Home » Открытый урок » Земля – наш общий дом

Земля – наш общий дом

 

Цель: Раскрыть некоторые экологические проблемы, происходящие на нашей планете, в нашей стране, дать знание экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле.

 Задачи:

Образовательная – обобщение знаний учащихся об экологических проблемах, умение объяснять причины нарушения.

 Развивающая – развитие мышления и познавательной активности.

 Воспитательная —  воспитание бережного отношения к природе и любви к Родине.

Оборудование: презентация по теме, видеосюжет «Экология Земли»

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы занятия. Постановка целей и задач.
  3. Беседа о загрязнении окружающей среды.
  4. Просмотр видеосюжета «Земля наш дом»
  5. Игра «Если я приду в лесок».
  6. Беседа об уничтожении животного и растительного мира.
  7. Обобщение.
  8. Итог занятия. Рефлексия.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы занятия. Постановка целей и задач.

— Если вы отгадаете загадку и тогда, я думаю, поймете, о чем мы будем сегодня говорить.

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Но знают все: и млад, и стар,

Что она – огромный шар. (Земля)

— Итак, тема нашего занятия «Земля — наш общий дом!».

Сегодня мы будем говорить о природе нашей планеты Земля, о том, как защитить всё живое на Земле.

  1. Беседа о загрязнении окружающей среды.

— Я речь свою веду о том,

Что вся Земля — наш общий дом,

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нем живем.

Земля не спит, и каждый день

Глядит в глаза своих детей.

— Как вы думаете, почему планета Земля является нашим общим домом? (Земля – дом для людей и животных, так как мы на ней живём.)

— Ребята, какой вы себе представляете нашу планету, чем она богата? (Земля богата своей природой: лесами, лугами, морями, реками…)

— А красива ли природа нашей планеты? Чем? (ответы детей). Планета Земля, на которой мы живем, огромна и прекрасна! Всегда приятно послушать пение птиц весной, на заре увидеть лучи солнца, зимой наблюдать, как падают первые снежинки…

-Можно ли сказать, что человек и природа едины? (Доказательства детей).

Вывод: Человек является частью всего окружающего мира. И природа стала нашим домом, а мы стали хозяевами в нём.

— Наверное, нет такого человека, которого совершенно не волновала судьба окружающей природы. Экологический кризис, угрожающий нашей планете, заставляет задуматься над этой проблемой.

— Какие вы можете назвать экологические проблемы? (ответы детей)

  • загрязнение рек, озер;
  • вырубка лесов;
  • загрязнение воздуха;
  • накопление мусора;
  • отравление почвы;
  • нехватка питьевой воды;
  • исчезновение некоторых видов растений и животных с лица Земли.

-Мы долго жили представлениями о том, что природа вечна, бесконечна, неисчерпаема, щедра и всегда будет осыпать бесплатными подарками человека. Однако порой и взрослые, и дети бездумно ведут себя по отношению к ней.

К сожалению, не все хотят беречь планету Земля.

— Ежегодно от загрязнения окружающей среды погибает 8000 человек.

-За год один житель Планеты выбрасывает одну тысячу килограммов мусора. Тем самым он загрязняет воздух и грунтовые воды.

-80% всех заболеваний передаётся через употребление загрязнённой воды – от этого умирает 25 миллионов человек.

— Предполагают, что 8 миллионов человек до 2040 года погибнет от смога, который висит над нашей планетой.

— Человек и до моря добрался. Вот до самого горизонта море покрыто черными кусками мазута величиной с горошину и даже с картофелину. Погибают обитатели океана. Но люди не обращают внимания на красоту.

— В жарких странах исчезают замечательные леса. Это одно из чудес природы. Здесь живут больше половины животных, растений и грибов, которые есть на Земле. Люди уничтожают леса ради древесины, чтобы проложить дорогу, распахать поле.

Каждый день под пилой умирает 5 миллионов деревьев.

— Люди на Земле бывают разные – добрые и злые, внимательные и невнимательные, заботливые и равнодушные, эгоистичные и щедрые. То, что люди сделали с природой- это ужасно! Что мы есть без природы? Без воздуха? Без воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев? И всё это дарит людям природа. Все, что от нас нужно, только бережно, по- доброму относиться к ней.

  1. Просмотр видеосюжета «Экология Земли»
  2. Игра «Если я приду в лесок».

— Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она хрупка и ранима. Часто, гуляя в лесу, загорая на пляже, мы оставляем после себя не потушенный костёр, бросаем мусор, шумим и совсем не задумываемся над тем, что мы пришли в гости к природе, а в гостях нужно вести себя культурно.

Сейчас мы проверим, знаете ли вы правила поведения в лесу.  

Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим да», если плохо, то все вместе говорим «нет»!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду, (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

  1. Беседа об уничтожении животного и растительного мира.

-Несколько лет назад решили уничтожить волков, чтобы они не трогали домашний скот.

— Волков уничтожили, и в 15 раз возросло количество больных диких животных. Волков тоже нельзя уничтожать, ведь они — санитары леса!

— Однажды в Китае решили уничтожить воробьев за то, что они клевали зерно на полях. Воробьев погубили, появились тля, насекомые и уничтожили поля.

— На одном острове решили уничтожить комаров. Применили ядохимикаты.

Комары погибли, нечего стало есть другим животным.

 В природе все важны! Все взаимосвязано.

— Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы? (ответы детей)

Правильно — это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Красный цвет — сигнал тревоги, запрета, понятный людям всего мира. Представителей природы, занесенных в эту книгу охранять нужно особенно бережно. Ведь все эти обитатели приносят большую пользу людям.

Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год один килограмм зерна, то, значит, одна сова спасет в год тонну хлеба!

У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых — вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.

— Ласточка за лето ловит от полумиллиона до миллиона всяких комаров, мошек, тлей.

— Жабы уничтожают не только вредных насекомых, но и слизней, а это опаснейшие враги полей и огородов.

Летучие мыши очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров.

— Если бы человек всегда охранял, то, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим – ведь люди уничтожили их.

Но беречь надо не только редкие, исчезающие виды. В охране нуждаются все животные, птицы, насекомые, а также и растения, которые встречаются на Земле.

— Посмотрите, сколько здесь цветов. А вы их, ребята, знаете?

Угадайте, какой это цветок.

Загадки:

1.Колосится в поле рожь.                                       

  Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.

 (Василек)

2.Синенький звонок висит,                                                                                                              

   Никогда он не звенит.                                                                   

 (Колокольчик)

  1. Цветочек этот голубой
    Напоминает нам с тобой О небе — чистом-чистом,
    И солнышке лучистом. (
    Незабудка)

4.Весной от снега очищаются                                                                                                                  

   И хвоя, и валежник.                                                                                                                       

 И первым появляется                                                                                                                             

    В проталине … (Подснежник)

  1. 5. Из луковки вырос,

 Но в пищу негож.

 На яркий стаканчик

Цветок тот похож. (Тюльпан)

6. На листочках там и тут

 Фиолетовый салют.

Это в теплый майский день Распускается … (Сирень)

7. На лугу и в поле

Мы его встречаем,

 Лепесточки белые

 Мы на нём считаем,

 Сердцевинка желтая

 У цветка того,

 Будто крошка солнышка

 Забралась в него. (Ромашка)

8.Я шариком пушистым

 Белею в поле чистом,

 А дунул ветерок –

Остался стебелек.(Одуванчик)

  1. Обобщение.

— Природа для человека имеет большое значение, ведь это наш общий дом и только сами люди могут исправить свои ошибки. Что можем сделать мы, чтобы не разрушить свой дом, сберечь природу? (ответы детей)

  1. Не лови диких животных и не уноси их домой.
  2. Не ломай ветки деревьев и кустарников.
  3. Не рви в природе цветков.
  4. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
  5. Не убивай лягушек и жаб.
  6. Не разоряй птичьи гнезда.
  7. Не сори, увидел мусор – собери.
  8. Итог занятия. Рефлексия.

— Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не разоряйте гнезда, не сорите.

— Как изменилось ваше отношение к природе после этого урока? Что вы решили для себя?

В.В. Акзамова,

А.Е. Бузауова,

воспитатели,

Жамбылская областная

специальная коррекционная

школа-интернат «Мейірім»

для глухих и слабослышащих детей,

город Тараз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*