Home » Детский сад » Игра, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Игра, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста

 

 

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности

 

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Современная жизнь требует от будущего ученика ориентации в постоянно изменяющемся окружающем мире.

Этому достойно может послужить игровая деятельность — важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом.

Игра – это ведущая потребность, определяющая развитие ребенка. Игра обладает наибольшими возможностями по сравнению с другими видами деятельности для психического и физического развития детей.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (В. А. Сухомлинский)

Игра является средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления.

Но любая игра, используемая в рамках образовательного и воспитательного процесса, требует дополнительных педагогических усилий, определенного педагогического мастерства.

Развитие познавательной активности дошкольников будет проходить более эффективно при использовании педагогически обусловленных приемов и методов, включающих игры на развитие логического мышления, памяти, восприятия, воображения, развития мелкой моторики рук.

Прежде всего, следует разобрать термин «активность», а после уже обратиться к выяснению сущности понятия «познавательная активность», а так же изучить особенности её развития у детей старшего дошкольного возраста.

Активность ребенка, стимулируемая взрослым – характеризуется тем, что взрослый организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, как необходимо делать. В процессе такой действительности ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок, без мучительных поисков и драм.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть это понятие «активность» с позиции разных авторов.

Таким образом, по нашему мнению, под познавательной активностью дошкольников следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.

Доказано, что дети дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применить и соответствующий метод обучения.

При использовании важного методического приема педагог в каждом конкретном случае должен решить, с какого сравнения начинать — со сравнения по сходству или по контрасту. Как доказывают психологи, сравнение по контрасту дается детям легче, чем сравнение по подобию. Ребенок быстро находит ответ на вопросы«Чем отличается слон от волка?», но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство. Освоенный детьми прием сравнения помогает им выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, необходимо умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки, — все это способствует осознанному усвоению материала и интересу к нему.

Начинать следует с простых заданий: «Разложи картинки на две группы — в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую — врачу».

Усложнение заданий идет по линии увеличения количества объектов для группировки и по линии усложнения основания для классификации. Например, дошкольникам предлагаются разные предметы или их изображения на картинках: зимняя шапка, панама, зубная щетка, мяч, лыжи, карандаши. Задание: отбери предметы, которые нужны будут девочке зимой, мальчику — летом. Объясни решение. А теперь из этих же предметов выбери те, которые нужны для игры, для того, чтобы быть здоровым, чтобы рассказать о себе.

Нелишне положительно оценить сам факт постановки вопроса или его удачную формулировку.

Основной формой развития дошкольников является игра, ибо это естественное состояние детей.

Игра является средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

с игрушками и предметами;

настольно-печатные;

словесные.

Нерешительность, неуверенность в себе преодолевается в игре. В игре надо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника.

Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников и развивает необходимые компоненты для успешного обучения:

— интеллектуальный (развитие умственных способностей детей);

— мотивационный (желание узнавать новое);

— практический (применять полученные знания и умения в жизни).

Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

— игра – это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста;

— в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;

— игра способствует вовлечению каждого в активную работу;

— игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было;

— в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение “я тоже могу”;

— игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком.

Правила работы с играми:

Педагогу следует стать человеком, с которым интересно играть.

Дать детям почувствовать преимущества коллективной жизни.

Игры следует вводить в образовательный процесс постепенно (сроки освоения одной игры — 2-4 недели) и разумно (систематическое приучение детей к исполнению правил и инструкций вообще).

Познакомиться со структурой описания игр:

подробное описание цели;

перечень задач, ориентированных на социальное развитие дошкольников;

описание материалов и оборудования, необходимых для проведения игры;

советы по организации игрового пространства;

изложение правил и хода игры;

задачи, которые должен держать в зоне своего внимания педагог;

примеры учебных заданий;

примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.

Планируя игровую деятельность с ребенком, пользуйтесь правилами:

Игра должна приносить радость и взрослому и ребенку. Каждый успех малыша – обоюдное достижение. Радость вдохновляет ребенка на будущие успехи.

Не заставляйте детей играть до пресыщения. Игра длится до тех пор, пока она приятна всем. Нельзя делать обидных замечаний.

Дайте возможность ребенку думать и делать все самому, и даже отыскивать ошибки. Выполняя все более трудные задания, ребенок развивает свои способности.

Чтобы ощутить трудность задач, прежде чем задавать их детям, попробуйте выполнить сами.

Начинайте игру с посильных задач. Успех вначале – обязательное условие рождения интереса.

Ребенок не интересуется игрой, если у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или … отбили охоту играть. Поэтому больше хвалите, поддерживайте его во время игры.

Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание — функция не только интеллекта человека. Познание — функция его личности. Оно невозможно без таких качеств, как активность и самостоятельность, уверенность в себе, в своих способностях и силах. От того, как будет организована образовательная деятельность дошкольника, зависит насколько проявится и разовьется у него интерес к познанию окружающего мира, к людям, стремление узнавать и учиться новому.

Благодаря играм, каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Он развивает память, мышление, воображение, восприятие, мелкую моторику.

Особая роль игры в обучающем процессе определяется тем, что она должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

 

Мухамедьярова Асия Толеуситовна,

 воспитатель в старшей группе «Жұлдыз»

№ 69 детский сад «Еркем -ай»

 

2 комментария

  1. Полезная статья!?Спасибо!???

  2. Полезная статья.Спасибо?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*