Иван Сергеевич Тургенев. Личность и судьба писателя
урок русской литературы, 9 класс
Цель: Дать обзор жизненного и творческого пути писателя,
ХОД УРОКА.
- Вводно-мотивационный этап. Психологический настрой
- Актуализация прежних знаний. Проверка д. з. Наизусть отрывок из «Мёртвых душ», тест
- К числу немногих творцов, кому жизнь «далась, открыла свои родники» принадлежал
И.С. Тургенев, о котором не6изменно и справедливо говорят как об удивительно возвышенном и гармоничном художнике, проникновенном лирике в русской прозе 19 века. За долгие годы о Тургеневе сложилось представление как о писателе «светлом, без излома». Однако он был человеком с глубоко драматическим мироощущением. В воспоминаниях друзей и современников Тургенев предстает довольно противоречивой личностью-грустным, потому что боялся быть счастливым, общительным и в то же время замкнутым; у него зачастую слово расходилось с делом, он имел некоторую долю тщеславия. И он же поражал своим сочувствием к людским бедам, неотталкиванием.
Самым дорогим детским воспоминанием писателя был Спасский сад, уже тогда старый и великий. Этот сад уже тогда много значил для Тургенева. ОН укрывал его от жестоких домашних порядков, дарил покой и тепло, недостающих в родном доме, в одиночестве становился добрым другом.
С садом в родовом имении Спасском-Лутовинове в сознание будущего писателя вошло глубокое чувство природы и больше — чувство Родины. Даже приближаясь к конечной черте, Тургенев вспомнит о нем и попросит в письме к другу Я.Полонскому поклониться саду, а с ним и Родине…
- Деление на группы. Выступления учащихся. Темы выступлений:
1.Детство. Страница первая — «Мать». Трудное детство и юность матери Варвары Петровны Лутовиновой, постоянное ощущение зависимости и в то же время незаурядный ум и большие способности. Сильная воля, гордость, стремление к независимости в атмосфере отсутствия любви превращались в желание властвовать, распоряжаться судьбами людей. Женщина с тяжелым, деспотичным, капризным характером была одаренной и по-своему обаятельной. По отношению к троим сыновьям — заботливая и нежная, но это не мешало ей тиранить их и наказывать по любому поводу. Черты матери узнаваемы в барыне из рассказа «Муму», Глафире Петровне из романа «Дворянское гнездо», властной бабушке из повести «Пунин и Бабурин». Дневник матери, обнаруженный после смерти, потряс Тургенева. Всю ночь не мог заснуть, думал о ее жизни: «Какая женщина!.. Да простит ей Бог все! Но какая жизнь!»
Страница вторая — «Несколько слов о любви». Может быть, именно от матери сформировались противоречия Тургенева в отношении к женщине: поклонение «прекрасной половине человечества» и непреодолимое неприятие семьи, брака, стабильного «мещанского счастья». Этим объясняется странная любовь к Полине Виардо (Мишель Фернанд Паулина Гарсиа). Красота голоса 22-летней певицы в роли Розины из «Севильского цирюльника» Дж. Россини покорила Тургенева. В письме к ней читаем: «Ах, мои чувства к Вам слишком велики и могучи. Я не могу больше жить вдали от Вас, я должен чувствовать Вашу близость, наслаждаться ею; — день, когда мне не светили Ваши глаза, — день потерянный!» Ее обликом навеяно стихотворение в прозе «Стой!», которое может быть прочитано на уроке.
Страница третья — «Отец». Первая встреча с истинной любовью у Тургенева безответная. Ему предпочли другого. «Другим» оказался отец будущего писателя Сергей Николаевич. Сын не возненавидел отца, а в повести «Первая любовь» изобразил его «трепетно и влюбленно». (В лекцию можно включить краткое сообщение ученика о проблематике и поэтике повести «Первая любовь» с обобщением ранее изученного.)
Страница четвертая — «Впечатления детства». Любимое Спасское. Старый усадебный сад, где секретарь матери Федор Иванович Лобанов учил его грамоте, громадный барский особняк в 40 комнат, огромнейшая библиотека и мальчик, рано задумывающийся о жизни, остро чувствующий боль и глубоко понимающий красоту. (Здесь возможен показ видеоматериалов о Спасском-Лутовинове или заочная экскурсия по усадьбе Тургеневых.)
Страница пятая — «Первое произведение». Литературную деятельность Тургенев начинает как поэт. 1843 г. — создана поэма «Параша». Здесь все тургеневское, это заявка на свой стиль, первые наброски образа «тургеневской девушки». (Можно прочитать вслух несколько отрывков из поэмы или стихов о любви, посвященных Татьяне Бакуниной.)
Страница шестая — «Записки охотника». 1852 г. — Тургенев пишет некролог на смерть Гоголя и печатает «Записки охотника» (рассказы отдельно печатались в «Современнике» с 1841 по 1851 г.). За эти публикации и «нарушение цензурных правил» «по высочайшему повелению» Тургенев был арестован и выслан в Спасское-Лутовиново до ноября 1853 г. «Обвинительный акт крепостничеству» — так назвал Герцен «Записки охотника». Рассказы разноплановы. Это повествование о величии и красоте русского народа, о его положении под гнетом крепостничества, о пагубном влиянии крепостного права на человека, о прекрасной русской природе. Загадочным сфинксом видит Тургенев русского мужика. «Да, то ты, Карп, Сидор, Семен, ярославский, рязанский мужичок, соотчич мой, русская косточка! Давно попал ты в сфинксы?» — спрашивает он в стихотворении в прозе «Сфинкс». (Следует обобщить информацию о рассказах из «Записок охотника», изученных в основной школе и прочитанных самостоятельно, например, «Бежин луг», «Бирюк», «Хорь и Калиныч», «Певцы», «Живые мощи» и др., вспомнить особенности их содержания и формы. Возможно и сообщение заранее подготовленного учащегося о сборнике «Записки охотника», его содержании, структуре, проблематике и поэтике.)
Страница седьмая — «Либералы». Большая дружба связывала Тургенева с «Современником», он тяжело переживал разрыв с ним. (О причинах разногласий с редколлегией журнала, романе «Накануне», статье Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» расскажет учитель или прозвучит сообщение учащегося.) Следует подчеркнуть, что Тургенев — либерал 1840-х гг. В 1860-е гг. это был уже другой либерализм. «Это слово „либерал“ в последнее время несказанно опошлилось, и не без причины… Кто им, подумаешь, не прикрывался! Но в наше, в мое молодое время… слово „либерал“ означало протест против всего темного и притеснительного, означало уважение к науке и образованию, любовь к поэзии и художеству и, наконец, — пуще всего означало любовь к народу».
Страница восьмая — «Последние годы». В 1880-е гг., умирая на чужбине от тяжелой болезни, томясь по Родине, Тургенев писал Я. Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу — родине поклонитесь, которой я уже, вероятно, никогда не увижу». Скончался Тургенев 22 августа 1883 г., покоится в русской земле на Волковом кладбище в Петербурге. Его поэтическим завещанием, обобщившим философские размышления о жизни, стали «Стихотворения в прозе». (Следует вспомнить изученные ранее «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» и прочитать некоторые стихотворения в прозе о вечных проблемах бытия: любви, смерти, творчестве, отношении к Родине, например «Деревня», «Старуха», «Путь к любви», «Воробей», «Мы еще повоюем!», «Роза» и др. (по выбору учителя).)
Итог урока. Сложность жизни И. С. Тургенева нашла отражение в его творчестве, где герои, как правило, несчастны, их характеры противоречивы, сильны и красивы. Писатель стремился показать нравственных людей. Об этом писал в некрологе М. Е. Салтыков-Щедрин: «Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов… он является прямым продолжателем Пушкина и других соперников в русской литературе не знает. Так что, ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал „добрые чувства“, то же самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев. Это были не какие-нибудь условные „добрые чувства“… но те простые, всем доступные общечеловеческие „добрые чувства“, в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты».
2 Годы учебы. 3. Начало литературной деятельности. 4. Расцвет творчества.
- Учитель. Тургенев и Белинский. 1842-1852.
Тургенев познакомился с Белинским в конце 1842 года в С.-Петербурге. Около пяти лет длилась их дружба, и только смерть великого критика в 1848 году оборвала ее. Великий критик поддержал литературные начинания молодого писателя. Тургенев вспоминал: «Он так благосклонно отозвался обо мне, так горячо хвалил меня, что, помнится, я чувствовал больше смущения, чем радости». С тех пор Тургенев стал частым гостем в небольшой петербургской квартире критика, где встречались единомышленники. Друзья Белинского стали друзьями Тургенева. Он сблизился с Некрасовым, Гончаровым, Григоровичем и другими писателями.
В 1847 году Тургенев уехал за границу. Готовился к поездке на воды и больной Белинский. Он отправлялся за границу в первый и последний раз в жизни. Они не только встретились, но Тургенев для Белинского стал нянькой (слово Белинского). Вспоминая потом о своих встречах с Белинским Тургенев отмечал, что его друг очень скучал за границей, его очень тянуло в Россию. В конце сентября Белинский выехал на родину, не оставив надежды на выздоровление: у него была злейшая чахотка.
Тургенев не забывал о Белинском. Когда в 1861 году был закрыт «Современник», он писал: «Мое старое литературное сердце дрогнуло, когда я прочел о запрещении «Современника. Вспомнилось его основание, Белинский и многое…»
ТУРГЕНЕВ И ПОЛИНА ВИАРДО.
1843 год остался навсегда памятным Тургеневу. Осенью в Петербург приехала итальянская опера, в которой выступала 22-летняя певица Полина Виардо-Гарсия. Почти ребенком начала она свою карьеру, с огромным успехом выступала в городах Европы. Несмотря на свою молодость, она успела завоевать признание святил музыкального мира. Поэты посвящали ей стихи, все восторженно говорили о ее бархатном голосе. Тургенев тоже был покорен ее талантом, не пропускал спектаклей. Вскоре ему представился случай отправиться на охоту с мужем Виардо, затем он познакомился с певицей. На всю жизнь полюбил ее. И с юношеских лет до последних дней жизни Тургенев остался верен этому чувству, многое принеся ему в жертву.
- Работа по составлению синквейна.
Рекомендация-памятка.
Синквейн — это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия.
Синквейн состоит из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное), во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза, обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке — синоним, обозначающий или расширяющий смысл темы (одно слово).
- Закрепление. Учащиеся в парах пишут синквейн.
Создание синквейна:
Тургенев
Возвышенный, гармоничный
Думает, создает, сочиняет
«Все волновало нежный ум»
Классик
5.Рефлексия
- Домашнее задание. Прочитать повесть «Вешние воды»
Федорович Светлана Вольдемаровна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
КГУ «Вишнёвская средняя школа»
Тайыншинского района СКО,
стаж работы – 30 лет
- Домашнее задание. Прочитать повесть «Вешние воды»