написал?
  • Преложения –удивляется Незнайка
  • Так ты допустил ошибки

А ты знаешь что означает слово « абонент»

  • Ну , знаю , т.е. –бумага, которая дает право на пользование
  • А вот и нет . Слово «Абонент» — это тот, кто пользуется абонементом

Во втором предложении тоже ошибка . И третьем… Во всех предложениях ошибки.

Плохо, Незнайка, ты не знаешь грамматику.

А вот в школе-гимназии № 7 начинается Декада русского языка . И ученики этой школы хорошо знают грамматику русского языка. Иди в эту школу и учись у них.

А сегодня к ним в день открытия праздника пришли  герои лингвистической сказки – гости из страны Русский язык

Незнайка  убегает .

Слова автора читает ученица

В некотором царстве, в речевом государстве жили – были части речи разные: Существительное, Прилагательное, Глагол,  наречие числительное ,Междометие и другие. И жили они дружно да счастливо. Но в один день затеялся у них спор о том, кто важнее всех.

Шумят,галдят, себя хвалят

Король Русский язык

  • Не шумите. Вы мои помощники. А вот кто какую роль выполняет в речи –это мы выясним.

Говорит Существительное

— Знаю я теперь отныне-
Есть одно такое имя —
Назову  любой предмет
И на все я дам ответ.
я  главная часть речи,
Обозначаю  все на свете,
Без меня  никак нельзя.
Существительным  «Ура!»

Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города , планеты —
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные,
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Такое удивительное я имя – (существительное),
Я и в басне, я и в сказке,
Я склоняюсь и пою,
Я меняюсь, но живу.
Хочешь – буду подлежащим,
Хочешь – стану устаревшим.
У меня полно друзей
Разве можно без меня?
Нет! Нигде и никогда!
Вот какое я, друзья,
Удивительное я – (существительное)!

Прилагательное

-Постой, постой сестрица! Не спеши нахваливать себя

Я — слово замечательное,-
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет-
Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

Знайка 

Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит Художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Чей? Чьё? Чьи?
Какой? Какая? Какое? Какие?

Незнайка

Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая»,
«Красивая», «любимая».

Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-гательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
Глагол.

Ах, что вы?
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растет

Знайка

Я пришел из школы,
Я учу глаголы.
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод.
Применяется он так.
Новый метод этот:
«кричать» — кричу,
«вертеть» — верчу,
«двигать» — двигаю,
«прыгать» — прыгаю.
Я и прыгал.
Я двигал!
Я и топал.
Я и пел.

Имя числительное

Моё величество
Обозначает количество.
Сколько? Два или пятнадцать,
Девять, десять или двадцать.
Ну а вдруг сто двадцать пять?
Смотря чего, нам же не знать.
Люблю я также и порядок,
Для меня он очень сладок.
Который? Первый или второй,
А может быть тридцать седьмой.
Часть речи изумительная,
Зовут меня Числительное

Местоимение

Нет постойте , я важней потому что

Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.

Мое стихотворение –
Про меня — местоимения
Утром — так заведено-
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет ОНО
Розовой жар-птицей…
А стемнеет – Он придет:
Тоненький, смущенный,-
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел – плывет ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА?
Месяц, солнце и луна! (Е.Кач)
Вместо имени предмета
Говорим мы слово: ЭТО,
ТО, ОНИ, ОНО, ОНА –
Всем известные слова.
Это, без сомнения,
Слова – МЕСТОИМЕНИЯ.

Наречие

Как хоршо, красиво и тепло!

Это все я -наречие

В большом доме светло,

Там огни горят.

Здесь и там, и тут, везде и рядом я живу-наречие

«Я не склоняюсь, не спрягаюсь,

Попробуй нас изменить.

Ярко, светло и весело –

Вот так мы любим жить!

Предлог , союз и частица

А что вы без нас — просто слова

С нами понятна становится речь

Знайка

Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут

Предлог

членом предложения не бываю,
Но дело это твердо знаю.
Не изменяюсь, один я жить не могу,
Но вот с глаголами не  дружу.
Словам я  руки помощи даю.
Им помогаю, связи берегу.
Пишусь  от слов всегда отдельно.
Считаю,что приставать к ним очень скверно.
Союз

-Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.

Это я Союз

Частица

Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Междометие

Мне Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрёк, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово Ах!
У кого тяжёлый вздох,
Произносят слово Ох!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово Ой!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово Эй!
У кого захватит дух,
Произносит слово Ух!

РУССКИЙ ЯЗЫК

-Ну что ж , друзья, вы все  нужны,

а значит все важны.

Части речи помиритесь ( обнявшись, поют песню « Учат в школе»)

 Выходят ученики и читают стихи о Русском языке

Чтецы 1  Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою порой.

Но, как родной.

Люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг.

На нем живые, трепетные чувства

Открылись мне.

Чтец   2   И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране,

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык — я онемею.

Утратив русский, — стану я глухой.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи, выучи русский язык.

Он твой наставник – великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи, выучи русский язык.

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово — свободы зарница,

Выучи, выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово —

Выучи, выучи русский язык!

Даниярова Сауле Ерденовна,

учитель русского языка и литературы

школы-гимназии №7 имени Гали Орманова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*