Цель:
обобщить и систематизировать знания детей о части речи – имени существительном.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания учащихся об имени существительном, повторить грамматические признаки данной части речи; совершенствовать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, определять их род, число и склонение, изменять по падежам; закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных.
Развивающие: развивать речь, память, мышление, внимание; способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса; прививать навыки самоконтроля, навыки каллиграфического письма;
Ход урока.
- Организационный момент.(Слайд 2)
— Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости – педагоги нашей школы. Поприветствуем гостей улыбкой. Садитесь, пожалуйста.
— С каким настроением вы пришли на урок? Покажите на карточках.
(Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми человечками).
— Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока.
(Хотелось бы, чтобы ваше настроение изменилось в течение урока в лучшую сторону).
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать,
Думать и запоминать?
— Если вы готовы, начинаем урок.
- Постановка темы и целей урока.(Слайд 3)
— Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих уроках. Отгадайте загадку и назовите тему урока:
Всё что существует, оно обозначает,
на вопросы кто? и что? верно отвечает
А чтоб не обижался весь честной народ
оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склонения есть
Падежей различных сразу целых шесть (имя существительное)
Сегодня мы с вами закрепим знания по теме «Имя существительное». Цель нашего урока — выявить знатоков темы «Имя существительное». Работать будем дружно, сплоченно. Помогать друг другу.
Обобщим всё, что узнали об имени существительном, о его постоянных и непостоянных признаках.
На какие признаки существительного вы обратили внимание в загадке?
(число, род, падеж, склонение, вопросы,)
- Минутка чистописания.(Слайд 4)
Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число. Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы.
– И сейчас с хорошим настроением и с радостным чувством мы переходим к минутке красивого письма.
Ве Ву Вл Во Вб Вг
Всякая дорога вдвоем веселей.
- Словарная работа.(Слайд5)
- Синоним к слову холод (мороз).
- Тонкий снежный слой на деревьях (иней).
- Сильный ветер со снегом (метель).
- Верхняя одежда из меха (шуба).
- Без нее нельзя обойтись в игре на льду (шайба).
- Самое холодное время года (зима).
Самопроверка. Проверьте, как вы написали данные слова. (слайд 5)
– Как называются слова, в которые вы вставляли буквы? (Словарные слова)
– Какой частью речи являются? (Эти слова имена существительные)
- Актуализация опорных знаний.
— Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным?
(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что? и обозначает предмет.)
— Только ли предмет может обозначать имя существительное?
(Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).
— Почему у имени существительного два вопроса?
(Одушевленные существительные отвечают на вопрос Кто? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос Что?)
— А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?
(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.
— Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.
— Как пишутся собственные и нарицательные существительные?
(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).
— Что вы знаете о роде имён существительных?
(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода).
— Как изменяются имена существительные?
— Посмотрите на экран и скажите, что вы знаете об этом грамматическом признаке имён существительных?
(Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов. Например: журнал – журналы).
Калдыбалина Г. М.,
учитель русского языка и литературы
КГУ ОШ 109 Жетысуского района
города Алматы