«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. На сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных закрытому специальному образованию вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Как одно из альтернативных направлений развития системы специального обучения и воспитания, можно назвать введение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовые группы и классы общеобразовательных учреждений. Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого и более перспективного направления – инклюзии.
Инклюзивное образование представляет собой равноправное и равноценное взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками с целью их полноценного психофизического, личностного и социального развития в условиях открытого образовательного пространства.
Сущностью инклюзивного образования является гармоничное взаимодействие здоровых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья, приобретение опыта социальных отношений, формирование полезных для всех социальных навыков, включение активных процессов личностного саморазвития. Разновидностью инклюзивного образования является инклюзивное воспитание, которое можно определить как целенаправленную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивной среды на основе принципов гуманистического воспитания.
Целью инклюзивного воспитания является предупреждение проявлений у детей социально-личностной недостаточности и формирование готовности и способности к относительно независимой жизни.
Результатом и показателем эффективности инклюзивного воспитания является человек с ограниченными возможностями, принимающий и транслирующий культуру общества, ценности и нормы, принятые в нём, а также независимый, самостоятельный, целеустремлённый, обладающий способностью к личностному саморазвитию, имеющий собственное мнение и активно меняющийся на пути собственного развития.
Организация процесса инклюзивного воспитания опирается на решение следующих задач:
- создание общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
- формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);
- формирование умения поддерживать друг друга;
- развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;
- активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности,
- распределять роли и обязанности;
- развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности.
Эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивающей разным детям доступ к развитию своих возможностей.
Инклюзивное воспитание характеризуется целенаправленным изменением как человека с ограниченными возможностями здоровья, так и его здоровых сверстников при совместном взаимодействии в общении, игре, спорте, учении, предметно-практической и духовно-практической деятельности на основе формирования общих ценностей и ценностных ориентаций, поведенческих установок, нравственных норм и правил жизнедеятельности. Ценности и ценностные ориентации, формируемые у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников, относятся к различным сферам жизнедеятельности; среди них основные — это ценности «Я», «Здоровье», «Отечество», «Земля».
Для человека с ограниченными возможностями здоровья ценность «Я» преломляется через ощущение и восприятие болезни; осознание значимости и уникальности собственного «Я» происходит медленно, для чего требуется специальное формирование положительного отношения к себе и адекватной самооценки. У любого человека формирование ценности «Здоровье» связано с осознанием наличного состояния здоровья и возможности его сохранения на ближайшую и дальнюю перспективу. Ценность «Отечество» воспринимается детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья так же, как и их здоровыми сверстниками. Задача в воспитании человека с ограниченными возможностями здоровья — познакомить с историей малой и большой родины (посёлка, деревни, города), а также с историей своей собственной семьи в 3-4 поколениях, способствовать формированию и проявлению патриотических чувств. Формирование ценности «Земля» у человека связано с осознанием Земли как планетарного и природного феномена. Дети и подростки с ограниченными возможностями осваивают ценность «Земля» на основе приближенности и значимости её для человека, для жизни и трудовой деятельности.
Инклюзивная воспитательная среда имеет также значение для целенаправленного формирования поведенческих установок, связанных с отношением к взаимодействию и восприятию друг другом здоровых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья на основе равноценных партнерских отношений в различных сферах человеческой деятельности — спорте, игре, учении, предметно-практической и духовно-практической деятельности.
Следовательно, инклюзивное воспитание в современных условиях является формой целенаправленной совместной социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников, направленной на формирование ценностей и ценностных ориентаций, правил общения, нравственных норм и поведенческих стереотипов.
Бестибаева О.С., заведующая ГККП Ясли-сад №61
г. Алматы, Жетысуский район