Home » статьи » Инновационные подходы в преподавании как компонент конструктивистской системы обучения

Инновационные подходы в преподавании как компонент конструктивистской системы обучения

 

Качество преподавания влияет на содержание урока, который может вылиться в запоминающееся и яркое общение учителя с учениками. Это имеет особое значение не только в формировании интереса к науке, но и в утверждении авторитета, уважения, любви и доверия к учителю. На современном этапе особую популярность завоевала Программа, разработанная НИШ совместно со специалистами Кембриджского университета, ожидаемыми результатами которой является сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие, – становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением. Эта программа основана на конструктивистских теориях обучения, которая базируется на утверждении, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников. Большинство сторонников конструктивистской теории считают, что подходы в преподавании, основанные на передаче готовых знаний, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися.

В этой связи многие основные методические инновации связаны сегодня с применением активных и интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — «действовать».

Активная познавательная деятельность субъекта есть смысл и условие любой учебной деятельности, который благодаря такой деятельности к концу обучения предстает в измененном виде. Эти изменения могут выражаться в знаниевом (знания, умения, навыки) и личностных приращениях личности. Показателями успешной личностной (продуктивной) учебной деятельности могут служить умение обучающегося мыслить, работать с информацией (искать, анализировать, отбирать, оценивать), творчески (нестандартно) решать познавательные и практические задачи, самостоятельно ориентироваться и решать проблемы; осуществлять рефлексию своей деятельности, четко излагать свои мысли и т.д. Знания же, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанные на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний, и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, поверхностное обучение.

Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса. В этом плане в современной педагогике наибольшее предпочтение отдается интерактивным методам обучения, поскольку они находятся в тесной взаимосвязи с идеей социоконструктивистской теории обучения. Суть активных и интерактивных методов обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом: ученикам предоставляется возможность размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать соответствующие вопросы, понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, а также пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание определенных тем уже на ста­дии изучения. В контексте такого преподавания знания приобретают иные формы. И особенностью является то, что учащиеся получают их не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Сами ученики играют важную роль при использовании учителем указанной формы преподавания: они активно конструируют знания благодаря социальному взаимодействия со сверстниками. Учитель обеспечивает детей возможностью для обучения, материалами и пр., но и сами ученики должны обладать желанием действовать с целью развития собственного понимания предмета. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Активность учителя уступает место активности учащихся и его задачей становится создание условий для их инициативы и создания «развивающей среды», такой, как самостоятельный выбор, самостоятельная учебная работа, деятельность; осознанность цели деятельности и ответственности за результаты, реализации индивидуальных интересов учащихся, и др.  Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, и переводить ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися и педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. К.Н. Венцель считал, что очень важно, «чтобы излагали, показывали, рассказывали и спрашивали больше сами дети, чтобы педагогу больше приходилось слушать, чтобы дети все время были активными, а не сострадательными лицами», потому что, участвуя в дискуссиях, обсуждая различные проблемы, проигрывая ситуации, ученик усваивает от 70% до 90% информации. Смена позиций учащегося и педагога в результате использования таких подходов обучения приводит к изменению содержания деятельности участников образовательного процесса. Соответственно при таком взаимодействии в процессе обучения педагог общается не напрямую с каждым учеником и не со всем классом сразу (фронтально), а опосредованно с каждым обучающимся через учебную группу и  средство обучения.

В ходе такого общения происходит не только процесс познания и процесс личностного роста обучающихся, но и процесс взаимодействия, которое позволяет реализовывать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыследеятельности. Причем все участники такого общения заинтересованы и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения.

Эти методы активны, потому что:

Во-первых, они активны сами по себе, поскольку в основе своей являются активными в интеллектуальном и физическом смыслах.

Во-вторых, они заменяют пассивный монолог на активный обмен мнениями всех участников образовательного процесса, заставляя обучающихся и обучающих из пассивных слушателей и «говорящих» превратиться в энергичных, мотивированных, творческих, целеустремленных игроков и сплоченных команд.

В-третьих, эти методы привлекают и используют для обучения все допустимые виды вербальной и невербальной коммуникации, активизируя скрытый при традиционном подходе потенциал участников.

В-четвертых, процесс усвоения знаний, умений, навыков, качеств и ценностных ориентировок значительно активизируется, вследствие использования всех наличествующих в нас интеллектов.

Причем, активность методов настолько велика, что распространяется не только на задания урока, семинара, тренинга, но и на релаксацию, перемены! Самое неожиданное, что активность участников в перерывах бывает даже выше, чем при выполнении практических заданий и упражнений.

Основное значение таких подходов преподавания состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:

  • стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов;
  • повышение уровня активности и самостоятельности учащихся;
  • развитие навыков анализа и самоанализа, критичности мышления и коммуникации;
  • саморазвитие и развитие, благодаря активизации мыслительной деятельности и взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Принципы. Эффективность процесса преподавания исходит из главного принципа «Занятие – это не лекция, а общая работа», которая означает, что знания не преподносятся обучаемому в готовом, завершенном виде, предназначенном лишь для запоминания, а даются в динамике перехода от незнания к знанию, при активном участии самих обучаемых в получении части этих знаний в результате самостоятельной работы над решением проблемных задач. Как показано в Программе, «…подходы в преподавании, основанные на передаче готовых знаний, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися…».

 

 

Тойганбекова Ш.М.,

зав.каф. «УиКО»

к.п.н., асс/профессор

тренер по ОССО

«Өрлеу» -Тараз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *. Required fields are marked *

*