Образовательная область: «познание, социум, творчество»
Раздел: «естествознание, основа экологии, аппликация»
Тема: «Природа — наш дом»
Цель. Закрепить знания детей о природе, полученные в разных видах деятельности, правила поведения в природе
- Обучающая. вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей. Расширять и уточнять представления детей о природе. Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между природой и деятельностью человека, показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком
- Развивающая. Развивать стремление самостоятельно находить пути решения поставленных задач, подводить итог этих решений.
- Воспитательная. Воспитывать любовь к природе, побуждать желание заботиться о ней.
Оборудование: карта с изображением зон леса, моря, гор и луга; карточки с изображением на них объектов живой и неживой природы; макет вулкана, прозрачные стаканчики с загрязнённой водой; фильтры — ватные диски для очистки воды, плакат с изображением луга, готовые заготовки с изображением полевых и садовых цветов; клей, салфетки.
Предварительная работа. Загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседы, заучивание стихотворений, рассматривание глобуса.
Словарная работа. Лава, кратор.
Билингвальный компонент: Лес – орман, гора- тау, водоем- тоған, луг- шабындық.
Ход занятия
Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!
Воспитатель: Ребята каждый из вас живет в доме со стенами, крышей, полом. Но как только мы выходим за порог обычного дома, то оказываемся в другом доме – на природе. Когда-то, очень давно, только природа и была единственным домом человека. Тогда человек не строил себе жилище, а жил в пещере. Шло время, и человек научился многому. Теперь мы живем в каменных или деревянных домах, еду покупаем в магазине, а все равно нашим настоящим домом остается природа.
Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Л. Дайнеко:
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
— Природа – волшебная царица, все мы живём в её царстве. У неё столько много дел и забот! А давайте сегодня поможем нашей природе? Смотрите, у меня есть карта, где изображено всё царство природы: лес, небо, горы, луга, моря и океаны.
— Посмотрите, сначала из детского сада мы попадаем куда? (в лес).
Следующая зона нашего внимания – горы, далее мы попадаем в зону «моря и океаны», четвертая и последняя зона — луга.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в лес, что вы слышите? (запись звуки леса)
Дети: шум деревьев, пение птиц, жужжание, стрекотание кузнечика.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, может ли человек прожить на Земле один? Безптиц, животных.
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно же, нет.
— Природа имеет важное значение в жизни каждого человека.
И мы, люди, должны любить и беречь свой огромный дом-Природу. Человек
живёт в природе. А как вы думаете, всегда ли человек бережёт природу?
Ответы детей
Воспитатель: Кажется, в лесу что- то происходит.
Сценка «Как зверюшки лес спасли»
Лесная фея: Лесные зверюшки, скорее сюда!
Звери: Что случилось?
Лесная фея: Случилась беда!
В лес пришел мальчишка,
Злой разбойник Гришка!
Он деревья обижает,
Птичьи гнезда разрушает!
Звери: Надо Гришку испугать,
С Гришкой в «Эхо» поиграть!
Нужно проучить мальчишку,
Злого хулигана Гришку.
Фея: слышу: Он идет сюда!
Прячьтесь, звери. Кто куда! (выходит Гришка, напевая песню)
Гришка: Я люблю в лесу гулять,
Всех пугать и все ломать!
Я цветы срываю,
Гнезда разрушаю!
Вот я смелый какой!
Звери (вторят, словно эхо): Ой-ой-ой!!!
Гришка: Кто там прячется в кустах?
Звери: Тах! Тах! Тах!
Гришка: На меня наводит страх…
Звери: Ах – ах – ах!
Гришка: Мне не страшно! Я не трус!
Звери: Трус! Трус! Трус!
Гришка: И тебя я не боюсь.
Звери: Юсь – юсь – юсь.
Гришка: Ой- ей – ей!
Ай –яй – яй!
Мама, мама, выручай!
Я больше не буду
Цветочки срывать
Я больше не буду
Лес обижать! (убегает)
Звери: Ура!
Вопросы: Правильно ли поступил Гриша?
— А вы знаете правила поведения в лесу?
( показываю картинки, дети называют правила поведения в лесу)
Воспитатель: Посмотрим на карту, куда нам отправляться теперь (Дети переходят в зону «Горы»).
Д/и «Живая и неживая природа».
— Ребята, на какие два вида делится природа?
Дети: на живую и неживую.
На столе лежат картинки с изображение живой и неживой природой. Мы сейчас с вами найдём изображения живой природы и отложим их вправо, и слева у нас будут изображения неживой природы. (дети выполняют задание, рассказывают, что относится к живой, а что к неживой природе).
Воспитатель: Какие же вы молодцы! Вот мы и добрались до гор. Ребята, посмотрите, на карте есть маленькие чёрные точки. Этими точками отмечают вулканы. Как вы думаете, что такое вулканы?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята сейчас я расскажу вам одну легенду о вулкане.
“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высокой горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.
Воспитатель: Интересная легенда? (Да)Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Посмотрите внимательно, какой формы вулкан, на что он похож?
Дети: Похож на пирамиду, конус.
Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?
Дети: На большую яму, воронку.
Воспитатель: Верно. Как называется эта часть вулкана?
Дети: Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.
Воспитатель: Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевое жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
Посмотрите на эту гору. На ней тоже есть вулкан и кратер и сейчас я попробую запустить этот вулкан.
Воспитатель: Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость – лимонная кислота. Добавляем лимонную кислоту, посмотрите, что происходит? Дети внимательно следят за происходящим, делятся впечатлениями.
Как много мы уже успели увидеть и сделать, давайте сейчас немного отдохнём!
Динамическая пауза
Природу надо охранять: («рисуют» руками круг)
Зверей и птиц не обижать, (грозят пальцем)
Цветы напрасно не срывать, (приседают)
В лесу костры не разжигать. (топают ногами)
С природой будем дружно жить. (берут друг друга за руки)
Живое на Земле любить. (прижимают руку к груди)
Вот Земля, наш общий дом. («рисуют» руками круг)
Много есть соседей в нём.
И пушистые козлята, (показывают рожки)
И весёлые котята, (прыжки)
И извилистые речки, (изобразить сложенными ладонями речку)
И кудрявые овечки. (крутят кудряшки)
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты. (показывают на себя и детей)
В этом славном доме нужно (руки друг другу на плечи)
Жить со всеми очень дружно.
— Ну вот мы и отдохнули!
Далее воспитатель предлагает пройти в зону «моря и океаны» (на карте изображены моря и океаны, реки )
— Что же случилось здесь? (вода в море загрязнена).
-Правильно. К сожалению, человек часто загрязняет реки, озёра, моря и океаны. Но нам нужна чистая вода, правда? Скажите, а кому вообще на земле нужна вода? (ответы детей). Всё живое на земле погибнет, если не будет воды, вот почему так важно содержать её в чистоте.
Ребята, а вы знаете, что запасы пресной воды, пригодной для питья, в мире уменьшаются. А знаете, почему это происходит?
Ответы детей.
Воспитатель: Послушайте историю об одном роднике. Родник –это водный источник, бьющий, текущий из глубины земли.
Жил – был веселый родник. Вода в нем была чистая, прозрачная, а на вкус вкусная и полезная. В солнечный день в маленьком роднике солнечные лучи ловили солнечных зайчиков, в нем журчала вода, как звонкая песня. Место, где бил родник, было очень красивым. К нему приходили люди, чтобы напиться воды, отдохнуть, а уходя, оставляли мусор. Со временем родник становился узким и грязным. Уже нельзя было увидеть тот родник, что был раньше с чистой и прозрачной водой.
Воспитатель: Как вы думаете, люди правильно поступили?
Дети: Нет!
Воспитатель: Ребята, поможем роднику снова быть прежним?
Дети: Да!
Воспитатель: Наша задача привести родник в хорошее состояние, возвратить его к жизни? Что для этого надо сделать?
Дети: Очистить родник от мусора, поставить ограждение.
Воспитатель: Молодцы! А еще мы можем попробовать очистить воду с помощью самодельного фильтра.
Опыт «Фильтрация воды»
Воспитатель: Давайте мы оставим около нашего родника запрещающий знак, чтобы все знали, что загрязнять воду в водоемах нельзя.
Доброе дело мы сделали, инам пора идти дальшедальше!
Воспитатель: Что же дальше изображено на карте? (поля и луга) (дети переходят в зону «луга»)
Аппликация «Цветущий луг»
-На лугах всегда очень красиво! Там растёт много чудесных полевых цветов. (дети замечают, что на лугу совсем нет цветов). Надо украсить луг цветами! Вот здесь есть много разных цветов, но разве все они растут на лугу? (дети берут только полевые цветы, а декоративные оставляют, затем наклеивают их на луг).
— Чтобы нам красиво и аккуратно наклеить, что надо делать? (наносить клей на клеёнке, использовать салфетку). Какой красивый луг у нас получился!
Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться в детский сад. — Мы сегодня очень много помогли природе и можем заслуженно считаться её почётными помощниками!
Игра имитация «Возвращаемся домой»
Закрой глаза и сделай шаг
Затем в ладоши хлопни так.
И вот мы в садике своем
Счастливо, весело живем.
Воспитатель. Понравилось вам наше путешествие? Что больше всего запомнилось вам сегодня? (ответы детей)
Давайте же стараться жить так, чтобы наш общий дом – природа оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы. А люди радовались жизни. Я приготовила для вас экологические знаки, в свободное время вы их раскрасите, и будете использовать для игры.
Так будем беречь нашу Зеленую планету
Ведь другой на свете нету.
Корнилова Екатерина Николаевна,
воспитатель
ГККП «Детский сад» № 3 «Ертөстік»
при акимате города Кокшетау,
Акмолинская область