Цели:
— развитие учебно-информационных и учебно-логических умений;
— формирование коммуникативной и оргдеятельностной компетенций.
Задачи:
— отработать умения находить в предложениях однородные члены; составлять предложения с однородными членами, соединёнными союзами И, А, НО и без союзов;
— способствовать обучению школьников умению отвечать на вопросы; умению анализировать; выделять сходство и различие, группировать, классифицировать, обосновывать логику доказательства; развивать речь и мышление;
— формировать нравственные, эстетические качества личности школьника.
Методы: словесный: объяснение; наглядный: изобразительная наглядность, демонстрация слайдов; практический: частично – поисковый, исследовательский; методы стимулирования интересов к учению.
Ход урока:
- Организационный момент.
Прозвенел уже звонок – время начинать урок!
Сегодня у нас с вами, ребята, будет не совсем обычный урок. Я предлагаю вам отправиться в путешествие на этом замечательном паровозике. Откройте тетради, запишите дату нашего путешествия. Сегодня……19 апреля стартуем мы из класса. Запишем: классная работа.
А отправимся мы с вами в страну Русского языка:
Много прекрасного в этой стране:
Можно запутаться и заблудиться,
Даже мурашки бегут по спине,
Если представишь, что может случиться.
Вот будет пропасть – и нужен прыжок.
Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело.
Да-да! Так-то, дружок, в этом-то все дело!
2.Минута чистописания. Мы вместе с нашим паровозиком отправимся на станцию «Чистописайкино». Помните, что писать надо чисто, аккуратно, красиво!
Что за буква составляет узор? Что вы знаете о ней? (это буква И, а еще это союз. При помощи союза И соединяются однородные члены предложения
- Мотивация учебной деятельности
Народная мудрость гласит: «Нет хуже удела, чем быть не у дела«.
Пословица записана на доске.
– Как вы понимаете эту пословицу? Чем же плох этот удел – быть без дела?
Поэтому немедленно примемся за работу!
Вперед! В дорогу! Нас ждет станция «Словарная».
- Словарная работа
Мудрый Словарь приготовил для вас слова: хозяин, красивый, деревня, планета, крокодил, колодец, страница, концерт. Но он схитрил, спрятал за цветами безударные гласные. Вставьте буквы, докажите словарю, что вы грамотные ребята. (КОММЕНТИРОВАНИЕ ПРИ ПРОВЕРКЕ)
Ребята, а какое слово здесь лишнее? (красивый — прилагательное, все остальные слова – существительные)
- Физкультминутка для зрения (на стенде)
Прилетели бабочки.
Сели на указку,
Попытайтесь вслед за ними пробежаться глазками.
Вот ситуация!!! Я совсем забыла, к нам в гости пришёл… Петух.
Звучит запись голоса петуха, на доске – изображение петуха.
Петушок зовет нас в путь, на станцию Повторяйкино.
- Повторение изученного по теме.
Игра «Да или нет»
1.Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос.
2.Однородные члены относятся к разным словам в предложении.
3.Однородными могут быть только главные члены предложения.
4.Однородные члены связываются только при помощи интонации.
5.Однородные члены предложения на письме всегда отделяются запятой.
Составление синквейна «Петух» по вопросам
Петух
Пестрый, голосистый.
Поет, кукарекает, клюёт.
Горластый петух кукарекает утром.
Птица
Используя данные слова, составьте предложение по схеме.
На доске
Дети составляют предложение и записывают его в тетрадях.
Горластый петух поет утром и вечером.
Что вы можете сказать об этом предложении?
Простое, повествовательное, невосклицательное, с однородными членами предложения.
Выделите грамматическую основу предложения.
Что интересного увидели в предложении?
Однородные члены, соединенные союзом и.
Какие члены предложения называются однородными?
Отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову.
Почему между ними не стоит запятая?
Между ними стоит союз и.
Как называется союз и?
Соединительный.
Сообщение темы и цели урока
А сегодня на уроке мы узнаем о тех союзах, которые не соединяют, а разделяют однородные члены предложения. Поэтому вместе с Петушком отправимся на станцию «Познавайкино»
- Объяснение нового материала
На доске появляются перепутанные части пословиц:
Легко друзей найти, но трудно сохранить.
Сам погибай, а товарища выручай.
– Петушок рассыпал пословицы, а нам они нужны для дальнейшей работы. Попробуйте восстановить предложения.
Дети составляют пословицы, объясняют их значение, записывают в тетрадь.
– Есть ли в первой пословице однородные члены предложения?
Какие?
Найти, сохранить
Каким союзом здесь соединены однородные члены предложения?
Союзом но.
Этот союз называется противительным. Он противопоставляет слова, перед ним ставится запятая. Есть ли однородные члены во второй пословице?
Погибай, выручай.
Каким союзом они соединены?
У. Прочитайте на с. 103 правило. Что нового вы узнали?
Между однородными членами предложений могут стоять противительные союзы а, но и да (в значении но), перед ними ставим запятую.
Физкультминутка
- Алгоритм работы с предложением
Давайте составим алгоритм работы с предложениями, в которых есть однородные члены.
Предложение
Есть ли в предложении однородные члены
Да Нет
Они соединены с помощью союзов
Да Нет
Посмотреть какие
и а, но
не ставим запятую, ставим запятую
- Первичное закрепление
Работа в парах. Задание: начертите схемы, расставьте знаки препинания.
Отгадывание загадок. Упр.161.
Из упр. 163 составьте по одному предложению к каждой схеме.
- Методика быстрой проверки. А теперь я и Петушок хотим проверить, запомнили вы, когда ставятся запятые в предложениях с однородными членами. Возьмите в руки листочки, подпишите. Прозвучит 10 предложений. Внимательно слушайте предложения. Если в предложении нужна запятая, поставьте «+», если запятая не нужна – «–».
- Столицей нашей Родины является город Минск. 2.В городе Минске много не только красивых улиц, но и проспектов. 3. Трамваи, автобусы, троллейбусы доставляют людей на работу. 4.Прекрасна и разнообразна природа нашей страны. 5. В лесах Беларуси растут сосны, ели, берёзы. 6.Летом леса радуют обилием земляники, черники, брусники. 7.Луга пестреют от ромашек и васильков. 8.В шахтах Солигорска добывают не уголь, а калийные соли. 9. Жители Беларуси не только любят свою страну, но и гордятся её современными достижениями. 10. При взлете вертолет не разгоняется по земле, а сразу поднимается вверх.
Ответы детей.
1 –, 2 +, 3 +, 4 –, 5 +, 6 +, 7 –, 8 +, 9 +, 10 +.
Поднимите руки, кто получил «10» и «9».
Молодцы.
Но время урока подходит к концу и нам пора домой, наш Петушок прощается с вами.
Нас ждет станция «Классная».
- Итог урока.
Слова есть в русской речи,
Не очень-то внешне похожие,
Но, полномочия на них
Поровну возложены.
И подчеркнуть в строке их нужно одинаково,
И между ними правильно
Должны расставить знаки мы.
Шагают вереницею они за словом главным,
Оно ими командует и за собой их тянет.
Наверное, вы поняли,
Слова те благородные
Их называют в языке,
Конечно,… однородными.
Народная мудрость гласит: «Нет хуже удела, чем быть не у дела». Вы согласны с этим?
Дети высказывают свои мысли.
– Нашим уроком мы еще раз подтвердили эту пословицу. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Познакомились с противительными союзами а, но, да.
Узнали, что перед ними ставится запятая.
- Рефлексия.
— А мне хотелось бы знать, понравилось ли вам наше путешествие. Если да, и вы согласны путешествовать вместе с паровозиком и дальше по стране Русского языка, поднимите зелёный светофорчик, а если у вас в пути случились неудачи, новое вам не понятно, было в путешествии не интересно, поднимите, пожалуйста, красные светофорчики.
- Домашнее задание
У. Выполнить упр. 164, выучить правило на с. 103.
Раева Оксана Хакимовна,
учитель русского языка и начальных классов,
Косшынская СШ №2,
Акмолинская область,
Целиноградский район,
аул Косшы.
Отличный урок.