Литературный вечер для учащихся 5-8 классов
Цели: привить интерес и любовь к литературе активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся; воспитывать чувство коллективизма; развивать эстетическое восприятие окружающей действительности.
Оформление: компьютер, шары, стенд, проектор, мультимедийная презентация «Имя знакомое с детства»
Ход мероприятия
( На экране заставка – портрет А.С.Пушкина) слайд № 1
Звучит стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
слайды № 2, 3,4
Слово учителя: Александр Сергеевич Пушкин… Такое знакомое и родное имя. «Имя знакомое с детства», — так назвали мы сегодняшний литературный вечер, посвященный великому русскому поэту, человеку, личности. Самым величайшим поэтом в России был и остается А.С. Пушкин. Редко встретишь в наше время человека, который не был бы знаком с его творчеством. У каждого из нас – свой Пушкин. И это прекрасно! Уже с самого раннего детства мы начинаем знакомиться с произведениями А.С. Пушкина. Давайте вслушаемся в голоса наших учеников, которым удалось по-своему прочитать и объяснить поэтический мир Пушкина.
1 ученик Я начал день свой Пушкинским стихом
Свернувшим мне с развернутых страницы
И до сих пор он в памяти струится
Как отраженье клена над прудом.
2 ученик Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твой образ благородный
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь возлюбленный народ.
Все прекрасно в творчестве Пушкина: его стихи, его герои, его идеи. Нельзя читать Пушкина и оставаться равнодушным.
Слайд 5,6
Посмотрите: за окном – осень. А осень была самым плодотворным периодом в творчестве поэта. Ни одно время года не вызывало у поэта такого очарования, как осень. В одноименном стихотворении он посвятил ей чудесные строки. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. Пушкин же само увядание природы изображает как могучее проявление жизни. Он нашел и изобразил подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе.
Учитель: И сейчас мы с вами в этом убедимся. Отрывки из стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованье»читает ученик 7 класса Бактыгереев Куралбек.
(под музыку П.И. Чайковского «Времена года» ученики читают отрывки из стихотворения)
Слайд 7,8
Но и о зиме Пушкин написал много прекрасных стихов. Ведь зима — это волшебница, это проказница, это матушка – так ласково называл ее Пушкин.
Т. Манира: «Зимний вечер»
К. Мирас: «Зимняя дорога»
слайды № 9, 10
Родители поэта Сергей Львович и Надежда Осиповна были не богатыми, но интеллигентными людьми. Они очень любили литературу. Поэтому у них в доме была большая, богатая библиотека. Маленький Саша часто засиживался там. А отец не запрещал ему брать и читать самые взрослые, самые сложные книги. А читать и писать, говорить прекрасным русским языком его научила его любимая няня Яковлева Арина Родионовна.
Сагын Гулзат: «Няне»
Слайды 11,12,13
Даурен Гумаров: «Я вас любил…»
Рахима Жумаш: «Письмо Татьяны к Онегину» отрывок
Айдос Картамбай: «Предчувствие»
Алишер Куанышев: «Туча»
Слайды: 14,15
Ныгмет Нуржан: «Узник»
Амангалиев Нурдаулет: «Дар напрасный, дар случайный»
Сагын Сатыбалды: «Кавказ»
Слайд 16
Сейпек Акбота «Поэту»
Бактыгали Акбота: «… Отдельные надежды
Тревожат сердце иногда…» (Евгений Онегин)
Слайд 17,18
Год 1837 стал роковым для России. В начале 1836 года поэт получил по почте анонимное письмо, в котором оскорблялась честь его и Надежды Николаевны. Состоялась дуэль на Черной речке. Поэт был смертельно ранен. Он умер 10 февраля в 2 часа 45 минут пополудни. Когда в 1837 году узнав о роковой дуэли, смертельном ранении, а затем и кончине Пушкина Лермонтов написал скорбное письмо «Погиб поэт».
Прошло более полутора столетий, но и сегодня трагедия, разыгравшаяся на Черной речке, вызывает боль в наших сердцах. И не хочется верить, что поэт ушел из жизни таким молодым.
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде… и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Вот и закончилось наше размышление над стихами наших учеников о Пушкине, но никогда «не зарастет народная тропа» к его поэзии. Его стихи будут волновать наше воображение, формировать стремление к высоким помыслам, воспитывать любовь к народу и к истории.
Ждуанова Асия: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
Бакшолпан Каиыржановна Кадрханова,
учитель русского языка и литературы
ГКУ «СОШ имени Г.Махамбетова»,
Акжаикский район, ЗКО