Home » Учебно-методические материалы » ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

В условиях, возникших перед республикой задач в контексте растущей глобальной конкуренции, по словам Н.А. Назарбаева, ключевым конкурентным преимуществом Казахстана должен стать высококвалифицированный человеческий капитал, а также постоянное внедрение инноваций [1]. Образование сегодня должно быть ориентировано на развитие у каждого учащегося навыков самостоятельного мышления и познания. Использование инновационных технологий при обучении курсов химии требует от преподавателя четких целей и задач обучения, четкий отбор педагогических средств, правило их использования и гарантия на достижение результата. В последнее десятилетие активно внедряются инновационные методики, прогрессивные технологии. Но можно использовать, и проверенные формы и методы работы, привнося в них элемент творчества, нестандартности, что не в меньшей степени способствует развитию думающих молодых людей, способных творчески, нестандартно подходить к решению проблем, принимать самостоятельные решения.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Надо искать эффективные методы обучения, чтобы на уроках ученик работал активно и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Важную роль здесь можно отвести дидактическим играм. Игра — творчество, игра — труд. В процессе игры вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям [2, с.16].

Игра имеет большое значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Она учит самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора.

Игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения. Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить обучающихся осознать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни. Формировать цели и программы собственной, как правило глубоко скрытой в обычной обстановке самостоятельно деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты [2, с.19].

Можно выделить четыре организационные формы игровой деятельности: индивидуальную, парную, одиночную, коллективную, массовую.

По типу: познавательные, ролевые, деловые, комплексные. По форме проведения: игры — аукционы, защиты, путешествия по станциям, пресс — конференции, игры — исследования [3, с.69].

В последнее время большая роль отводится электронно-тестовым и компьютерным играм в обучении. Тестирование становится повсеместной формой проверки знаний. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество определяется конкретными обстоятельствами и задачами[4, с.98]. Игра — активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой — либо игре. Мы все знаем, что ребята, впервые пришедшие в кабинет химии, в большинстве своем проявляют повышенный интерес к этому предмету, связанный с проведением опытов и экспериментов на уроках, но к сожалению, этот интерес у многих пропадает уже к третьей, четвертой четверти 8-го класса, из-за сложности предмета. Значит, необходимо приложить все усилия к тому, чтобы у детей не только не пропал интерес к предмету, активизировать их познавательную деятельность. Поиск методов и форм обучения, способствующих воспитанию творческой личности, привел к появлению некоторых специфических способов обучения, одним из которых являются игровые методы.

Для обучающихся 8-9 классов можно использовать конкурсы, турниры, классные часы со сказочными сценариями, то есть простые игры: «крестики — нолики», «третий — лишний», «найди ошибку». С обучающимися среднего возраста уже нужно проводить такие мероприятия, как тематические химические вечера, уроки-соревнования, комбинированные уроки. Ученики старших классов интересуются более серьезными мероприятиями, требующими собственного умозаключения; конференции; деловые игры; КВН; химические суды; аукционы знаний. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что роль обучающих игровых методов в образовании чрезвычайно важна. Химия — сложная наука и в целом процесс усвоения знаний для обучающегося является нелегким и напряженным трудом, постоянно требующим внимания хорошо развитой памяти, напряженных усилий, максимальной интеллектуальной работы. Обучающийся познает мир и развивается в специально созданных для этого игровых условиях. То есть обучение служит не только усвоению знаний, но и способствует повышенной эффективности обучения.

Урок — игра «Химическая эстафета» по карбоновым кислотам.

Класс разбивается на 2 команды, в каждой команде ребята разных способностей, команды должны быть равны по силам. Также присутствуют болельщики команд, ведущий и жюри. В зале задания прикреплены к стенам для каждой команды, количество которых зависит от темы. Вместо эстафетной палки у игроков должны быть маркеры, с помощью которых они выполняют предложенные задания.

Примерные задания:

1тур – «Блиц-вопросы». Ведущий зачитывает вопросы по теме, участники должны быстро отвечать, за каждый правильный ответ получают по жетону.

2тур – «Найди соответствие». Задания по номенклатуре и изомерии прикреплены к стенке, участники должны дойти до задания гусиными шагами, перекрутив обруч по середине зала.

3тур – «Реакция в шариках». В шариках находятся химические реакции с недостающими элементами, участники должны достать задание из шарика, надувая до тех пор, пока он не лопнет. Записывают реакцию полностью на листках А3.

Жюри проверяют каждое задание, в течение всего урока и подсчитывают баллы.

4тур – «Пазл». Текст о физических свойствах разрезается на кусочки и эти кусочки ставятся под гирями, участники должны добежать с баскетбольными мячами до гирь и доставать по одному (каждый член команды) кусочки пазла и собрать текст в исходное состояние (в одно целое).

5тур – «Своя игра». Команды выстраиваются в две шеренги напротив друг друга на расстоянии двух метров. Первый игрок из первой команды пасует мяч своему сопернику из второй команды, задавая вопрос о применении и получении карбоновых кислот. Если тот ответил правильно, то он пасует мяч второму игроку первой команды, также задавая свой вопрос и так далее. За каждый правильный ответ игроки получают жетоны. Если игрок отвечает неверно, то он отжимается (приседает, подтягивается) 10 раз.

Побеждает команда набравшая большее количество жетонов.

Урок — викторина «Счастливый случай»

Место урока в учебном плане: Урок — викторину можно провести на обобщающем уроке по теме: «Кислородосодержащие органические соединения».

Оборудование: Лото с бочонками, плакат «Счастливый случай»

Подготовительный этап: Класс делится на 2 команды (девушки и юноши). Каждая команда получает задание: придумать название команды, выбрать капитана, подготовить эмблему и вопросы команде — противнику.

Гейм 1 «Дальше, дальше…»

За две минуты каждой команде задаются вопросы, оцениваются правильные ответы.

Например: 1. Простейший альдегид. (муравьиный)

2.Трехатомный спирт. (глицерин)

3.Тип гибридизации углеродного атома карбонильной группы в альдегидах (sp2)

  1. Сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот (жиры)
  2. Функциональная группа альдегидов (карбонильная группа)

Гейм 2 «Домашнее лото»

Капитаны по очереди вытаскивают из мешка бочонки с номерами. В мешке 10 бочонков со значками «Счастливый случай» — задания на построение моделей молекул. Команды отвечают на вопросы по номерам:

1.Вычислите молекулярную массу этилового спирта?

2.Постройте модель молекулы уксусного альдегида. (счастливый случай)

3.Составьте уравнение реакции окисления пропионового альдегида аммиачным раствором оксида серебра.

4.Как называются соли щавелевой кислоты?

  1. Постройте модель молекулы изопропилового спирта (счастливый случай)

Гейм 3 «Ты — мне, я — тебе»

Команды задают по 5 вопросов друг — другу (вопросы подготовлены заранее)

Гейм 4 «Гонка за лидером»

Ведущий задает вопросы команде в течение определенного времени. Сначала ответы дает проигрывающая команда. За отведенное время команды стремятся дать как больше правильных ответов.

Вопросы для 1 команды:

  1. Жидкость с резким запахом зеленой листвы, получаются из ацетилена по реакции Кучерова. Ответ: уксусный альдегид ,-1балл
  2. Запах гвоздики обусловлен этим веществом. Оно не реагирует с аммиачным раствором оксида серебра, а при каталитическом гидрировании образуется гептанол -2. Ответ: гептанон -2, -2балла

Вопросы для 2 команды:

  1. Эта кислота содержится в выделениях муравьев, соке крапивы. Ответ: муравьиная кислота, -1 балл
  2. Эта кислота входит в виде эфира с глицерином в состав сливочного масла. В промышленности получают окислением бутилового спирта. Ответ: масляная кислота, -2 балла

Подведение итогов. Подсчет баллов.

Исходя, из педагогического опыта установлено, что учащиеся любят играть на уроке, но не всегда выполняют правила, так как часто пытаются помочь друг другу. Если игра новая, то ее нужно проверить. На протяжении всего процесса игры на уроке, внимательно следить за тем, чтобы не возникла конфликтная ситуация между обучающимися, не испортились взаимоотношения в классе. Считается, что игра помогает обучающимся развиваться в личностном плане, это и умение сотрудничать со сверстниками, умение выслушивать и принять мнение других.

Использование игры позволяет повысить активность познавательной деятельности обучающихся и их уровень усвоения химии.

 

Список использованной литературы

 

  1. Назарбаев Н. А. Идея, воплощенная в реальность. Лекция для профессорско-преподавательского состава ЕНУ им. Л. Гумилева / Вести Сары Арки. -2006.
  2. Азаров Ю.Л. Игра и труд. М.: Просвещение, 1973. – стр.16-19.
  3. Зоммер К., Вюнш К. — Химия. Справочник студента. — М.: Дрофа, 2009. – 69 с.
  4. Чуб Е. Б. // Инновации в образовании. -2009. – 98 с.

 

Бектурганова Карлыгаш Кемельхановна

старший преподаватель кафедры

«ИТиМПЕ(Н)Д» «АО «НЦПК Өрлеу»

институт повышения квалификации

педагогических работников

по Жамбылской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*