Цель: Раскрыть некоторые экологические проблемы, происходящие на нашей планете, в нашей стране, дать знание экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле.
Задачи:
Образовательная – обобщение знаний учащихся об экологических проблемах, умение объяснять причины нарушения.
Развивающая – развитие мышления и познавательной активности.
Воспитательная — воспитание бережного отношения к природе и любви к Родине.
Оборудование: презентация по теме, видеосюжет «Экология Земли»
План занятия:
- Организационный момент.
- Сообщение темы занятия. Постановка целей и задач.
- Беседа о загрязнении окружающей среды.
- Просмотр видеосюжета «Земля наш дом»
- Игра «Если я приду в лесок».
- Беседа об уничтожении животного и растительного мира.
- Обобщение.
- Итог занятия. Рефлексия.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Сообщение темы занятия. Постановка целей и задач.
— Если вы отгадаете загадку и тогда, я думаю, поймете, о чем мы будем сегодня говорить.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Но знают все: и млад, и стар,
Что она – огромный шар. (Земля)
— Итак, тема нашего занятия «Земля — наш общий дом!».
Сегодня мы будем говорить о природе нашей планеты Земля, о том, как защитить всё живое на Земле.
- Беседа о загрязнении окружающей среды.
— Я речь свою веду о том,
Что вся Земля — наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом,
Мы все с рожденья в нем живем.
Земля не спит, и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
— Как вы думаете, почему планета Земля является нашим общим домом? (Земля – дом для людей и животных, так как мы на ней живём.)
— Ребята, какой вы себе представляете нашу планету, чем она богата? (Земля богата своей природой: лесами, лугами, морями, реками…)
— А красива ли природа нашей планеты? Чем? (ответы детей). Планета Земля, на которой мы живем, огромна и прекрасна! Всегда приятно послушать пение птиц весной, на заре увидеть лучи солнца, зимой наблюдать, как падают первые снежинки…
-Можно ли сказать, что человек и природа едины? (Доказательства детей).
Вывод: Человек является частью всего окружающего мира. И природа стала нашим домом, а мы стали хозяевами в нём.
— Наверное, нет такого человека, которого совершенно не волновала судьба окружающей природы. Экологический кризис, угрожающий нашей планете, заставляет задуматься над этой проблемой.
— Какие вы можете назвать экологические проблемы? (ответы детей)
- загрязнение рек, озер;
- вырубка лесов;
- загрязнение воздуха;
- накопление мусора;
- отравление почвы;
- нехватка питьевой воды;
- исчезновение некоторых видов растений и животных с лица Земли.
-Мы долго жили представлениями о том, что природа вечна, бесконечна, неисчерпаема, щедра и всегда будет осыпать бесплатными подарками человека. Однако порой и взрослые, и дети бездумно ведут себя по отношению к ней.
К сожалению, не все хотят беречь планету Земля.
— Ежегодно от загрязнения окружающей среды погибает 8000 человек.
-За год один житель Планеты выбрасывает одну тысячу килограммов мусора. Тем самым он загрязняет воздух и грунтовые воды.
-80% всех заболеваний передаётся через употребление загрязнённой воды – от этого умирает 25 миллионов человек.
— Предполагают, что 8 миллионов человек до 2040 года погибнет от смога, который висит над нашей планетой.
— Человек и до моря добрался. Вот до самого горизонта море покрыто черными кусками мазута величиной с горошину и даже с картофелину. Погибают обитатели океана. Но люди не обращают внимания на красоту.
— В жарких странах исчезают замечательные леса. Это одно из чудес природы. Здесь живут больше половины животных, растений и грибов, которые есть на Земле. Люди уничтожают леса ради древесины, чтобы проложить дорогу, распахать поле.
Каждый день под пилой умирает 5 миллионов деревьев.
— Люди на Земле бывают разные – добрые и злые, внимательные и невнимательные, заботливые и равнодушные, эгоистичные и щедрые. То, что люди сделали с природой- это ужасно! Что мы есть без природы? Без воздуха? Без воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев? И всё это дарит людям природа. Все, что от нас нужно, только бережно, по- доброму относиться к ней.
- Просмотр видеосюжета «Экология Земли»
- Игра «Если я приду в лесок».
— Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она хрупка и ранима. Часто, гуляя в лесу, загорая на пляже, мы оставляем после себя не потушенный костёр, бросаем мусор, шумим и совсем не задумываемся над тем, что мы пришли в гости к природе, а в гостях нужно вести себя культурно.
Сейчас мы проверим, знаете ли вы правила поведения в лесу.
Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим да», если плохо, то все вместе говорим «нет»!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду, (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
- Беседа об уничтожении животного и растительного мира.
-Несколько лет назад решили уничтожить волков, чтобы они не трогали домашний скот.
— Волков уничтожили, и в 15 раз возросло количество больных диких животных. Волков тоже нельзя уничтожать, ведь они — санитары леса!
— Однажды в Китае решили уничтожить воробьев за то, что они клевали зерно на полях. Воробьев погубили, появились тля, насекомые и уничтожили поля.
— На одном острове решили уничтожить комаров. Применили ядохимикаты.
Комары погибли, нечего стало есть другим животным.
В природе все важны! Все взаимосвязано.
— Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы? (ответы детей)
Правильно — это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Красный цвет — сигнал тревоги, запрета, понятный людям всего мира. Представителей природы, занесенных в эту книгу охранять нужно особенно бережно. Ведь все эти обитатели приносят большую пользу людям.
— Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год один килограмм зерна, то, значит, одна сова спасет в год тонну хлеба!
— У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых — вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.
— Ласточка за лето ловит от полумиллиона до миллиона всяких комаров, мошек, тлей.
— Жабы уничтожают не только вредных насекомых, но и слизней, а это опаснейшие враги полей и огородов.
— Летучие мыши очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров.
— Если бы человек всегда охранял, то, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим – ведь люди уничтожили их.
Но беречь надо не только редкие, исчезающие виды. В охране нуждаются все животные, птицы, насекомые, а также и растения, которые встречаются на Земле.
— Посмотрите, сколько здесь цветов. А вы их, ребята, знаете?
Угадайте, какой это цветок.
Загадки:
1.Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
2.Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик)
- Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе — чистом-чистом,
И солнышке лучистом.
(Незабудка)
4.Весной от снега очищаются
И хвоя, и валежник.
И первым появляется
В проталине … (Подснежник)
- Из луковки вырос
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож. (Тюльпан)
- На листочках там и тут
Фиолетовый салют.
Это в теплый майский день
Распускается … (Сирень)
- На лугу и в поле
Мы его встречаем,
Лепесточки белые
Мы на нём считаем,
Сердцевинка желтая
У цветка того,
Будто крошка солнышка
Забралась в него. (Ромашка)
- Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелек. (Одуванчик)
- Обобщение.
— Природа для человека имеет большое значение, ведь это наш общий дом и только сами люди могут исправить свои ошибки. Что можем сделать мы, чтобы не разрушить свой дом, сберечь природу? (ответы детей)
- Не лови диких животных и не уноси их домой.
- Не ломай ветки деревьев и кустарников.
- Не рви в природе цветков.
- Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
- Не убивай лягушек и жаб.
- Не разоряй птичьи гнезда.
- Не сори, увидел мусор – собери.
- Итог занятия. Рефлексия.
— Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не разоряйте гнезда, не сорите.
— Как изменилось ваше отношение к природе после этого урока? Что вы решили для себя?
А.Е. Бузауова
воспитатель,
Жамбылская областная
специальная коррекционная
школа-интернат «Мейірім»
для глухих и слабослышащих детей,
город Тараз