Цель: повторить знания грамматики русского языка
Задачи: закрепить знания учащихся о частях речи;
развивать навык выразительного чтения, навык выступления перед аудиторией;
воспитывать интерес к изучению русского языка
Ход мероприятия
Холл первого этажа. Участники выстроились на лестнице.
Король Русский язык сидит в кресле
По обе стороны стоят Части речи
Незнайка пишет на доске
1.Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
2 В этот день я услышала много обидчивых слов.
3.Мне пришлось нести ихние портфели
Мимо проходит Знайка, прочитав написанное, удивляется.
- Незнайка, что ты написал?
- Преложения –удивляется Незнайка
- Так ты допустил ошибки
А ты знаешь что означает слово « абонент»
- Ну , знаю , т.е. –бумага, которая дает право на пользование
- А вот и нет . Слово «Абонент» — это тот, кто пользуется абонементом
Во втором предложении тоже ошибка . И третьем… Во всех предложениях ошибки.
Плохо, Незнайка, ты не знаешь грамматику.
А вот в школе-гимназии № 7 начинается Декада русского языка . И ученики этой школы хорошо знают грамматику русского языка. Иди в эту школу и учись у них.
А сегодня к ним в день открытия праздника пришли герои лингвистической сказки – гости из страны Русский язык
Незнайка убегает .
Слова автора читает ученица
В некотором царстве, в речевом государстве жили – были части речи разные: Существительное, Прилагательное, Глагол, наречие числительное ,Междометие и другие. И жили они дружно да счастливо. Но в один день затеялся у них спор о том, кто важнее всех.
Шумят,галдят, себя хвалят
Король Русский язык
- Не шумите. Вы мои помощники. А вот кто какую роль выполняет в речи –это мы выясним.
Говорит Существительное
— Знаю я теперь отныне-
Есть одно такое имя —
Назову любой предмет
И на все я дам ответ.
я главная часть речи,
Обозначаю все на свете,
Без меня никак нельзя.
Существительным «Ура!»
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города , планеты —
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные,
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Такое удивительное я имя – (существительное),
Я и в басне, я и в сказке,
Я склоняюсь и пою,
Я меняюсь, но живу.
Хочешь – буду подлежащим,
Хочешь – стану устаревшим.
У меня полно друзей
Разве можно без меня?
Нет! Нигде и никогда!
Вот какое я, друзья,
Удивительное я – (существительное)!
Прилагательное
-Постой, постой сестрица! Не спеши нахваливать себя
Я — слово замечательное,-
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет-
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Знайка
Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит Художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Чей? Чьё? Чьи?
Какой? Какая? Какое? Какие?
Незнайка
Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая»,
«Красивая», «любимая».
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-гательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.
Глагол.
Ах, что вы?
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растет
Знайка
Я пришел из школы,
Я учу глаголы.
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод.
Применяется он так.
Новый метод этот:
«кричать» — кричу,
«вертеть» — верчу,
«двигать» — двигаю,
«прыгать» — прыгаю.
Я и прыгал.
Я двигал!
Я и топал.
Я и пел.
Имя числительное
Моё величество
Обозначает количество.
Сколько? Два или пятнадцать,
Девять, десять или двадцать.
Ну а вдруг сто двадцать пять?
Смотря чего, нам же не знать.
Люблю я также и порядок,
Для меня он очень сладок.
Который? Первый или второй,
А может быть тридцать седьмой.
Часть речи изумительная,
Зовут меня Числительное
Местоимение
Нет постойте , я важней потому что
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
Мое стихотворение –
Про меня — местоимения
Утром — так заведено-
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет ОНО
Розовой жар-птицей…
А стемнеет – Он придет:
Тоненький, смущенный,-
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел – плывет ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА?
Месяц, солнце и луна! (Е.Кач)
Вместо имени предмета
Говорим мы слово: ЭТО,
ТО, ОНИ, ОНО, ОНА –
Всем известные слова.
Это, без сомнения,
Слова – МЕСТОИМЕНИЯ.
Наречие
Как хоршо, красиво и тепло!
Это все я -наречие
В большом доме светло,
Там огни горят.
Здесь и там, и тут, везде и рядом я живу-наречие
«Я не склоняюсь, не спрягаюсь,
Попробуй нас изменить.
Ярко, светло и весело –
Вот так мы любим жить!
Предлог , союз и частица
А что вы без нас — просто слова
С нами понятна становится речь
Знайка
Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут
Предлог
членом предложения не бываю,
Но дело это твердо знаю.
Не изменяюсь, один я жить не могу,
Но вот с глаголами не дружу.
Словам я руки помощи даю.
Им помогаю, связи берегу.
Пишусь от слов всегда отдельно.
Считаю,что приставать к ним очень скверно.
Союз
-Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Это я Союз
Частица
Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
Междометие
Мне Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрёк, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово Ах!
У кого тяжёлый вздох,
Произносят слово Ох!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово Ой!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово Эй!
У кого захватит дух,
Произносит слово Ух!
РУССКИЙ ЯЗЫК
-Ну что ж , друзья, вы все нужны,
а значит все важны.
Части речи помиритесь ( обнявшись, поют песню « Учат в школе»)
Выходят ученики и читают стихи о Русском языке
Чтецы 1 Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной.
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.
Чтец 2 И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык — я онемею.
Утратив русский, — стану я глухой.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи, выучи русский язык.
Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи, выучи русский язык.
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово — свободы зарница,
Выучи, выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово —
Выучи, выучи русский язык!
Даниярова Сауле Ерденовна,
учитель русского языка и литературы
школы-гимназии №7 имени Гали Орманова