Home » Математика » Закрепление изученного материала по теме «устное умножение и деление»

Закрепление изученного материала по теме «устное умножение и деление»

Открытый конспект урока по математике в 3 классе

 (Урок – экскурсия в зоопарк)

Цель: Систематизация знаний и умений учащихся по теме: «Устное умножение и деление».

Задачи:

Образовательные: закрепить приемы устного умножения и деления, закрепить умения решать уравнения, составные задачи, работать с геометрическим материалом, находить периметр, площадь, объем геометрических фигур, закрепить навыки устных вычислений.

Развивающие: развивать аналитическое мышление, математическую речь, память, внимание, самостоятельность, развивать умение выделять существенные признаки, делать выводы, применять полученные знания на практике, способствовать устранению пробелов в знаниях.

Здоровьесберегающие: закрепить навык правильной посадки при письме, развивать мелкую моторику кисти, способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, зрительную гимнастику, релаксацию, приобщать детей к здоровому образу жизни.

Воспитательные: воспитывать любовь к животным, любознательность, аккуратность при выполнении заданий, воспитывать положительную мотивацию, коммуникативные навыки, культуру поведения, прививать интерес к предмету.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и способов деятельности.

Вид урока: урок – экскурсия.

Методы обучения: словесный, наглядный, аналитический, частично–поисковый,

практический.

Применяемые технологии: здоровьесберегающая, компьютерная, разноуровневая.

Формы организации обучения: коллективная, индивидуально–фронтальная,

самостоятельная, парная, групповая.

Дидактическое обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, билеты, геометрические фигуры, учебник, карточки – опоры для синквейна, изображения колобков /грустных и веселых/ для оценки собственной деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент. (Слайд)

Время на уроке – священное время и нельзя терять из него ни минуты. Я хочу, чтобы каждый из вас проявил сегодня смекалку, сообразительность, стремление и жажду к знаниям. А чтобы урок наш удался, давайте попробуем настроиться на работу эмоционально. Повернитесь друг к другу. Посмотрите в глаза. Подарите друг другу улыбку. (Слайд)

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Минутка чистописания. (Слайд)

— Прочитайте слова: семья, Родина, опять, подвал.

— Какие числа зашифрованы в этих словах?    (7, 1, 5, 2)

— Запишите эти числа в тетрадь.

  1. Зрительная гимнастика.
  2. Сообщение темы и цели урока. (Слайд)

Тема нашего урока сегодня — это закрепление изученного материала по теме «Устное умножение и деление».  Цель — закрепить приемы устного умножения и деления, закрепить умения решать составные задачи, уравнения, будем работать с геометрическими фигурами, находить их периметр, площадь, объем, а также продолжим работу над развитием навыков устного счета.

  1. Актуализация знаний.

Устный счёт.

Все вы с нетерпением ждете выходных дней или каникул, чтобы с родителями пойти в гости, поехать на природу или просто погулять в парке. Сегодня мы с вами тоже отправимся на прогулку. А гулять мы пойдем…

— А вот куда мы пойдем гулять, вы узнаете, если правильно решите примеры.

(Слайд)

40 * 6  = 240             64 :2 = 32

13 * 3  = 39               18 * 20 = 360

700 : 2 = 350             11 * 5 =  55

900 : 20 = 450

— Назовите эти числа в порядке убывания.

450  360  350  240  55  39  32

— А теперь давайте перевернем карточки с нашими числами и прочитаем слово, которое у нас получилось. (дети читают слово «зоопарк»)

— А сейчас послушайте стихотворение. (Слайд)

Стали вдруг соседями,

Страусы с медведями.

И живут в одном домишке

Львицы и мартышки.

В гости любят к ним ходить

Взрослые и дети.

Повстречать там можешь ты,

Всех зверей на свете.

Что это?  (зоопарк) 

— Сегодня мы отправляемся на экскурсию в зоопарк.

А что такое зоопарк? (дом, в котором живут животные)

— А кто из вас был в зоопарке?

— Каких животных вы там видели? (личные впечатления детей)

— А где живут животные в зоопарке?  (в вольерах)  (Слайд)

— Чтобы попасть в зоопарк, надо купить входные билеты. Для этого мы с вами поиграем в игру «Мозговой штурм». Я буду вам задавать вопросы и причем очень быстро, а вы должны также очень быстро на них ответить.

  1. Сколько пальцев на двух руках?
  2. Сколько дней в неделе?
  3. Сколько сторон у квадрата?
  4. Сколько сторон у шестиугольника?
  5. Сколько десятков в числе 345?
  6. Назовите число, в котором 10 десятков.
  7. Сколько см в 65 дм?
  8. Сколько месяцев в году?
  9. Сколько дней в месяце?
  10. Сколько лет в 3 веках?
  11. Сколько минут в 6 часах?
  12. Сколько часов в 4 сутках?

— Молодцы! Билеты мы приобрели и мы можем путешествовать по зоопарку

  1. Систематизации знаний и способов деятельности по теме урока.

— Кого же мы первым встретим в зоопарке?

— Угадайте, кто это?

В джунглях он — хозяин строгий,

Полосатый царь зверей.

В джунглях все с его дороги

Убежать спешат скорей.  (тигр)  (Слайд)

Сообщения учащихся о тигре.

Этот зверь ударом лапы может убить лошадь, может делать  5 – метровые прыжки, прекрасно плавает, а чтобы насытиться ему надо 30 – 50 кг мяса. Длина его тела почти 4 метра, а вес 390 кг. Живут тигры 25 – 30 лет. Обитает он у берегов рек. В зарослях часто слышен его грозный рык. Но увидеть тигра нелегко: благодаря своей полосатой окраске, он не виден даже вблизи — заросли хорошо скрывают его.

— А вот чтобы узнать, чем питается тигр, вы должны решить уравнения.

Учебник. Стр. 93  № 6 (1, 4 уравнения) — 2 ученика решают у доски, остальные  — по вариантам)    435 + х =90 * 8         840 – а = 12 * 6  

Проверка сначала детьми, потом по интерактивной доске. (Слайд)

После проверки дети читают сообщения о том, чем питаются тигры.

Тигры питаются оленями, дикими свиньями, антилопами,  а также лягушками, мышами.

Учитель: А еще  есть тигры — людоеды. На них устраивают охоту. Сейчас тигры довольно редкие животные: их уничтожают ради красивого меха или как опасных хищников.

— Ну а мы с вами продолжаем экскурсию по зоопарку.  И следующее животное… угадайте, кто это?

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (медведь)  (Слайд)

Сообщения учащихся о медведе.

Это огромный зверь, ростом до 3 метров. Живет в лесах. Кормиться выходит на поляны. Хоть этот зверь и большой, а ест ягоды, орехи, насекомых и их личинки, любит рыбу. Летом спит, где угодно, лишь бы место было уединенное, а зимой в берлоге. Говорят, что медведи лапу сосут. На самом деле они лижут подошвы лап. А делают они это потому, что меняется кожа на ступнях. Медведи при этом испытывают неприятное ощущение и своим шершавым языком быстрее стараются содрать старую кожу.

— А чтобы получить дополнительную информацию о медведе, вам предлагается пройти по математическому лабиринту. (Слайд)

— Из каких геометрических фигур состоит  наш лабиринт?

— Что вы знаете о прямоугольнике? Квадрате?

— Преодолев ловушки, вы узнаете еще очень много интересного о медведе.

1 ловушка: Новорожденный медвежонок помещается на ладони человека и весит

всего 500 граммов.

2 ловушка: Взрослый медведь весить 350 кг.

3 ловушка: У медведицы рождается по два – три медвежонка один раз в два года.

4 ловушка: Любимая еда  медведя – малина и мед.

5 ловушка: Рост новорожденного медвежонка 10 см.

6 ловушка: Медведь съедает за день 45 кг пищи.

7 ловушка: Медведи находятся в спячке 4 месяца.

— Молодцы, ребята, справились с заданием.

Физминутка. Зверофизкультура.

Зайчик.         Ловко прыгают зайчата.

(Слайд)        Прыг да скок, скок да скок!

                      Быстро бегать зайцам надо,

Чтобы их не скушал волк. (прыжки)

Медвежата.   Медвежонок не боится

(Слайд)         Волка, кабана, лисицу.

Мишка по лесу идет:

Где здесь пчелы, где здесь мед?     (ходьба)

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки –

Для медведя витаминки.   (наклоны)

Цапля.           Цапля ходит по воде

(Слайд)         И мечтает о еде.

                  Чтоб поймать еду в водице,

Надо цапле наклониться,

Ну – ка тоже наклонись,

До носочка дотянись. (ходьба с высоко поднятыми коленями)

Жираф.          Это что за великан,

(Слайд)         Ростом, как подъемный кран?

                  Это голову, задрав,

Нас приветствует жираф. (идут на носочках, вытянувшись вверх)

Слон.             Как гора, огромен слон,

(Слайд)         Слон по весу чемпион.   (ладони раскрыты возле ушей,

изображают уши слона, идут на пятках)

Зебра.            Любит зебра по лужайке

(Слайд)         В полосатой бегать майке.

                  Зебра даже за конфетку

Не наденет майку в клетку. (бег)

Лягушка.       Приседаем ниже, глубже,

(Слайд)         Как лягушка в теплой луже.

                  Прыг и нет комара!

Вот веселая игра!

Наконец, мы все наелись

И на бревнышки уселись. (садятся за парты)

— Продолжаем нашу экскурсию.

По реке плывет бревно.

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил

Нос откусит … (крокодил) (Слайд)

Сообщения учащихся о крокодиле.

Крокодилы – древнейшие жители нашей планеты. Они великолепно плавают и ныряют. У них острое зрение и слух,  очень сильные челюсти и зубы. Самый длинный крокодил достигает длины до 7 метров, а вес его 450 кг. Этих  хищников истребляют за кожу, из которой делают дамские сумочки и перчатки. Созданы даже национальные парки, где разводят крокодилов. Охота на них запрещена. А живут крокодилы до сто лет.

— В нашем зоопарке крокодил образованный. Он хочет проверить, как мы умеем решать задачи.

№3 стр. 93 – самостоятельно по уровням.

1 уровень – составить краткое условие и решить задачу двумя способами.

2 уровень – составить краткое условие и решить одним из способов.

3 уровень – закончить  краткое условие и решить одним способом.

Проверка по интерактивной доске. (Слайд)

Учитель: Крокодил плотояден. Он может заглатывать жертву целиком, а иногда утаскивает в воду и ждет, когда она захлебнется. А затем либо ее заглатывает, либо оставляет в воде, чтобы добыча сгнила, а затем ее съедает. Наш крокодил заглотил не только свою добычу, но и ответы в выражениях. Попробуйте их восстановить.

Учебник. Стр. 93 № 2  — дети выполняют устно.

Следующее животное, которое мы встретим в зоопарке – это … угадайте кто?

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос

Лет двести рос. (слон)  (Слайд)

— Чтобы получить информацию о слоне, вам нужно выполнить следующее задание:

На партах у вас лежат геометрические фигуры.

—  На какие две группы мы можем разделить эти фигуры? (на плоские и объемные)

Работа в парах.

— Вам нужно найти периметр, площадь, объем данных фигур.

— Что вы для этого сначала сделаете? (измерите длину, ширину, высоту)

— Что такое периметр?

— Что такое площадь?

— Что такое объем?

Проверка выполненного задания.

После выполнения задания ученики читают информацию о слонах. (Слайд)

  1. Вес африканского слона составляет 8 тонн.
  2. Бивни слона могут достигать 220 кг.
  3. За 1 день слон съедает 140 кг растительного корма.
  4. Своим хоботом слоны срывают листья с деревьев, а также вытягивают своих сородичей из ямы, если такое случится.
  5. Слоны прекрасно чувствуют запахи.

Физминутка.

— Ну а мы с вами подходим к последнему вольеру. Кого же мы там увидим?

Скажите мне, какой чудак

И днем, и ночью носит фрак?  (пингвин)  (Слайд)

Сообщения учащихся о пингвинах.

Пингвины – самые холодостойкие птицы. Летать не могут, но плавают и ныряют

превосходно. Крылья у пингвинов превратились в ласты, покрытые перышками, как чешуйками. По земле ходят неуклюже, вперевалочку, и похоже на туго набитый мешок на коротких ножках. Когда пингвины плавают под водой, его ласты совершают движения, напоминающие взмахи крыльев, а хвостом он как – будто рулит. Пингвины развивают в воде скорость 40 км/ч. Из воды на высокий берег или льдину они выпрыгивают очень ловко- как пробки из бутылок. Гнездятся пингвины большими колониями, до миллиона птиц. Рост у пингвинов разный. Бывают крупные, выше 1 метра, и маленькие, ниже полуметра.

— А вот сколько весят пингвины, вы узнаете,  если решите  задачу №4 стр. 93.

(1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях с подробным объяснением)

Проверка по интерактивной доске.    (Слайд)

— Давайте прочитаем, сколько же весят пингвины.

Самые крупные пингвины весят 45 кг.

  1. Итог урока.

Мы закончили экскурсию по аллеям зоопарка.

— Понравилась она вам?

— А что вам больше всего понравилось?

— А что мы сегодня повторили на уроке математики?

Подводя итог нашему уроку, давайте составим синквейн – пятистишье.

— У вас на партах лежат карточки – опоры для синквейна. Давайте вспомним правила создания синквейна.

1 строка – название синквейна (одно слово), обычно существительное, отражающее главную идею.

2 строка – два прилагательных, описывающих основную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка — фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – вывод, чаще слово – синоним, выражающие мнение, отношение к предмету.

(Учащиеся вспоминают правила создания синквейна и составляют свой синквейн по итогам урока. Работают в группах)

Проверка. Синквейны, составленные учащимися.

1 группа.                                                                  2 группа.

Математика.                                                           Математика.

Точная, интересная.                                                Сильная, строгая.

Считаем, измеряем, доказываем.                       Учит, увлекает, заинтересовывает.

Мы любим математику.                                      Пусть и люди не согласны –

Здорово!                                                       Открывайте тайны ясно!

Разум и жизнь!

3 группа.

Экскурсия.

Увлекательная, замечательная.

Смотрим, наблюдаем, интересуемся.

Нам очень понравилось.

Здорово!

  1. Домашнее задание. (Слайд)

1 уровень – придумать головоломку, подобную №8 и заготовить ее на альбомных листах.

2 уровень – составить шесть примеров на изученную тему и решить их.

3 уровень — стр. 93, № 5.

  1. Оценка собственной деятельности. Рефлексия.

У каждого из вас на партах лежат два колобка (грустный и веселый). Если вам было интересно и всё понятно, прикрепите на доску к своей фотографии веселого, радостного колобка. А если урок не понравился и было что-то непонятно, прикрепите к своей фотографии грустного колобка.

  1. Оценка деятельности учителем.

— Ребята, вы сегодня все молодцы! Вы очень хорошо поработали. И мне очень приятно, что урок вам понравился, что ни одного грустного колобка не появилось.

  1. Релаксация.

(звучит лёгкая музыка)

“Весна света”

— Встаньте, поднимите головку вверх и представьте, что на нас светит яркое солнышко, своими лучами оно посылает нам, свет, тепло и любовь…

“Весна воды”

А наши пальчики — маленькие ручейки, то разливаются, то сливаются, образуя большие реки….

“Весна зелёной травы”

— А теперь представьте себя на зелёном лугу…

Нам хочется посидеть на травке, почувствовать её мягкость. Травка тянется к солнцу, и мы тоже тянемся к солнцу всё выше и выше…

Говорят, в народе — “Весна – красна”!

— От чего красна весна? – (от радости сердца)

— Улыбнитесь друг другу, мне, а я – вам…

— Давайте подарим друг другу радость!

— Урок окончен. Спасибо за урок.

Шушмарченко Яна Станиславовна,

учитель начальных классов,

 КГУ «Вишнёвская средняя школа»,

Северо-Казахстанская область,

 Тайыншинский район,

 село Вишнёвка

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*