Вступительное слово учителя.
Цифры окружают нас повсюду. Мы с ними встречаемся на каждом шагу. Они делают нашу жизнь интереснее. Согласитесь, что мы часто задаем себе вопросы, на которые легко могут ответить цифры. Например: Какое сегодня число? Сколько учеников в группе? Во сколько начинается урок? Во сколько заканчивается ваш урок? Во сколько заканчивается вторая пара? Сколько девочек в группе? Сколько мальчиков в группе?
Цель и задачи.
Цель урока: развитие грамотного употребления числительных в устной и письменной речи.
Задачи урока:
Образовательная:
-совершенствовать умения отличать числительных от других частей речи, связанных с понятием числа:
— формировать умения различать порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении:
-научить правильно склонять порядковые числительные.
Развивающая:
— развивать логическое мышление, делать общие выводы;
-научить применять полученные знания в работе с лингвистическими текстами.
Воспитательная:
-развивать культуру общения.
Оборудование:
— Доска, учебник, мультимедийный проектор, экран, компьютер, таблица «Порядковые числительные» , компьютерная презентация.
Задачи урока:
Усвоить отличие порядковых числительных от количественных
Знать особенности склонения порядковых числительных
Уметь правильно писать порядковые числительные, обозначающие название праздников, событий.
Деление группы на две команды:
Вопросы по пройденным темам
Что изучает морфология?
На какие группы делятся части речи?
Назовите самостоятельные части речи?
Назовите служебные части речи?
Что такое имя прилагательное?
Что такое склонение?
Какие части речи склоняются?
На каком месте стоит имя числительное?
Имя числительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете и отвечает на вопросы сколько? который? какой?
Общее грамматическое значение числительного — число, количество предметов и порядок их при счете.
В числительных 5-20-30 мягкий знак (ь) пишется в конце числительного, в числительных 50-80 и 500-900 в середине.
В русском языке есть количественные, порядковые и собирательные числительные.
По строению числительные могут быть:
Простые, сложные, и составные
Числительные
Простые числит. Сложные числит. Составные числит.
Состоит из одного состоит из 2-х состоит из двух и боле
Слова 2-3-100 корней 50-200 слов 2202-155-165
Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте,например: седьмой день, пятнадцатая страница.
Структура порядковых числительных
Простые (первый, десятый)
Сложные (пятидесятый, двухсотый)
Составные (двадцатьпятый,две тысчи седьмой)
Склонение порядковых числительных
Порядковые числительные (простые и ложные) клоняются по образцу прилагательных. Имя числительное третий склоняется как притяжательноеприлагательное(например,лисий), а остальные имена числительные- как относительные и качественные прилагательные с основой на твердый согласный(восьмого-простого, восьмому –простому).
В составных порядковых числительных склоняетсятолько последнее слово (сто пятьдесят седьмому, сто пятьдесят седьмым)
Пишутся слитно:
Порядковые числительные, оканчивающиеся на –тысячный, -миллионный,- миллиардный
Двадцатипятитысячный,Стосорокашестимиллионный, тридцатидвухмиллиардный
Но есть исключение (если используется элемент «элемент»:
Семи с половиной миллионный
Числительные и «красные дни календаря»
Если порядковое числительное есть в названиях праздников и знаменательных дат,то оно пишется с заглавной буквы:
К празднику Восьмого марта
Если числительное записано цифрой, то прописной буквы пишется следующее за ним слово С днем 8 Марта.
Склонение порядковых числительных.
При склонении порядковых числительных изменяется только последняя часть:
К тысяча восемьсот двенадцатому году
С тысяча девятьсот восемьдесят четвертого до две тысячи пятого года
В двухтысячном и две тысячи десятом году.
ОБОБЩЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
Что такое имя числительное?
Какие числительные есть на русском языке?
Какие числительные называются порядковыми?
- I. ТЕСТЫ
- Определите слово, которое обозначает порядок предметов при счете
А) пять
В) пятидневный
С) пятнадцать
Д) пятнадцатый.
Е) пятнадцатиэтажный
- Какое слово является числительным
А) седьмой.
В) тысячелетие
С) пятидневный
Д) пятерня
Е) утроить
- Определите числительное
А) пятый.
В) пятак
С) пятерня
Д) пятерка
Е) впятером
- Определите слово, которое обозначает порядковые числительные
А) двести двадцать пятый.
В) тысяча
С) двойка
Д) десять
Е) тридцать два
- Укажите составное числительное
А) восемь дней, четверо суток
В) три года, двое очков
С) сто тридцать шагов, двадцать первый день.
Д) семь страниц, девять журналов
Е) одна книга, седьмой день
- Определите слово, которое обозначает порядок предметов при счете
А) восьмеро
В) сотый.
С) сто тридцать
Д) пятиэтажный
Е) однократно
- Укажите числительное , в котором Ь знак не пишется в середине
А) девят..сот
В) пят..надцать.
Д) пят..десят
С) сем..десят
- В каких числительных надо писать Ь пишется в середине слова?
А) 7, 17, 30
В) 60, 80, 900.
- В каких числительных надо писать Ь на конце слова?
А) 6, 16, 20.
В) 40, 90, 100
Д) 50, 70, 700
- В каких числительных пишется два НН?
А) 12
В) 11.
С) 13
- II. Разгадайте ребусы.
О5; 100 нет; 40 а; со3; 7 я; смор1а; по2л; 100п; ари100крат; 100янка; 100рона; па3от; 100л; ви3на; элек3ик.
III. Минутка отдыха. Сосчитай числительные.
У про100го 100 рожа-
Непро100рный дом:
Ча100 в нём 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100двух непро100
Вычистить все 100,
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!
У про100й 100ножки
100ит по 100ять
И у той 100ножки
Опыт перенять!!!
- IV. Запишите цифры словами.
От количественных числительных образуйте порядковые.
600, 6000; 7, 78, 800, 987, 5000, 400 000, 3000 000
V Запишите эти числа как порядковые числительные.
51, 287, 1438, 11, 3, 832, 710
VI. Запишите, заменив числа словами:
1-команда:
1.Первый международный телефонный разговор состоялся 31 декабря 1898 года между Петербургом и Москвой.
2-команда:
С 1858 года по 1917 в России было произведено 37 выпусков почтовых знаков, состоявших из 139 марок.
Объявить победителей команд. Оценивание учащихся .
Домашнее задание выполнить упр. 249.
Гултораева Лола Гултораевна,
учительница русского языка и литературы,
колледж №25 им.Д. Конаева,
ЮКО