Задачи:
1.Совершенствовать диалогическую речь детей (умение вступать в диалог; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать свои знания).
2.Упражнять детей в четком и правильном произношении звуков а, о, и, у, э.
3.Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения.
4.Упражнять в образовании слов по аналогии.
Оборудование: расписной сундучок (или короб), фигурки сказки «Колобок», иллюстрация к сказке «Репка» (тянут репку дед, бабка, внучка), аудиозапись сказки «Гуси-лебеди», мольберт, видеозапись сказки «Лиса и заяц», магнитофон.
Предварительная работа:
Чтение сказок «Репка», Заюшкина избушка», «Три медведя», «Гуси-лебеди».
Рассматривание иллюстраций к прочитанным произведениям.
Прослушивание аудиозаписей сказок.
Игры малой подвижности «Зайка серенький сидит», «Гуси-лебеди».
Настольная игра «Собери сказку по порядку».
Дидактическая игра «Дружная семейка».
Словесные игры на дифференциацию звуков а, о, и, у, э, «Песенки предметов», «Кто как поет».
Словесная игра «Животные и их детеныши», «Что было дальше в сказке», «Герои сказок. Кто из какой?».
Билингвальный компонент: ата, әже, қоян, аю.
Ход занятия:
Общая организационная игра «Зайка серый умывается», игровая ситуация «Мишка принес сундучок сказок».
Воспитатель: Мишка нам принес сундучок сказок. Давайте посмотрим, что в нем…
(Воспитатель открывает сундук так, чтобы дети не смогли увидеть все содержимое. Достает фигурки Деда и Бабки из сказки «Колобок»).
Воспитатель: Посмотрите, кто это к нам в гости пришел?
Дети: Дед и бабка. Пришли дед и бабка.
Воспитатель: А из какой сказки? Мишка: Теремок.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, прав наш Мишка?
Дети: Нет. В «Теремке» нет бабки с дедом (или подобные ответы).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в какой сказке есть дед и баба?
Дети: «Колобок», «Курочка ряба», «Репка».
Воспитатель: Иди, Рита, расскажи Мишке, в каких сказках есть дед и бабка.
Ребенок: Мишка, Дед и Баба есть в сказке «Репка» (другие варианты). (Можно спросить несколько детей, если не все сказки перечислены одним ребенком).
Воспитатель: (Ставит на мольберт иллюстрацию к сказке «Репка».) Посмотрите, к какой сказке эта иллюстрация. (Ответы детей). Правильно, к сказке «Репка».
Мишка: Я знаю, там они все вместе колобка пекли.
Воспитатель: Ребята, что там за герои? Чем они заняты? Дети поясняют, затем воспитатель предлагает одному из детей объяснить Мишке, кто нарисован, и чем они заняты.
Ребенок: Мишка, здесь дед, бабка, внучка. Они тянут репку.
Мишка: Я понял, они репку вытянули.
Дети: Нет. Они не вытянули.
Воспитатель: А что же было дальше?
Мишка: Ну, вот теперь я понял, что это сказка «Репка». Еще я вам послушать сказку принес. Сможете угадать? (Слушание отрывка из сказки «Гуси-лебеди»). Дети отгадывают, воспитатель их хвалит. Воспитатель приглашает всех детей выйти на ковер и поиграть в «гусей-лебедей».
Подвижная игра «Гуси-лебеди»
Воспитатель произносит слова: «Гуси-лебеди полетали, полетали, покричали, покричали…» — дети летают по ковру, «и ни с чем вернулись к Бабе Яге» — садятся на стульчики.
Воспитатель: Где же нашла своего братца девочка?
Дети: У Бабы Яги.
Воспитатель: А где стояла избушка Бабы Яги?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Когда в лесу потеряешься, нужно кричать «Ау». Давайте покричим вместе. Хорошо слышно, потому что помогает эхо. Давайте поиграем в эхо. Я – потерялась в лесу, а вы будете мое эхо. Я буду кричать, а вы повторять, как я, только тише. Воспитатель произносить поочередно звуки а, о, и, у, э, а дети повторяют.
Воспитатель: (Достает из сундука Внучку). А вот и девочка к нам в гости пришла. Из какой она сказки?
Мишка: Я знаю, из сказки «Заюшкина избушка».
Дети: Нет. Там нет девочки. «Репка», «Гуси-лебеди».
Воспитатель: Давайте спросим у девочки «Как тебя зовут?»
Девочка-куколка: Меня зовут Машенька.
Воспитатель: Так из какой сказки Машенька?
Дети: «Маша и медведь».
Воспитатель: Машенька долго жила у Медведя в лесу и там, наверное, видела много зверей. Давайте поиграем с вами и Машенькой. Она вам будет называть лесных зверей, а вы – их детенышей.
Лиса – лисята,
Медведь –медвежата,
Волчица – волчата,
Белка – бельчата,
Еж – ежата.
Машенька: Спасибо вам, мне очень понравилось с Вами играть.
Мишка: И мне помогли в сказках разобраться. Спасибо вам.
Воспитатель: А еще в сказочном сундучке нам приготовлен подарок – сказка. Называется сказка «Лиса и заяц». Послушаем ее и узнаем, есть ли в этой сказке Дедушка, Бабушка или Машенька.
Бадыль Светлана Михайловна,
ясли-сад № 14 «Ақбөпе»
Воспитатель высшей категории