Home » статьи » Инклюзивное или включенное образование

Инклюзивное или включенное образование

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребёнку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом» — считает Дэвид Бланкет, бывший глава секретариата министерства внутренних дел Великобритании и министр образования, единственный в мире слепой человек, достигший таких высот в политике.

Инклюзия – в переводе с английского означает включать, охватывать, иметь в своём составе.

     Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.   В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

Все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными.   Инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей.

Государственная Программа образования Республики Казахстан 2011-2020 годов указывает на необходимость развития инклюзивного образования во всех сферах, начиная с дошкольного воспитания. Каждый гражданин Республики Казахстан имеет равные права и возможности для получения образования на протяжении всей жизни.

Коррекционные классы общеобразовательных школ — форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (компьютерная связь)

Домашнее обучение — вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Наша школа на протяжении многих лет ведет работу с детьми, которые нуждаются в домашнем обучении. Особенности обучения на дому заключаются в том, что дети инвалиды очень доверчиво относятся к учителю и стремятся к общению с ним. Я три года занималась с ученицей инвалидом детства с диагнозом связанным с заболеванием дыхательной системы. В самом начале работы я познакомилась с семьей и установила контакт с ученицей, родителями. Психолог школы провела диагностику на выявление мотивации к обучению, типа памяти, внимания, и др. На основе полученных данных передо мной была полная картина возможностей, способностей, интересов ребенка. Моя ученица очень любознательная, начитанная девочка с высокой мотивацией. У нее очень хорошо развита речь, память, мышление. Она очень быстро запоминает стихотворения и любит их декламировать, интересуется математикой, много знает об окружающей природе и ее охране. Интересуется компьютером, английским языком, любит животных, легко вступает в контакт со взрослыми и детьми. Она часто бывала на мероприятиях в школе, в классе. Дети с ней дружили и стремились к общению. Сейчас девочка уже учится в 10 классе, занимается спортом, но из-за болезни все еще находится на домашнем обучении.

Сейчас у меня в классе ученик с диагнозом ЗПР. Этот мальчик обучаем.

Я в своей работе использую игровые технологии, стараюсь в доступной форме предоставить изучаемый материал. Дидактические игры, наглядные пособия

способствуют повышению интереса ученика к учебной деятельности, дают возможность научить работе с книгой, умению ориентироваться в информационном поле, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения. На уроке провожу пальчиковую гимнастику, физминутку, упражнения по формированию четкой дикции. Мой ученик успешно обучается по индивидуальной программе, по некоторым предметам. Работая с детьми с особыми возможностями нужно учитывать состояние их здоровья на данном уроке, так как они быстро утомляются, реагируют на внешние факторы, которые отражаются на их самочувствии. Обязательное условие успешного обучения — это уверенность в том, что все у нас получится, работа на успех ребенка, радость от его достижений. Такое отношение к ученику способствует тому, что он стремится не отставать от своих сверстников и всегда интересуется своими достижениями.

Этот мальчик с удовольствием участвует во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе, выразительно рассказывает стихи, просто ему для запоминания необходимо больше времени, чем обычным детям.

В заключение хочу сказать о том, что если мы будем обучать детей с особыми возможностями из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты. Все дети могут учиться — мы должны создать подходящие условия для их обучения. Если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования.

Ярус Любовь Васильевна,

учитель начальных классов 1 категории,

Школа- центр дополнительного образования

имени П. Корниенко Карагандинская область

Абайский район п. Топар

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*