Образовательная область: Коммуникация.
Раздел: Развитие речи.
Цель:Формирование умения рассказывать наизусть стихотворение И.З.Сурикова «Первый снег»
Задачи:Познакомить с творчеством русского поэта И. З. Сурикова.
Помочь детям заучить наизусть стихотворение с помощью схем-рисунков, эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. Расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима»
Развивать у детей речевую активность, поэтический слух, память, внимание, мышление.
Воспитывать у детей любовь к родной природе.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстрации по теме «Времена года. Зима», чтение и заучивание стихотворений о зиме, зимняя прогулка на участке детского сада.
Билингвальный компонент: Зима-қыз-winter, желтоқсан-декабрь-december, қар-снег-snow,
Аққар-белый снег, ұлпақар-пушистый снег, алғашқы қар-первый снег-tnefistsnow.
Оборудование и материалы: портрет И. З. Сурикова, слайды с записью музыки П. И. Чайковского «Времена года. Зима. Декабрь», схема к тексту стихотворения, запись музыки Ф. Шопена «Первый снег», снежинки на палочках, оборудование к дыхательному упражнению «Вьюга» на каждого ребёнка, макет «Лес», снежинки, вата.
Ход занятия:
I. Мотивационно-побудительный.
Воспитатель: Посмотрите, как много пришло к нам гостей! Давайте, поздороваемся с ними и подарим свои очаровательные улыбки.
Дети здороваются и улыбаются.
Воспитатель проводит утренний круг.
Здравствуй, солнышко родное,
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем
И ладошки и сердца.
Пусть тепло всем в мире будет
улыбаются пусть люди.
Мы друг другу улыбнемся
Ты и я!
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришла гостья. А кто она угадайте,
послушайте внимательно загадку:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белобока, белолица.
Как махнула рукавом-
Всё покрыла серебром.
Царица какого времени года к нам пришла на занятие?
(Царица-Зима) (Демонстрирует изображение зимы) Зима-қыз-winter
-Ребята, а кто догадался, что это за тройка белых скакунов? (это зимние месяца).
Воспитатель: Назовите зимние месяца.
Дети: Три месяца зимы.-Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: А сейчас, какой месяц зимы?
Дети: Декабрь.
Желтоқсан-Декабрь-December
Воспитатель: Правильно, молодцы!
- II. Организационно-поисковый
Царица зима пришда не с пустыми руками. Она приготовила для вас новое стихотворение, которое она зашифровала в схему. А чтобы нам собрать все части этой схемы, она вам предлагает с ней поиграть. Вы согласны? (Да)
- Игра «Снежок»
Цель: закрепить знания детей о признаках зимы.
Зима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы её приметы? У меня в руках «снежок», вы будите передавать его по кругу и отвечать на мои вопросы.
-Какая у нас зима? (снежная, холодная, морозная).
-Что бывает зимой?(снегопад, метель, вьюга, река замёрзла, деревья стоят голые, люди одели теплую одежду).
-Что можно сказать о снеге, какой он? (белый, пушистый, мягкий, серебристый).
Қар-снег- snow
аққар – белый снег
ұлпақар – пушистый снег,
Ребята вы хорошо рассказали о зиме и она нам дарит первую часть к стихотворению.
- Упражнение для коррекции зрения «Снежинка».
-Ребята, а теперь мы поиграем со снежинками: мы снежинки увидали, со снежинками поиграли.
Возьмите снежинку. Вытяните руку вперед перед собой, сфокусируйте на ней взгляд. Вы готовы?
Мы снежинки увидали
Со снежинками играли.
Снежинки вправо полетели,
Глазки вправо посмотрели (Отводят снежинку вправо, прослеживают движение взглядом).
Снежинки влево полетели,
Глазки влево посмотрели. (Отводят снежинку влево, прослеживают движение взглядом).
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал (Поднимают снежинки вверх и опускают их вниз).
Глазки смотрят вверх и вниз,
Вверх и вниз.
Все. На землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.)
Глазки закрываем (Закрывают ладошками глаза)
Глазки отдыхают.
Ребята вы хорошо поиграли со снежинками, царица-зима нам дарит следующий пазл.
- Демонстрирует макет «Лес»
—Ребята, зима нам приготовила сюрприз.- Что это, как вы думаете?
Дети: лес.
Воспитатель: А наш лес похож на зимний лес? Почему?
Дети: Зимой земля покрыта снегом. Деревья стоят в белоснежных нарядах.
Воспитатель предлагает украсить лес и деревья, превратить его в зимний лес. Для этого мы возьмём снежинки и вату. Ребята, вата какая?
Дети: белая, мягкая, пушистая. Она похожа на снег.
Воспитатель с помощью детей украшает землю ватой.
А деревья мы украсим снежинками. Но снежинки у меня непростые, а волшебные. В них спрятались зимние слова. Нам нужно с вами назвать эти слова ласково. Кто правильно назовёт слово, берёт снежинку и украшает ею дерево. Вы готовы?
(Дети встают вокруг снежинки, которую держит воспитатель, говорят слова и крепят на снежинку).
Зима — зимушка,
Снег-снежок,
мороз – морозец,
лёд – ледок,
холод – холодок,
снежинка – снежиночка,
метель – метелица,
санки – саночки,
снеговик – снеговичок,
валенки – валеночки.
Рукавицы-рукавички.
Ветер-ветерок
Гора-горка
Молодцы теперь у нас получился настоящий зимний лес. Царица-зима нам дарит следующую часть стихотворения.
- Дыхательное упражнение «Вьюга».
Послушайте загадку и отгадайте, какое природное явление бывает зимой:
-Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Угадали? Это (Вьюга).
Ребята, а вы хотите устроить вьюгу? Каждый возьмите стаканчик с маленькими крупинками-снежинками. Снег там волшебный и не тает.
Встаньте прямо, левой рукой поднесите стаканчик ко рту, а правой держите соломинку. Делаем глубокий вдох, а потом медленно и долго дуем в трубочку, не надувая щек. Вот так.
Молодцы. Царица-зима нам дарит последнюю часть стихотворения.
- Работа с художественным произведением.
Вот мы собрали все части, пора нам познакомиться с новым стихотворением, которое называется «Первый снег».
Алғашқы қар – первый снег
thefirstsnow-первый снег
1.Педагог знакомит детей с творчеством И.З.Сурикова.
-Ребята, а вы знаете, что не только композиторы и художники восхваляли своим искусством красоту зимней природы. Много поэтов посвящали ей свои стихи. Один из них Иван Захарович Суриков. Он родился 6 апреля 1841года в деревне Новосёлова Ярославской губерни. Их семья жила очень бедно, поэтому Иван Захарович Суриков самостоятельно учился читать и писать. Всё своё детство он провёл в деревне. Очень любил зимой кататься с горы на санках, лепить снеговиков. Об этом времени у него сохранились самые яркие и светлые воспоминания. Когда он вырос, написал об этом стихотворение «Первый снег». Послушайте его внимательно.
- Читает стихотворение И.З. Сурикова «Первый снег», используя музыку И.П.Чайковского «Времена года. Зима. Декабрь». (Без установки на запоминание).
- Беседа по содержанию стихотворения:
-Понравилось вам стихотворение?
-О каком времени года пишет поэт? (о зиме)
-Какими словами поэт описывает первый снег? (белый снег, пушистый)
-Что снег делает? (в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится)
-Что произошло на утро с полем?
-Чем его укрыл снег? (с пеленою)
Словарная работа: пелена — Устар. Это похоже на покрывало. Сплошной покров, закрывающий что-либо.
-Чем тёмный лес принакрылся? (темный лес, что шапкой принакрылся чудной)
-Ребята, как вы понимаете выражение «шапкой чудной»? прелестной, великолепной, очаровательной. Поэт восхищается этой шапкой.
-Что сделал тёмный лес под этой шапкой? (заснул под нею)
-Как заснул? (крепко, непробудно)
-Как вы понимаете слово непробудно?(глубокий и продолжительный сон).
-Какими стали дни? (Стали дни короче)
-Как светит солнце зимой? (солнце светит мало)
-Какое время года настало? (зима настала)
-Ребята, как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение?
6.Физкультминутка.
— Дети, все в кружок вставайте,
Игру скорее начинайте.
(Дети встают в кружок).
«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
Гостью-зиму любим мы,
Любим мы, любим мы.
- Повторно читает стихотворение с установкой на запоминание.
Воспитатель: -А теперь, ребята, мы попробуем выучить это стихотворение. У нас сегодня будет помощница-схема, на которой нарисованы картинки-подсказки. Послушайте ещё раз внимательно стихотворение, я его расскажу с помощью схемы.
Глазки рассматривают картинки, а ушки запоминают слова. (Дети слушают повторное чтение воспитателя)
- Рассказывание (2-3раза) стихотворения детьми совместно с воспитателем.
—Ребята, а теперь вы будите мне помогать рассказывать это стихотворение. Я начну, а вы продолжите. Готовы?
-Ребята, а теперь вы сами будите рассказывать, а я вам буду помогать.
-Ребята, а кто хочет сам рассказать стихотворение?
(По желанию дети рассказывают выразительно стихотворение 1-2 ребёнка)
- Билингвальный компонент.
Давайте мы повторим новые слова, которые мы разучивали лес- орман, вьюга- жел, первый снег-алғашқықар- thefirstsnow, белый снег-ақ қар пушистый снег- ұлпақар.
III.Рефлексивно-коррегирующий.–Ребята, как называется стихотворение, которое мы с вами разучивали. Кто автор стихотворения «Первый снег»? Вам понравилось играть с царицей-зимой? А в какие игры вам больше всего понравилось играть? (дети делятся впечатлениями) –Ребята нам пора сегодня с неё прощаться, но мы её обязательно ждём ещё в гости, ведь зима только началась и у неё для нас ещё очень много подарков и сюрпризов. А на прощание мы тоже её сделаем подарок. Давайте мы превратимся в «снежинок» и потанцуем. Вы согласны? (Звучит музыка, дети танцуют) Молодцы, нам пока превращаться в детей. Давайте мы попрощаемся с нашими гостями.
Ожидаемый результат:
Воспроизводят: автора стихотворения, его название, содержание; знакомые слова на казахском и английском языках.
Понимают: об изменениях в природе в зимний период времени.
Применяют: полными предложениями отвечают на вопросы по содержанию текста; делятся впечатлениями от нового произведения. Умеют заучивать стихотворение с помощью опорной схемы и выразительно его читать; употребляют в речи поэтические сравнения.
Корастелева Елена Ивановна,
воспитатель 2-ой младшей «Б» группы
ГККП «Ясли-сада № 85»
города Павлодара.