Home » Гуманитарный цикл » Имя существительное

Имя существительное

Цель:

обобщить и систематизировать знания детей о части речи – имени существительном.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания учащихся об имени существительном, повторить грамматические признаки данной части речи; совершенствовать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, определять их род, число и склонение, изменять по падежам; закреплять умения и навыки учащихся в определении грамматических признаков имен существительных.

Развивающие: развивать речь, память, мышление, внимание; способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению словарного запаса; прививать навыки самоконтроля, навыки каллиграфического письма;

Ход урока.

  1. Организационный момент.(Слайд 2)

— Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости – педагоги нашей школы. Поприветствуем гостей улыбкой. Садитесь, пожалуйста.

— С каким настроением вы пришли на урок? Покажите на карточках.

(Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми человечками).

— Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока.

(Хотелось бы, чтобы ваше настроение изменилось в течение урока в лучшую сторону).

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать,

Думать и запоминать?

— Если вы готовы, начинаем урок.

  1. Постановка темы и целей урока.(Слайд 3)

— Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих уроках. Отгадайте загадку и назовите тему урока:

Всё что существует, оно обозначает,

на вопросы кто? и что? верно отвечает

А чтоб не обижался весь честной народ

оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склонения есть

Падежей различных сразу целых шесть (имя существительное)

Сегодня мы с вами закрепим знания по теме «Имя существительное». Цель нашего урока — выявить знатоков темы «Имя существительное». Работать будем дружно, сплоченно. Помогать друг другу.

Обобщим всё, что узнали об имени существительном, о его постоянных и непостоянных признаках.

На какие признаки существительного вы обратили внимание в загадке?

(число, род, падеж, склонение, вопросы,)

  1. Минутка чистописания.(Слайд 4)

Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число. Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы.

– И сейчас с хорошим настроением и с радостным чувством мы переходим к минутке красивого письма.

Ве  Ву  Вл  Во  Вб  Вг

Всякая дорога вдвоем веселей.

  1. Словарная работа.(Слайд5)
  2. Синоним к слову холод (мороз).
  3. Тонкий снежный слой  на деревьях (иней).
  4. Сильный ветер со снегом (метель).
  5. Верхняя одежда из меха (шуба).
  6. Без нее нельзя обойтись в игре на льду (шайба).
  7. Самое холодное время года (зима).

Самопроверка. Проверьте, как вы написали данные слова. (слайд 5)

– Как называются слова,  в которые вы  вставляли буквы? (Словарные слова)

– Какой частью речи являются? (Эти слова имена существительные)

  1. Актуализация опорных знаний.

— Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным?

(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы  Кто? Что? и обозначает предмет.)

— Только ли предмет может обозначать имя существительное?

(Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).

— Почему у имени существительного два вопроса?

(Одушевленные существительные отвечают на вопрос Кто? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос Что?)

— А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?

(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.

— Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.

— Как пишутся собственные и нарицательные существительные?

(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).

— Что вы знаете о роде имён существительных?

(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода).

— Как изменяются имена существительные?

— Посмотрите на экран и скажите, что вы знаете об этом грамматическом признаке имён существительных?

(Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов. Например: журнал – журналы).

 Калдыбалина Г. М.,

 учитель русского языка и литературы

КГУ ОШ 109 Жетысуского района

города Алматы

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*