Home » статьи » ЗПР — не приговор, а путь к развитию

ЗПР — не приговор, а путь к развитию

На учете в Костанайской области числятся 10 779 детей с особыми образовательными потребностями, при этом они разделены по категориям: с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, нарушением зрения, речи, слуха, опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сферы.

На страже интересов детей данной категории стоит специальная образовательная организация — психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК). Что же означают эти четыре «страшные», по мнению родителей, мистические буквы и с какими мыслями вместе с детьми они зачастую отправляются на обследование? На эти и многие другие «педагогические и родительские» вопросы на организованном методическим кабинетом ДиОСО УО АКО семинаре-практикуме «Проблемы в работе с детьми с особыми образовательными потребностями» ответила руководитель психолого-медико-педагогической консультации Управления образования акимата Костанайской области Олеся Зарецкая.

— Обычно, когда говорят ПМПК, воображение родителей рисует длинный стол, сидящих за ним недобрых сотрудниц, которые непременно приклеят ребенку ярлык, поставят диагноз, с которым ему придется жить или же просто прозябать, в их понимании, — поделилась наблюдениями Олеся Владимировна. — Естественно, это не так. От того, как педагоги преподнесут родителям функции ПМПК, насколько доходчиво они объяснят им, чем конкретно занимается комиссия, зависит совместный конечный результат.

Обратиться за консультацией по телефону и привести ребенка на прием могут родители и лица, их заменяющие. Обследование проводится в присутствии родителей или опекунов. Специалисты ПМПК занимаются не только выявлением детей с особыми образовательными потребностями, но и психолого-медико-педагогическим обследованием особенностей их развития, ведут учет детей, устанавливают диагноз, определяют специальные потребности детей на получение медицинских, специальных образовательных и социальных услуг.

По словам Олеси Зарецкой, Костанайская область условно разделена на четыре сектора и каждая ПМПК обслуживает, соответственно, свой. Процедура обследования предполагает предварительную запись ребенка на обследование, составление характеристики на него, выписку из медицинских заключений и далее — проведение комплексного обследования и коллегиальное обсуждение диагноза с выдачей заключения и указанием рекомендаций.

Если вспомнить историю развития этой местной консультационной службы, то корнями она уходит в 1961 год. Деятельность ПМПК в Кустанайской области началась с открытия Лесной вспомогательной школы-интерната — первого специального учреждения для детей с дефектами умственного и физического развития в нашем регионе. На тот момент еще не существовало аналогичного нынешнему стационарного органа, когда родители и педагоги могли позвонить специалистам и приехать в любой момент по конкретному адресу, чтобы получить квалифицированную помощь. Тогда комиссия носила созывной характер, из различных организаций образования привлекались психологи, дефектологи, логопеды, которые регулярно проводили консультирование с выездом на место.

Сегодня ПМПК уполномочена предоставлять различные виды государственных услуг, как то обследование и оказание психолого-медико-педагогической консультативной помощи детям с ограниченными возможностями, а также оформление их в специальные коррекционные и другие организации для получения специальных образовательных и специальных медицинских услуг.

— Мы даем направление не только для того, чтобы ребенок учился в спецшколе, но и для предъявления его в кабинет коррекции, Управление социальной защиты, для обследования в неврологическом отделении детской областной больницы, детском отделении психиатрической больницы, — уточняет руководитель ПМПК. — Результатом оказания государственной услуги является заключение.

Важно помнить, что главная цель ПМПК — не постановка диагноза, а определение особых образовательных потребностей ребенка и соответствующих рекомендаций для его качественного обучения. Раньше диагноз всегда прописывался в заключениях комиссии, теперь его там нет. Но он педагогу и не нужен, диагноз — для врача, чтобы тот мог правильно назначить лечение. Напомним, что, начиная с 2017 года, в связи с утверждением новых Типовых правил деятельности специальных организаций образования, при выдаче ПМПК заключений в инклюзивные организации образования диагноз ребенка не указывается. В свою очередь, странами ОСЭР были разработаны критерии особых образовательных потребностей для обучающихся.

— Педагоги часто спрашивают меня, как же, не зная диагноз ученика строить с ним работу? — поделилась Зарецкая. — Задаю им встречный вопрос: а он вам зачем? Задача педагога состоит в выявлении уровня актуального развития ребенка и составлении коррекционно-развивающей программы. Даже если в заключении указан широко распространенный нынче ЗПРЦОГ (задержка психического развития церебрально-органического генеза), ведь степень задержки в данном случае у ребенка может быть разной — от легких ее проявлений до каких-то «махровых» отклонений. Другими словами, ученик может, как в незначительной степени не суметь овладеть программным материалом (к примеру, при выполнении заданий он нуждается в помощи учителя, в готовом алгоритме выполнения упражнений, подсказках со стороны педагога), так и в более сложной. Если ребенок истощаем, утомляем, необходимо предоставить ему возможность отдохнуть, перезагрузиться, потом он вновь включится в работу. Для тех же учащихся, у кого задержка в развитии проявляется в более тяжелой степени, от учителя, безусловно, потребуется больше внимания.

Работа в данном случае строится в рамках одного заболевания, поэтому МОН РК было рекомендовано диагноз убрать и работать с детьми на основании диагностики, которую проводит учитель в классе. Детально диагноз уточняется только в случае, если ребенок идет в специальную школу.
— Встречаются два типа учителя, — привела пример Олеся Зарецкая. — Одни любят повторять, что очень хотели ли бы помочь своему особенному ученику, часто спрашивают в ПМПК совета. В этом случае наши специалисты проводят исследования интеллекта ребенка, убеждаясь, что конкретно он может делать в зоне ближайшего развития, в состоянии ли он усвоить определенный учебный материал. Тогда учитель успокаивается и говорит, что уверенно продолжит с учеником работу. А есть педагоги, которые сетуют на то, что им некогда работать с особенными детьми. Дескать, в классе еще 17 учеников сидят. Тут я просто предлагаю человеку сменить профессию. Считаю, что отсев профнепригодных нужно осуществлять еще в вузе. Если у тебя нет желания помогать детям — беги из педагогики! Особенно, если это касается психологов, дефектологов и т.д. Сожги диплом!

Проблемой остается и то, что современная система критериального оценивания не до конца проработана для детей с особыми образовательными потребностями. По оценкам специалистов ПМПК, дети, по сути, остались за бортом. К тому же в их обучении должны применяться специальные альтернативные методы, осуществляться подбор учебников, рабочих тетрадей. Педагоги имеют право их использования, если в классе обучается особый ребенок.

— Сегодня много детей с депривациями (состояние ребенка, который по каким-то причинам не имеет возможности есть, передвигаться, слышать, общаться и т.д.), которые часто накладываются на задержку психического развития, — итожит Зарецкая. — Когда родители не занимаются воспитанием ребенка, он находится на грани. Все проблемы — из семьи. Если вместе мы постараемся помочь нашим детям, не перекладывая обязанности с одних плеч на другие, счастливых детей в стране станет намного больше.

  Оксана ЛУКАШ

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*