Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Формы организации работы обучающихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цели урока:
Образовательные: учащиеся закрепят навыки решения практических задач с использованием математического понятия «процент»;
Развивающие: будут совершенствовать навыки самостоятельной работы, творческой инициативы; развивать навыки математического мышления, внимания и памяти;
Воспитательные: прививать интерес к математике; формировать умения работать в коллективе.
Ожидаемый результат: обучающиеся знают четыре основных типа задач на проценты и правила их решения, умеют по тексту задачи определить, к какому типу она относится и применить соответствующее правило при решении задачи, умеют решать задачи на проценты.
Формы контроля:
- Контроль со стороны учителя;
- Взаимоконтроль;
- Самоконтроль.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Актуализация знаний, умений и навыков. Вступительное слово учителя. — С процентами очень часто приходится встречаться в повседневной жизни. Приведите примеры.
— Сегодня на уроке мы повторим и систематизируем изученный материал. Давайте определим цели, которые мы поставим перед собой и постараемся достичь их во время урока.
- Постановка учебной задачи.
– Проценты также применяются в других науках. Сегодня мы рассмотрим применение процентов в школьных дисциплинах. И за один урок мы проживём весь школьный день. Мы будем работать согласно расписанию, отдыхать в перемену, будем обедать и, конечно, решать задачи на проценты. Вот наше расписание (Слайд):
1 урок. История. Перемена
2 урок. Биология. Перемена
3 урок. География. Перемена.
Обед
4 урок. Проценты в жизни. Самопознание.
Класс разбит на группы – маленькие классы, консультант каждой группы – наиболее подготовленный ученик будет выполнять роль учителя. По каждому предмету вы получите оценку, которая будет отражать степень правильного решения и самостоятельность выполнения задания, итоговая оценка будет выставлена в журнал и дневник. Для этого в ходе урока вы заполните лист контроля (Слайд)
- Операционно-познавательная часть.
1 урок. История (Слайд). Восстание Спартака (74 – 41г. до н.э.). Чтобы спуститься с Везувия, спартаковцы сплели лестницу: 875 метров были сделаны из верёвок, часть лестницы из ивовых прутьев составляла 20% длины верёвочной части,. Какова высота Везувия?
Обучающиеся в группах обсуждают решение задачи, составляют план – схему решения, самостоятельно решают задачу, по необходимости пользуются помощью консультантов.
План – схема(Слайд)
I — 875м
II — 20% от 875м
Решение (Слайд).
875х20:100=175(м)
875+175=1050(м)
Ответ: 1050 метров.
Самопроверка. Самооценка. Занесение результата в лист контроля. — К какому типу относится эта задача? — Каким правилом пользовались при решении задачи? (Слайд)
— А сейчас перемена. Мы немного отдохнём. Расшифруйте слова (Слайд): солич (число), мамус (сумма), центроп (процент), еледлить (делитель), бордь (дробь). кебичун (учебник).
IIурок. Биология (Слайд).
Весной школьники посадили 150 семян капусты. Из них проросли 120 семян. Каков процент всхожести семян?
Решение: 150 семян—100%
120 семян—? %
120х100:150=80% Ответ: 80%
Самопроверка. Самооценка. Занесение результата в лист контроля.
Перемена. Физминутка
III урок. География (Слайд).
Суша занимает 150 млн. кв. км, что составляет 30% от всей поверхности Земли. Какова площадь всей поверхности Земли? Какова площадь поверхности, покрытой водой?
Работа обучающихся организуется также как и при решении предыдущих задач.
Решение (Слайд):
150млн. кв.км—-30%
? —100%
1)150х100:30=500 млн. кв. м вся поверхность земли
2)500 – 150 = 350(млн. кв. км) — площадь поверхности, покрытой водой.
Ответ: 500 млн. кв. км, 350 млн. кв. км
Самопроверка. Самооценка. Занесение результата в лист контроля.
Большая перемена. Обед
Я вас приглашаю на десерт (Слайд).
В клубнике содержится 6%сахара. Сколько килограммов сахара содержится в 35кг клубники?
Решение: 35кг—100%
?——6%
35х6:100= 2,1кг
Урок IV. Самопознание (Слайд)
Сценка на приобретение холодильника. Скидки на 30%
Холодильник стоит 100000 тенге.
Сколько он будет стоить после уценки?
Решение: 100000—-100%
? —-30%
100000х30:100=30000 (тенге)
100000-30000=70000(тенге)
Работа обучающихся организуется так же, как и при решении предыдущих задач.
Сценка№2
Вложение капитала в банк под 9% годовых
Внесенная сумма 400000 тенге. Какая сумма будет на счете через год (если останется время посчитать через два года).
Решение (Слайд)
400000х0,09= 36000
400000+36000=436000
Самопроверка. Самооценка. Занесение результата в лист контроля.
5.Рефлексивно – оценочная часть.
— Итак, вы убедились, что умение решать задачи на проценты необходимо. Подведём итоги урока. Какие цели были поставлены в начале урока? Удалось ли их достичь? Оцените свою работу на уроке, учитывая оценки в листе контроля и свой вклад в решение общей учебной задачи.
Абитова Мухабат Розматовна,
учитель математики СШ№19
Жамбылская область,
Кордайский район,
с. Булар Батыр